6 класс Повторение по теме глагол
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок закрепления и обобщения знаний по теме "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
![]() | 432.5 КБ |
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение и закрепление материала по теме «Глагол»
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».
Задачи:
Образовательные:
- повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- отработать морфологический разбор глагола;
- выявить назначение глагола в речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, конверты с домашним заданием.
Ход урока
I. Организационный момент. Начало урока
Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.
II. Лингвистическая разминка (слайд 2) Приложение 2
Итак, возьмите карточки салатового цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
Самопроверка.
Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3). А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).
III. Фронтальный опрос
Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).
IV. Работа с эпиграфом
Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)
V. Морфологический разбор глагола
Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).
Струится – глагол.
Кровь (что делает) струится. Н.Ф. – струиться.
Морф. приз.: несов. в., 2 спр., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.
В предложении является сказуемым.
Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?
VI. Лингвистический анализ текста
Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте (Приложение 3).
Вопросы к тексту:
- О чем, ребята, это стихотворение?
- Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)
- О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)
А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.
VII. Физкультминутка (зарядка для глаз).
VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.
Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5). Проверка работы.
IX. Работа с изобразительно-выразительными средствами
Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6).Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).
X. Составление синквейна
А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 7). Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку. Проверка задания.
XI. Подведение итогов
Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)
Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка (Слайд 8).
XII. Домашнее задание
(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Заниматься грабежом, отнимать. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. Антоним слова выздороветь. Синоним слова попотчевать Убрать сор веником. Синоним слов сверкать, светиться.
1 О Г Р А Б И Т Ь 2 П Л Е С Н У Т Ь 3 З А Б О Л Е Т Ь 4 У Г О С Т И Т Ь 5 П О Д М Е С Т И 6 Б Л Е С Т Е Т Ь Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Заниматься грабежом, отнимать. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. Антоним слова выздороветь. Синоним слова попотчевать Убрать сор веником. Синоним слов сверкать, светиться.
Что называется глаголом? Какие спряжения глаголов вы знаете? Как определить вид глагола? Сколько наклонений имеет глагол? Глаголы какого наклонения изменяются по временам?
1 группа – Объяснить орфограммы в первой части стихотворения. 2 группа – Объяснить орфограммы во второй части стихотворения. 3 группа – Выписать глаголы из первой части стихотворения и определить в них наклонение и время. 4 группа – Выписать из первой части стихотворения глаголы несовершенного вида. 5 группа – Выписать грамматические основы из предложений первой части стихотворения. 6 группа – Определить спряжение глаголов во второй части стихотворения.
Средства выразительности Эпитет – художественное, образное определение. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов (скрытое сравнение).
Синквейн Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает предмет. Вторая строка - два слова (прилагательные), они дают описание признаков предмета. Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими действия предмета. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета.
Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движения глаголы – основа языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/31/picture-20635-1590919474.jpg)
Повторение по теме "Глагол" в 5 классе.
урок проводится в виде игры "Морской бой" с использованием м/м презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-293367-1378828852.jpg)
Открытый урок в 5 классе. Повторение по теме Глагол
Открытый урок содкржит:1) конспект2) презентацию урока3) приложение Данный урок проводился в 5 классе после изучения темы "Глагол как часть речи"....
«Повторение по теме глагол». 6 класс
Методическая разработка урока по теме «Повторение по теме глагол». 6 классЦели урока: повторить изученный материал о глаголе как о части речи; совершенствовать умение находить изучаемую ча...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-497245-1413142597.jpg)
К ГИА шаг за шагом! Повторение по теме "Глагол " в 6 классе
Материал представляет собой презентацию урока в 6 классе по теме "Глагол". Учитель может использовать разработку на уроке обобщении по теме. Представляю Вашему вниманию повторение данной темы в виде т...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/10/picture-1048966-1533898564.jpg)
Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366020-1386836649.jpg)
Урок русского языка в 5 классе "Повторение по теме "Глагол"
Повторение всех морфологических признаков глагола на краеведческом материале - стихотворениях ненецких поэтов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-892195-1486664284.jpg)
Повторение по теме "Глагол" 5 класс
Данная презентация может использоваться на завершающем уроке по изучению темы "Глагол" в 5 классе. Создана с учётом ФГОС....