Урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гончарова Оксана Петровна

Урок усвоения новых знаний,  рассчитан на учащихся 6 класса общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

Цели:

дать понятие об именах существительных общего рода;

развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;

формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;

создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка (авторы – М.Т. Баранов и др.) компьютер, экран, толковые словари, карточки с заданиями, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, бланки тестов (подготовка к ОГЭ).

Словарная работа: невежа, невежда.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

    - упражнение 235;

    - на доске:

                      а) природа

                      б) пришкольный

                      в) отгадать

                      г) рассказать

     Задание: найти слово, в котором правописание приставки  зависит от значения;

     - устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-».

3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки):

    Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

4. Актуализация знаний.  

    1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе,    кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти.

    2) Синтаксический разбор предложения.

Мой брат – маленький хвастунишка.

    3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного?

    4) Пунктуационный разбор предложения.

«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку.

    5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?

5. Проблемная ситуация.

Определите род существительного «хвастунишка».

6. Сообщение темы и целей урока.

7. Работа в парах.

Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки.

Список на карточке:

Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога,  недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.

8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.41).

9. Закрепление и применение изученного материала.

    Упражнение 229 (письменно).

    Упражнение 230 (устно).

    Страница 96 – работаем с синонимами в рамке.

10. Физкультминутка.

-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!

11. Грамматическая задача.

По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь.

Очень трудолюбивый, старательный человек.

Умный человек.

Неопрятный человек.

Тот, кто много и часто плачет.

Рассеянный, невнимательный человек.

Человек, который зазнаётся.

12. Грамматическая задача (на экран выведена запись).

Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа!

13. Словарная работа: выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда».

14. Расширение знаний по теме.

- Мы не будем невежами и невеждами. Будем учить родной язык и с уважением к нему относиться.

Изучение теоретического материала на странице 96-97 учебника.

15. Домашнее задание.

Группе «Умницы и умники» - упражнение 232, группе «Золотая середина» - упражнение 231, обеим группам – теория на странице 96-97.

16. Обобщение по теме. (Работа в группах)

Составить опорный конспект по теме урока в виде слайдов презентации.

Учитель выводит свою презентацию на экран (через пять минут). Сопоставляем.

17. Проверка усвоения знаний.

Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)

Карточка:

  1. Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
  2. Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
  3. Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.

18. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.

Текст (на карточке)

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.

- Здравствуй, Наташа. Мама дома?

- нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

(Вывод: разговорный стиль, повествование, основная мысль: Наташа – невежа. Существительное – врач.)

19. Осмысление изученного (что я узнал на уроке).

- Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода?

20. Заключение. Игра «Назови слово».

Передать мяч соседу, называя существительное общего рода.

- Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода.

21.Подведение итогов работы.  (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Имена существительные общего рода"

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода"...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Имена существительные общего рода"....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"

Первый урок в изучении существительных общего рода...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных...