Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Тема проекта «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок
проект (11 класс)
Я учусь в 11 классе, собираюсь поступать на базовую кафедру АО “ТЯЖМАШ” и в дальнейшем построить карьеру на данном предприятии. История моей семьи тесно связанна с этим заводом, мой дед, а также мой отец и мать работали на нём. Я собираюсь продолжить династию и присоединиться к большому коллективу предприятия в ближайшие годы.
Завод имеет крайне интересную историю развития, ведь он всегда адаптировался под нужды государства и производил жизненно важные стратегические заказы. Мне бы хотелось как можно больше узнать об истории и значении этого предприятия для города и страны, а для этого необходимо собрать как можно больше информации.
Я считаю, что знание истории завода сможет помочь мне освоиться и влиться в его работу, чтобы в дальнейшем построить карьеру и внести свой вклад в работу столь важного для страны предприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mozgunov.docx | 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Я учусь в 11 классе, собираюсь поступать на базовую кафедру АО “ТЯЖМАШ” и в дальнейшем построить карьеру на данном предприятии. История моей семьи тесно связанна с этим заводом, мой дед, а также мой отец и мать работали на нём. Я собираюсь продолжить династию и присоединиться к большому коллективу предприятия в ближайшие годы.
Завод имеет крайне интересную историю развития, ведь он всегда адаптировался под нужды государства и производил жизненно важные стратегические заказы. Мне бы хотелось как можно больше узнать об истории и значении этого предприятия для города и страны, а для этого необходимо собрать как можно больше информации.
Я считаю, что знание истории завода сможет помочь мне освоиться и влиться в его работу, чтобы в дальнейшем построить карьеру и внести свой вклад в работу столь важного для страны предприятия.
Список ключевых слов
Династия, завод, карьера, стратегический заказ, производство, история, важность, приказ, строительство, коллектив, продукция.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………4-6
Основная часть………………………………………………………………...7-24
- «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок…………..7-9
- Моя династия на предприятии……………………………………….10
3. Из истории завода …………………………………………………….11-12
4. Завод строился ………………………………………………………...13-14
5. Стратегическое значение завода ……………………………………..15-24
6. Роль завода в жизни города…………………………………………...24
7. Заключение.……………………………………………………………..25
8. Библиографический список……………………………………………26
Введение
Выбор профессии очень важное решение в нашей жизни. Все мы хотим, чтобы работа приносила радость, самореализацию, воплощение наших творческих идей, но также и материальный достаток. Но в современном обществе мы сталкиваемся с проблемой безработицы. Можно получить хорошее образование, быть талантливым человеком со множеством идей, но остаться не удел. Мир профессий очень велик и разнообразен, и конечно сейчас, как никогда передо мной и моими сверстниками встала серьезная задача – выбрать свой дальнейший путь, выбрать свою профессию. Мы все задаем себе одни и те же вопросы – кем я хочу стать, какие навыки, умения мне потребуются, с какими трудностями придется столкнуться на пути к заветной цели и стоит ли эта цель затраченных усилий? От всех раздумий о будущем голова идет кругом. Здесь главное не растеряться, сделать правильный выбор. Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать, как можно раньше. Психологи доказывают, что самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Хочется, что бы обо мне и моих одноклассниках говорили, что мы сделали правильный выбор, что у нас «золотые руки», что мы «специалисты от Бога». Все эти размышления и определили тему моей работы.
Я в течении долгого времени исследовал историю завода “Тяжмаш”, его значение в современных реалиях. Это заняло довольно много времени и сил, но я считаю, что результат того стоил. В ходе проведения исследования я использовал информацию из открытых источников в интернете, архивных документов музея «ТЯЖМАШ», рассказы моих родственников, информацию из книг и журналов, выпущенных самим заводом, а также побывал в музее завода и пообщался с его работниками, которые поделились со мной очень ценной информацией.
Данный проект актуален тем, что он покажет значимость современного инженерно-технического образования и поможет нынешнем выпускникам определиться с выбором учебного заведения и будущей профессией.
Новизна работы данного научного исследования состоит в том, что я изучил сам и в доступной форме представил ученикам нашей школы историю сызранского легендарного стратегического предприятия АО «ТЯЖМАШ». Я сам понял насколько нужны в России инженеры и объяснил ребятам, что в настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,5 процента, в то время как доля США достигает 36 процентов, Японии – 30, Германии – 17. Перемены в экономике могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных инженерных кадров.
Цель исследования:
исследовать и изучить АО “ТЯЖМАШ”: узнать о судьбе предприятия, изучить различные периоды его истории, узнать о стратегическом значении и понять насколько важно предприятие в наши дни и каким оно было в прошлом, а также узнать какие АО «ТЯЖМАШ» предоставляет возможности для раскрытия собственного потенциала и карьерного роста.
Исходя из поставленной цели, в своей работе я поставил для себя задачи:
- Собрать и обобщить информацию о развитии предприятия «Тяжмаш».
- Рассмотреть традиции семейных рабочих династий предприятия «Тяжмаш», на примере своей семьи.
- Выявить тенденцию стратегического назначения государственных заказов предприятия «Тяжмаш».
- Показать роль заводской продукции предприятия «Тяжмаш» для развития космоса.
- Пополнить информационную базу музея завода «Тяжмаш».
- Проанализировать рынок современного инженерно-технического труда на предмет востребованности выпускников нашей школы.
Объект исследования: стратегическое значение АО «ТЯЖМАШ», профессиональное развитие и карьерный рост, связанный с данным предприятием.
Гипотеза: знание истории завода поможет мне освоиться и влиться в работу АО «ТЯЖМАШ», чтобы в дальнейшем построить карьеру и внести свой вклад в работу столь важного для страны предприятия.
Методы исследования:
- сбор информации;
- интервьюирование;
- анализ собранной информации
- синтез собранной информации
- сравнение, обобщение;
- выступление перед аудиторией выпускников 9-11 классы.
Этапы моей работы:
- изучил литературу, интернет – источники по данной теме;
- систематизировал материал;
- провел интервьюирование;
- оформил письменную и электронную версию работы;
- создал презентацию по теме;
- выступил перед аудиторией выпускников 9-11 классы.
Практическая значимость: пополнил информационную базу музея завода «Тяжмаш», показал роль заводской продукции предприятия «Тяжмаш» нашего города Сызрани для развития космоса, проанализировал рынок современного инженерно-технического труда на предмет востребованности выпускников нашей школы.
Основная часть
- «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок
Основное производство АО «ТЯЖМАШ» расположено в городе Сызрань. Специалисты занимаются разработкой и изготовлением дробильно-размольного, топливо-приготовительного, транспортирующего оборудования, оборудования для АЭС и наземных стартовых комплексов космодромов. Завод основан в 1941 году и в настоящее время входит в число крупнейших промышленных компаний России. Это современное предприятие, имеющее все возможности для выполнения заказов любой сложности, свойственных тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению. Завод заслужил признание и наладил деловые связи практически на всех континентах. Безупречная репутация АО «ТЯЖМАШ» объясняется прежде всего высоким качеством продукции, надежностью, долгим сроком эксплуатации и высокой ремонтопригодностью.
Постоянно поддерживать высокий уровень технических и технологических разработок в соответствии с мировыми стандартами предприятию удается благодаря активному сотрудничеству с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями страны, а также со специалистами зарубежных фирм.
На этот счет никаких сомнений. Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.
Сейчас нередко можно услышать, что в нашей стране – перепроизводство инженеров. Действительно, в настоящее время численность специалистов с высшим образованием составляет свыше 14 млн. человек, и более трети из них – инженеры. А существующий рынок труда соответствует в основном потребностям узкого круга отраслей по добыче, переработке, транспортировке сырья, коммуникациям, жизнеобеспечению населения, безопасности страны и т.п. Для них необходимы геологи и горные инженеры, нефте- и газопромысловики, конструкторы и технологи, механики и строители, электрики и теплотехники, специалисты в области информационных технологий и некоторые другие. В названных отраслях на всей огромной территории нашего государства происходит и будет происходить естественная ротация инженерных кадров. Но, поскольку страна постепенно становится на рельсы инновационной экономики, начнут интенсивно развиваться и другие отрасли, подчас хорошо забытые. Поэтому однозначно – в будущем выпускники инженерных специальностей будут пользоваться большим спросом.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с томскими студентами в феврале 2018 года отметил: «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей – инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Он считает, что повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и создание новых современных производств являются главными условиями для повышения престижа профессии инженера.
В соответствии с правительственной Программой развития экономики в ближайшие годы активизируются все отрасли данной сферы и, в первую очередь, ее важнейшее звено – промышленность. В связи с этим одновременно с подъемом спроса на инженерные кадры ожидается многократное усложнение деятельности специалистов технического профиля. Серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается и сейчас практически во всех отраслях промышленного производства. Российское общество остро нуждается в инженерах новой формации, инноваторах. А таких сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно. С ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в высококвалифицированных специалистах будет увеличиваться.
Еще в 2017 году на съезде Ассоциации технических университетов в МВТУ им. Баумана отдельные фирмы заявили, что согласны оптом брать инженеров и технологов. Несмотря на это выпускники технических вузов зачастую предпочитают трудиться офисными работниками или продавцами. А если и появляются в цехах, то редко соответствуют новым инновационным программам развития производства. Вот и получается: инженеров много, а выбирать не из кого. Наступило время, когда количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей необходимо заменить качественным ростом.
АО «ТЯЖМАШ» в своей деятельности руководствуется высокими обязательствами в вопросах социальной и кадровой политики и предоставляет широкие возможности для раскрытия собственного потенциала и карьерного роста.
Готовность и способность плодотворно работать, развиваться, учиться новому — залог успешной работы в АО «ТЯЖМАШ». Поэтому компания уделяет серьезное внимание повышению профессионального уровня коллектива. Предприятие сотрудничает с ведущими вузами Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Московской и Ленинградской областей для подготовки молодых специалистов и переподготовки опытных сотрудников.
Работа в АО «ТЯЖМАШ» сегодня предоставляет следующие преимущества:
- Официальное трудоустройство и гарантированный социальный пакет согласно ТК РФ;
- Конкурентная система оплаты труда в регионе;
- Премирование по результатам успешной работы за год;
- Льготное использование социальной инфраструктуры предприятия (спортивный зал, турбаза, столовая, медицинский корпус);
- Профессиональное развитие и карьерный рост;
- Возможность обучения в вузе и переподготовки, в том числе с нуля.
- Моя династия на предприятии.
На заводе “Тяжмаш” работали и работают мои родственники. Мой дед, Мозгунов Геннадий Петрович, работал на заводе с июня 1978 г. и проработал 30 лет. Он занимал должности (в разные периоды): начальника планового отдела, начальника финансово-сбытового отдела, директора финансов и экономики.
Он вспоминал, что работа всегда была в радость, хотя бывали и крайне тяжёлые времена, заказы у завода были всегда, работали с самыми различными отраслями, не раз приходилось проходить переквалификацию, но завод всегда успешно справлялся с поставленной задачей.
Мой отец, Мозгунов Андрей Геннадьевич, после окончания техникума также устроился на АО “Тяжмаш”. На заводе он работает уже более 23 лет. На данный момент, он работает в должности заместителя начальника технологического отдела по организации и нормированию труда.
Сейчас, он считает что “Тяжмаш” является динамично развивающейся компанией мирового уровня в области машиностроения, осваивающий как новые направления в производстве (участие в изготовлении оборудования для строящихся АЭС по всему миру), так и наращивающие своё присутствие в привычных для себя областях (изготовление оборудования для топливно-энергетического комплекса, гидро-электростанций и оборудование для космической промышленности).
Моя мама, Мозгунова Наталья Владимировна, так же работала на АО “Тяжмаш” с 1998 по 2008 год. Она занимала должность бухгалтера.
Она вспоминает, что на заводе хороший дружный коллектив и хорошие рабочие условия. В остальном она согласна с мнением отца.
- Из истории завода.
Людиновсикий завод был основан в качестве горного (железоделательного) завода в 1745 г. зачинателями отечественной металлургии Демидовыми. Завод первым в России начал изготавливать рельсы, строить паровые и гидравлические машины, подъёмные механизмы, металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственные машины, паровозы и, наконец, локомобили. Достигнутые заводом технические успехи в производстве локомобилей высоко оценивались как научными организациями того времени, так и потребителями. Локомобили с данного завода были крайне высокого качества и составляли хорошую конкуренцию иностранным аналогам на выставках в Лондоне и других городах Европы. В решающей степени, успех обеспечивался основными высококвалифицированными кадрами рабочих, а также составом конструкторов и мастеров-технологов, следовавших традициям первенца металлургической промышленности России.
Для жителей г. Людиново война началась с налётов вражеской авиации. Главной целью налётов был Людиновский завод, имевший важное военно-экономическое значение. С первых дней войны заводское производство переходит на выпуск оборонной продукции, а коллектив – на военное положение. Но круглосуточная работа всё чаще прерывалась воем сирен и воздушной тревоги. Последующими бомбёжками враг разрушил часть корпусов котельного цеха, трансформаторные подстанции, часть паросиловой котельной, работать в данных условиях становилось опасно, да и фронт неумолимо двигался всё ближе и ближе.
В конце июля 1941 было принято решение об эвакуации Людиновского завода в Сызрань, на ремонтно-механической завод. Эвакуация началась 1 августа, руководил ею, лично, директор завода Павел Иванович Аброскин.
Как оказалось, производственные мощности РМЗ были явно недостаточны для размещения эвакуированного предприятия. Основное оборудование решили разместить под открытым небом на заброшенной ветке Куйбышевского гидроузла, в 2 км от вокзала. Мелкое производство осталось на территории РМЗ.
5-6 августа 1941 г.из Людиново ушёл первый эшелон с людьми и оборудованием, стройматериалами. Разгрузка вагонов велась вручную, без платформ и кранов. Использовали лишь подручные материалы, делали рычаги. Не хватало ни времени, ни сил. Работали по 12 часов, а иногда и ночью, пока не разгрузят весь состав, чтобы освободить место для следующего. Эшелоны прибывали ежедневно, работники едва успевали разгружать их.
“Головной болью” организаторов эвакуации стала проблема жилья. Прибывающие семьи сначала размещались в Сызрани в летнем театре железнодорожников, а в Батраках – в местном клубе. В экстренном темпе строились бараки, рылись землянки, но и этого не хватало для того что бы расселить всех.
- Завод строился…
Строительство в Сызрани разворачивалось на площади, занятой будками питомника служебного собаководства и деревянными сараями “Заготзена”, где хранился мобилизационный запас сухарей и сено.
Перед коллективом встала задача – в короткий срок построить завод и немедленно перейти к выпуску продукции для фронта.
Началось строительство и организация собственной электростанции. Её разместили в конюшне питомника собаководства, установив здесь локомобиль мощностью 75 лошадиных сил. Впоследствии, электростанцию расширили, пристроив сарай, где разместились 8 одинаковых локомобилей, общей мощностью 400 киловатт. Собирались эти локомобили из делалей и узлов привезённых из Людиново.
На территории ремонтно-механического завода наладили литейное производство. В начале декабря 1941г. Сызранский локомобильный завод отправил фронту первую партию боеприпасов – 35 тысяч мин. Город отдал заводу мясные павильоны центрального рынка - в них происходила механическая обработка миномётных снарядов различного калибра.
На централизованное снабжение материалами рассчитывать не пришлось: в карьерах своими силами вели разработку камня, завозили глину, песок, сами готовили известь, гвозди и т д.
Что бы выиграть время в первую очередь устанавливалось технологическое оборудование, а уже потом возводились стены и перекрытия цехов. Кузнецы трудились под открытым небом. Основные строительные работы на площадке начались с подготовки котлована и закладки фундамента под 700-тонный гидравлический пресс, крайне нужный для оборонного производства, на установку которого ещё до войны в Людиного ушло два года. На новом месте этого гиганта, без которого невозможно было выпускать ни локомобили, ни морские мины (поступил такой заказ), заставили работать уже через 6,5 месяцев. Трудиться монтажником приходилось круглосуточно. Одновременно готовились фундаменты и для другого крупного оборудования котельно-заготовительного цеха.
Преодолевая трудности, завод строился и рос. Более того, уже давал продукцию. В отчёте планового отдела за 1942г отмечено: план по товарному выпуску продукции выполнен досрочно – 30 ноября 1942г.! В том числе были и 27 локомобилей. И это при резком дефиците рабочих ведущих профессий и затяжных перебоях в снабжении.
В этом же году без отопления, начали работать уже шесть цехов: котельный, кузнечный, модельный, литейный, механический. А в цехе №1 приступили к выпуску морских мин.
В декабре 1942 г. коллективу заводу было присуждено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны – за первенство в социалистическом соревновании.
Первая промышленная энергия была выработана в июле 1942 г. Понемногу жизнь налаживалась. Начали работать столовая, баня, клуб, возводилось жильё. В 1943 г. улучшилось питание людей. Были выделены земельные участки под огороды. Стало расти подсобное хозяйство.
10 сентября 1943г. освободили г. Людиново. Многие работники, эвакуированные без семей, засобирались на родину. Встала задача – сохранить квалифицированные кадры. В 1944г. директор завода С. М. Макеев посылает за семьями рабочих-людиновцев своего представителя.
Решением СНК ССР от 13 декабря 1944г. Наркомтяжмашу поставлена задача: организовать серийный выпуск локомобилей для сельского хозяйства. Особенно в них нуждались районы, освобождённые от фашистских оккупантов. Завод зачастую перевыполнял план и отсылал дополнительные локомобили в нуждающиеся регионы.
В июле 1945г. коллектив локомобильного завода награждён орденом Трудового Красного Знамени. За успешное выполнение заданий правительство по строительству завода. За организацию производства локомобилей. За изготовление боеприпасов.
- Стратегическое значение.
Первая послевоенная пятилетка
Разруха. Запустение. Бедность. Питались впроголодь, одевались кое-как, жили в тесных бараках, мёрзли в землянках, ютились в углах частных домов.
Страна нуждалась во всём, но прежде всего требовалась энергия – основа основ экономики.
Приказ Родины – обеспечить выпуск до 2000 локомобилей в год. До войны столько выпускали все заводы страны.
Встал вопрос о том где взять резервы. Главный пункт программы – реконструкция завода: техническое перевооружение цехов и возведение новых, а так же постройка жилья для рабочих.
Срочно нужны были новые рабочие руки. Сотни людей освоили строительные профессии. Проходили массовые субботники и воскресники. Будущие новосёлы работали на жильё целыми семьями. Каждый цех шефствовал над определённой стройкой.
В условиях послевоенной разрухи локомобили оказались незаменимой техникой: в городе, на селе, а также и на предприятиях. Страна не располагала средствами на строительство больших электростанций, а сызранские локомобили помогли выйти из нужды. Завод освоил выпуск локомобилей мощностью 500 л.с. Один такой локомобиль заменял 3-4 агрегата.
Пригодился опыт военных лет: в новых цехах станки устанавливали, не дожидаясь окончания строительства. Работали с предельным напряжением. Положение усугублялось острой нехваткой кадров. На завод в основном приходили людей без квалификации. В этой обстановке каждый член партии отвечал за двоих – за себя и за своего ученика. Время доказало: никакие учебные заведения не могут заменить наставника. А в годы войны ив первую послевоенную пятилетку в подготовке кадров они сыграли решающую роль.
Первую послевоенную пятилетку коллектив выполнил досрочно, в августе 1950г.:
- перекрыта сверх напряжённая программа производства локомобилей
- развёрнуты строительство жилья и объектов соцкультбыта, работы по благоустройству заводского посёлка
- сданы в эксплуатацию различные объекты производственного значения
- освоен выпуск турбовоздуходувок и другого оборудования для металлургической и цементной промышленности
Сызранские машиностроители уверенно вышли на передовые позиции в городе, области, отрасли. В завершающем году пятилетки им дважды присуждались переходящие красные знамёна: в первом квартале – Знамя ВЦСПС и министерства тяжёлого машиностроения. В третьем – Знамя Совета Министров СССР.
От локомобиля – к гидротурбине
К началу 20-ых годов намечались глобальные мероприятия, получившие название “великих строек коммунизма” и в их числе целый каскад ГЭС на Волге. Сызранскому локомобильному заводу было предложено поменять профиль и переключиться на выпуск гидротурбин. В ноябре 1951г завод получил новое наименование – Сызранский гидротурбинный завод. Локомобильная эра закончилась.
Наряду с переквалификацией кадров шло комплектование завода новым руководящим и техническим персоналом. Огромную помощь оказал Ленинградский металлический завод, приславший квалифицированных специалистов по гидротурбинному строению.
В 1953 г. завод приступил к изготовлению “Камских великанов” – поворотно-лопастных турбин для Камской ГЭС, особо важной стройки. Здесь впервые в мире сооружалось здание ГЭС, расположенное внутри водосливной плотины, где должно было разместиться 24 агрегата, управляемые с одного пульта.
Встретилось немало сложностей. В том числе обработка крупногабаритных и тяжеловесных деталей. Завод не располагал нужным оборудованием. Слишком мало времени осталось на подготовку: за несколько месяцев требовалось изготовить сотни моделей и приспособлений.
За 8 лет завод поставил 36 гидротурбин. Кайская, Кайракумская, Варваринская ГЭС полностью оснащены сызранскими агрегатами. Одновременно коллектив изготавливал узлы для турбин Куйбышевской, Горьковской, Новосибирской и других ГЭС страны.
В 1958г. профиль предприятия изменился, и производство турбин возобновилось лишь через 12 лет.
Сегодня сызранскими гидротурбинами оснащены многие ГЭС страны – в Средней Азии, в Закавказье, в Сибири, в Прибалтике, на Кольском полуострове. И у каждой ГЭС есть свой “норов”. Усть-Хантайская ГЭС (1969 г.) впервые была создана за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. Пуск электростанции дал жизнь городу металлургов Норильску, его медно-никелевому металлургическому комбинату. Всё, что предназначалось для поставки на стройку, изготавливалось в “северном исполнении”, т.е. с учётом экстремальных условий, в которых предстояло работать оборудованию, в т. ч. и сызранским турбинам. Хантайский эксперимент оказал неоценимую услугу при оснащении турбинами заполярных ГЭС.
Неподалёку от Чувашии поднялся новый город – Новочебоксарск. Своим рождением он обязан чебоксарской ГЭС. Корпус рабочего колеса турбины весил 80 тонн, одна лопатка – 22 тонны, вал – 55 тонн, общий вес агрегата – 1400 тонн. Пять турбин для ГЭС изготовили ленинградцы, 13 – сызранцы, 10 из них – с государственным знаком качества.
Новое направление – мощное дробильно-размольное оборудование
В январе 1957 г. министерство тяжёлого машиностроения дало заводу увеличенное задание на выпуск шаровых мельниц. Это был первый этап переключения его на производство дробильно-размольного оборудования. Предприятие было переименовано в Сызранский завод тяжёлого машиностроения.
Лишь в первой половине 1958 г. была дана конкретная программа с чёткой и стабильной номенклатурой изделий: дробильно-размольное, крановое оборудование и ленточные конвейеры для чёрной металлургии, горнорудной промышленности и теплоэлектростанций. Был пределён состав годового выпуска продукции:
- Дробильно-размольное оборудование (дробилки конусные, мельницы шаровые, среднеходные); для размола угля, трубные мельницы для цемента
- Ленточные конвейеры (стационарные и передвижные).
- Металлургические краны (колодцевые, мульдозавалочные, напольно-завалочные машины, мостовые перегружатели).
- Запасные части.
- Временно сохраняемое производство полумеханических топок.
Уже в 1959г. завод освоил изготовление и поставил оборудование Ново-Криворожскому комбинату, Карагандинскому и Череповецкому металлургическим заводам, аналогичное оборудование – для Болгарии и Китая. В числе изготовленных изделий – углеразмольные мельницы, дробилки, перегружатели, колодцевый кран, напольно-заволочные машины. Завод впервые за годы существования вышел на “международную арену”, экспортируя свою продукцию в зарубежные страны.
Впервые в СССР тяжмашовцы начали изготавливать мощные ленточные конвейеры с шириной ленты 2000мм и производительностью 3000 тонн в час для обогатительных комбинатов.
Продукция завода отправлялась так же в Польшу, Венгрию, Индию, Албанию, несколько позже – в ОАР, Ирак, Вьетнам.
Заводские конструкторы вели разработку технических и рабочих проектов крупных валковых среднеходных мельниц, мельниц Ш-70 и т.д.
В 70х годах в тесном содружестве с учёными Московского отделения центрального котлотурбинного института конструкторы завода создали шаровую мельницу производительностью 50 тонн угольной пыли в час. Шаг за шагом её конструкция совершенствовалась. В июне1973г. мельнице Ш-50А присваивается государственный знак качества. 20 лет её не было равно по производительности и экономичности.
Среди размольного оборудования самые перспективные – среднеходные мельницы: по сравнению с барабанными потребляют в 2 раза меньше энергии, в три раза легче и занимают куда меньше места. Коллектив бюро среднеходных мельниц усовершенствовал действующие машины (МВС-105А, МВС-120А, МВС-40А). Для небольших и средних ТЭС они стали незаменимыми. Этими мельницами были оснащены такие электростанции, как Добротворская, Фрунзенская, Ярославская и многие другие.
В конце августа 1965 г. на испытательном стенде сборочного цеха завода появилась мельница с диаметром барабана 7 метров. Мельница положила начало новой технологии по принципу “руда мелет руду”. От сюда и название – процесс без шарового помола, каскадный.
Сотни различных машин поставила Сызрань стройкам курской магнитной аномалии. Именно туда и предназначались “каскады”. В 1972 г. создаётся новая машина из серии “каскадов” с 9-метровым диаметром барабана. На второй очереди Лебединского ГОКа установленно шесть мельниц ММС-90-30.
В 70-80-ых годах “каскадами” были оснащены алмазодобывающие предприятия Якутии, золотодобывающие фабрики в Забайкалье, Средней Азии и т.д. Работают “каскады” и за рубежом – в Германии, Болгарии, Монголии и многих других странах.
В начале 90-ых была спроектирована и установлена для компании “Алроса” (Якутия) крупнейшая в Европе мельница мокрого самоизмельчения руд с диаметром барабана 10,5м и объёмом 420м. Мельница ММС-105-54 предназначалась для переработки алмазосодержащих руд в условиях Крайнего Севера.
Дружная работа учёных и заводских конструкторов дала хорошие результаты – родилась новая мельница ММС-70-23С (строительная), способная за час выдать до 600тонн шлама (основной компонент для производства цемента). Завод успел оснастить своим оборудованием более 20 предприятий стройиндустрии.
Для химии
Быстрыми темпами развивалась химия в Средневолжском экономическом районе. В связи с этим часть производственных мощностей завода была переключена на заказы химии. Десятки больших строек химии получили из Сызрани оборудование: Тольятти и Стерлитамак, Уфа и Новокуйбышевск, Волгоград и Кировск, Березники и Нижнекамск, Сумы и Салават… Сотни наименований крупных изделий было поставлено и местным предприятиям – заводам технического углерода и нефтеперерабатывающему.
Следует учесть, что заказы химии выполнялись параллельно с изготовлением традиционного оборудования, на тех же производственных площадях.
1965г. оказался особенно “урожайным” по заказам химии. 180 наименований оборудования сложного оборудования. Аппарат колонного типа, регенератор, аппараты выпарные и с перемешивающими устройствами, реакторы шаровые.
Завод и космос
Космическая эпопея тяжмашевцев началась в 1958 г. После серии успешных запусков первых межконтинентальных ракет началось форсированное строительство одновременно нескольких стартов для постоянного дежурства на них межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками. А это было невозможно сделать без участия крупнейших заводов тяжёлого машиностроения. Для решения этой задачи в качестве одного из участников и был привлечён Сызранский завод тяжёлого машиностроения.
В июне 1958 г.на заводе приказом директора Макеева было создано специальное конструкторо-технологическое бюро, затем уже при директоре Сабурове – отдел, которому поручалось подготовка производства по изготовлению одного из сложнейших агрегатов стартового комплекса по предстартовому обслуживанию двух ступеней ракеты Р-7. И хотя эти ракеты давно сняты с боевого дежурства, оборудованные сызранцами агрегаты пусковых комплексов продолжают функционировать при запуске пилотируемых и грузовых космических кораблей и искусственных спутников.
В 1962 г. Королёв впервые посетил завод. Его приезд был связан с задуманной им новой, более мощной ракеты с названием Н-1(связанно с лунным проектом). Ему лично хотелось убедиться, на что способны сызранцы, он осмотрел основные цеха и оборудование. На коллектив возлагалось изготовление уникального по габаритам технологического сборочного, сварочного, испытательного оборудования и различных стендов, отдельных крупных узлов-ферм самой ракеты, соединяющих её первую, вторую и третью ступени между собой, а также дюралюминиевого кольца диаметром 12м, устанавливаемого на пусковом столе.
Ракеты “протон”, вышедшие на орбиту станции “салют”, и система “Энергия-Буран” созданы с участием сызранских машиностроителей. Только для последней заводчанами было изготовлено около 70 наименований сборочного, транспортного и испытательного оборудования. Сейчас высказывается немало восторгов об изящной посадке “Бурана”. И здесь есть определённый вклад сызранцев, сделавших опорно-поворотные устройства двух радиолокационных станций.
Участвовали тяжмашовцы и в создании и монтаже крупнейшего в мире радиотелескопа Академии наук СССР-РАТАН-600. Уникальный радиотелескоп с диаметром 600м установлен в северо-кавказской станице Зеленчукской и предназначен для проведения астрономических исследований методом радиоастрономии, а так же радиофизических и других исследований в любых погодных условиях. Он наряду с крупнейшим в мире оптическим телескопом с диаметром зеркала 6 метров, вошёл в состав Специальной астрофизической обсерватории Академии наук страны.
Первые радиоастрономические наблюдения на сданной в эксплуотацию части радиотелескопа были проведены ещё 12 июля 1974 г. А 20 марта 1977 г. газета “Правда” под заголовком “РОТАН-600 действует!” опубликовала приветствие главы радиотелескопа. Опыт использования РАТАН-600 во всех областях радиоастрономии показал его высокую эффективность. Более 20 лет тяжмашовцы являлись основными поставщиками оборудования для радиотелескопа. За это время было изготовлено 10 тысяч тонн металлоконструкций.
За большой вклад в создание РАТАН-6000 большая группа заводчан была награждена орденами и медалями.
Алтайский оптический телескоп
Алтайский оптико-лазерный центр устанавливает уникальный оптический телескоп для слежения за летающими объектами. Впервые телескоп имеет возможность читать надписи даже на корпусах летающих объектов, до этого – вели наблюдения только за неподвижными небесными телами.
Огромные возможности Алтайского телескопа обусловлены его особой подвижностью, способностью реагировать на движение и быстро изменять угол поворота. Следовательно, телескоп должен иметь сложную, но надёжную поворотную систему. Именно эту часть проекта доверили выполнять Сызранскому машиностроительному заводу, помимо это ещё и укрытие для телескопа, который будет установлен на горном Алтае на высоте 2000м.
Новый и интересный заказ – космодром КУРУ во французской Гвиане
Строительство своего экваториального космодрома Франция начала ещё в 1965 г. по инициативе Национального центра космических исследований (КНЕС). Проект строительства стартовой площадки для запуска модернизированных ракет-носителей “Союз-СТ” во Французской Гвиане – одно из приоритетных направлений сотрудничества Роскосмоса и Европейского Космического агентства.
Нашему заводу доверено изготовление стартовой системы, кабины обслуживания и стенда сборки ракеты-носителя для завода “Прогресс”.
Космодром “Восточный”
13 сентября 2012 года были опубликованы результаты тендера поставщиков оборудования для космодрома “Восточный”. Победителем конкурса объявлен ФГУП “Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры”, субподрядчиком которого выступает ОАО “Тяжмаш”. В конце 2012 года состоялось заключение договора, по которому наше предприятие было назначено головным изготовителем оборудования стартового комплекса для нового космодрома. Были изготовлены и поставлены: стартовая система, кабина обслуживания, верхняя кабель-мачта, кабель-заправочная мачта, транспортно-установочный агрегат, комплект защитных устройств. В 2016 году произведён первый запуск ракеты “Энергия” с нового космодрома. В данный момент успешно продолжается создание кабель-заправочной башни для второй очереди космодрома “Восточный”, откуда планируется запуск ракет-носителя тяжёлого класса “Ангара”. Кабель-заправочная башня сложное и многофункциональное сооружение высотой более 55 метров и массой более 1,5 тысяч тонн, предназначенное для удерживания ракеты-носителя во время подготовки запуска и заправки топливом, а также для установки устройств отвода бортовых разъёмов и подведения различных коммуникаций. Единственный в мире аналог этого изделия установлен на космодроме Плесецк. Первый старт запланирован в 2023 году.
Атомной энергетике
Для атомной энергетики, бурное развитие которой сопровождало все 80-е годы, на завод стали поступать заказы высокой сложности: шлюзовые камеры, гидроамортизаторы, виброгасители. Гидроамортизаторы предназначены для защиты оборудования атомных энергоблоков от ударов на случай землетрясений и аварий. Раньше они закупались в Японии и ФРГ, теперь их выпуск должны освоить сызранцы. Предстояло разработать технологию на восемь типоразмеров гидроамортизаторов, отработать конструкцию. Новая продукция требовала высочайшей точности. В истории завода, пожалуй, не было более ответственных по качеству и надёжности серийных изделий. Серийное производство гидроамортизаторов началось во второй половине 1983г. Первые партии гидроамортизаторов – Калининской и Запорожской АЭС. Продукция сызранцев получила признание и за рубежом.
Подтверждением успешного освоения АО “Тяжмаш” сферы атомной энергетики является ряд крупных договоров на изготовлению и поставку ключевого оборудования для строящихся Тяньвайской (КНР), Сюйдапу (КНР), Белорусской, Ленинградской, Балтийской, Нововоронежской, Ростовской, Курской АЭС-2, АЭС “Аккую” (Турецкая республика), АЭС “Руппур” (Бангладеш), АЭС “Куданкулам” (Индия).
Новейшая история
Новое направление по производству башен для радиотрансляции и сотовой связи нашим предприятием было освоено недавно. Договор на изготовление первой 70-метровой вышки был заключён в декабре 2001 г. Ещё более ответственный заказ – изготовление металлических конструкций башни высотой 250 метров.
С 2002г. осваивается производство мостовых кранов. Первый заказчик – Юмагузинская ГЭС из Башкортостана.
Затвор для Жигулёвской ГЭС – наше предприятие – одно из ведущих, а может и единственное способное выполнить такой заказ. Практически все гидросооружения Волжского каскада эксплуатирует оборудование с маркой ОАО “Тяжмаш”.
Название самоцветов (Кварц, Гранит, Топаз, Кристалл, Малахит, Бирюза, Агат-М) носят тоннелепроходческие комплексы, в производстве которых ОАО “Тяжмаш” играет огромную роль. Первый проходческий комплекс “Топаз” предназначен для прокладки тоннелей из монолитно-прессованного бетона в сложных гидро- и горногеологических условиях.
Продукция для энергетиков, чёрной и цветной металлургии и химии, стройиндустрии, нефтегазопереработки, сельского хозяйства, золото- и алмазодобычи, обороны и космоса – вот далеко неполный перечень того, что освоил завод за 80 лет своего существования.
Открытое акционерное общество “Тяжмаш” – предприятие не сызранского, не областного и даже не всероссийского, а международного значения. Об этом говорит портфель заказов предприятия, в котором более 70% экспортных заказов.
2000-е года – переломный период для ОАО “Тяжмаш”. В результате кризиса в компании были приостановлены многие проекты, разрушившие налаженные десятилетиями партнёрские связи. Проблемы с финансированием привели к неполной загруженности цехов, оттоку специалистов. Возродить производство, восстановить утерянный имидж и авторитет уникального предприятия – с этими задачами удалось справиться новому руководству. Благодаря выработанной стратегии, а главное, поддержке всего коллектива, завод сумел выйти на новый виток своего развития.
В Сзырани располагается основная производственная площадка. Общая площадь завода – 103,8га. Это 24 производственных цеха, в которых расположено более двух с половиной тысяч единиц оборудования. Существует шесть отделов главных специалистов, отделы различного назначения (ПДО, ЭО, центр испытаний, исследований и метрологического обеспечения, юридический отдел и тд.). Стабильную работу предприятия и его динамическое развитие обеспечивают 6800 специалистов. Проводимая на предприятии программа технического перевооружения позволяет непрерывно обновлять станочный парк, модернизируя имеющиеся и закупая новое высококачественное оборудование.
На заводском знамении две правительственные награды:
- орден Трудового Красного Знамени (июль 1945г.)
- орден Октябрьской революции (июль 1976г.)
- Роль завода в жизни города
Шли годы, и рядом с заводом, тесня старую деревянную Манчьжурку, вырос целый город из многоэтажных домов. Пролегли улицы Гидротурбинная, Гоголя, Ульяновское шоссе. Немало пришлось затратить хлопот, прежде чем встали здесь первые трехэтажные дома. Самая большая проблема - стройматериалы. Кирпича требовалось много и для поднимающихся заводских корпусов, и для жилого поселка. Решили делать кирпич своими силами. Кирпич шлакоблочный. Эксперимент удался, выход был найден. Сначала соорудили из своего кирпича небольшие вспомогательные строения, потом невысокий цех. В 1943 сложили баню, а затем три трехэтажных здания (те, что стоят в начале улицы Гидротурбинной). В 1945 году отличный подарок получила школа ФЗО (СПТУ-26) – трехэтажное помещение, также сложенное из заводского кирпича. После войны, хотя и не без осложнений и трудностей, поднимаются одна за другой добротные пятиэтажки. Особенно интенсивно велось жилищное строительство М.З. Сабуровым, назначенным директором завода в 1958 году. Бывшая Манчьжурка преображалась на глазах. Были построены магазины, универмаг «Спутник», две школы, аптека, детские сады, отделение связи, ателье «Модница», кафе «Весна», домовая кухня ….В 1963 году распахнул свои двери великолепный по тем временам Дом культуры. В 1957 году исполком Сызранского городского совета решил переименовать несколько завокзальных улиц (они обозначались номерами: Вторая Завокзальная, ….Шестая Завокзальная), присвоив им имена сызранских революционеров В. Хлебцевича, А Ерамасова, И. Красильникова… В начале пятидесятых завокзальная сторона была связана автобусными маршрутами с центром Сызрани.
Заключение
Я считаю что открыл для себя очень многое о заводе, детально углубился в его историю, узнал множество интересных фактов. Я понял какого стратегическое значение АО “Тяжмаш” и готов с гордостью продолжить династию работников этого предприятия.
Библиографический список
1. В. И. Казанцева // Е. П. Онушкина // В. В. Харитонов Время определило цель 2001 г.
2. В. И. Казанцева // В. С. Морозенко Твоя слава и гордость 1991 г.
3. Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тяжмаш
https://zavodfoto.livejournal.com/758197.html
https://krumza.livejournal.com/345356.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Областной конкурс исследовательских работ
Почва. Цель работы: изучение почвы, в тополиной роще, которая находится на правом берегу реки Юшатырь....
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"
Обоснование актуальности Проекта: Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...
Положение о проведении республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1–7 классов «Зерде»
Положение о проведении республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1–7 классов «Зерде»...
17.04.2015 г. Участие в областном конкурсе исследовательских работ учащихся и педагогов. "Юные исследователи природы - родному краю". Мельникова Мария награждена грамотой за участие.
Мельникова Мария награждена грамотой за участие....
Исследовательская работа по страноведению. Проект на тему: “Штат Алабама и его цветок”
Этот проект посвящен изучению страны США и его штата Алабама. Основная проблема исследования это ответ на вопрос : почему именно цветок Камелия стал символом штата Алабама. Цель исслед...
Исследовательская работа по страноведению Проект на тему: “Скромное обаяние чертополоха”
Цель исследования: формирование и воплощение эмблем в жизни людейПредмет исследования:1. Страна Шотландия .2. Страна РоссиияОсновная проблема исследования: почему именно чертополох является символом Ш...
Занятие элективного курса "Занимательная математика" в 6 классе по теме "Проект на тему "Координатная сетка", составленный по научному тексту".
Занятие элективного курса направлено на формирование и развитие навыков функциональной математической и читательской грамотности.Цели: 1) повторить понятия «координатная прямая», «ко...