Текст по Л.Овчинниковой
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данный документ содержит материал для ОГЭ в 9 классе: текст о ленинградских детях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_o_leningradsk_detyah_ovchinnikov.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.(8) На исходе первой блокадной зимы из разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Так были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе.
(20) Впереди было ещё почти два года блокады...
(21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой.
(31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.
(По Л.Овчинниковой)
Л.Овчинникова)-современная российская писательница.
1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) Рая Иванова училась в ремесленном училище.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров..
2) В каком значении употребляется в тексте слово «подлинная» (предложение 22)?
1) настоящая 2) достоверная 3) точная 4) естественная
3)В каком предложении средством выразительности является метафора?
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады…
4)Из предложений 1 - 3 выпишите слово с чередующейся гласной.
5) В каком слове написание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов –ОНН-, -ЕНН-, пишется Н Н»?
1) закопчённый 2) ремесленного 3) осаждённого 4) назначенный
6) Замените книжное слово «питомцы» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.
7) Замените словосочетание «корабельная палуба», построенное на основе согласования, синонимичным СС со связью управление.
8) Выпишите грамматическую основу предложения 26.
9) Среди предложений 23 - 27 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
10) В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Дети, (1) конечно,(2) были глубоко потрясены войной. Они видели, (3) как рушатся дома от взрывов, (4)как падают в голодном беспамятстве люди.
11) Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
12) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж, (2) и Русский музей.
Из района в район, (3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
13) Среди предложений 15- 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14) Среди предложений 26 – 32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: «Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». Моряки знали цену мужеству». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение – рассуждение на тему: «Что означает понятие «подвиг»?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"
Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...
План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Овчинниковой Кристины Владимировны
«Проектная деятельность, как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка» ...
Овчинникова Е.А. Твой экологический след
Твой экологический след...
Программа по самообразованию учителя русского языка Овчинниковой Валентины Григорьевны
Современные педагогические технологии являются являются необходимым средством повышения эффективности учебного процесса, например: технология деятельностного обучения....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны
Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....
Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.
Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Тип урока: Открытие нового знания.Цели деятельнос...
Реферат на тему: История ВОв в названии улиц г. Ессентуки. «Улица имени Овчинникова Н.Т.»
Имена Героев Советского Союза-ессентучан присвоят трём улицам в квартале индивидуальной жилой застройки в районе улицы Никольская. В годы войны это высокое звание получили 11 ессентучан. По иници...