«Повторение по теме глагол». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Методическая разработка урока по теме  «Повторение по теме глагол».  6 класс

Цели урока: повторить изученный материал о глаголе как о части речи; совершенствовать умение находить изучаемую часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи; дать понятие о бессоюзии как средстве выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtor-glagol.rar5.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме  «Повторение по теме глагол».  6 класс

Автор: Каргаполова Ольга Александровна.

Цели урока: повторить изученный материал о глаголе как о части речи; совершенствовать умение находить изучаемую часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи; дать понятие о бессоюзии как средстве выразительности речи.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?

 Лишь названья.

 Но я приду – все в действие придет:

 Летит ракета, люди строят зданья,

 И рожь в полях растет.

– О какой части речи здесь говорится? (О глаголе).

 – Почему? (Глагол обозначает действие предметов или их состояния).

Формулируется тема урока и записывается в тетрадь: « Повторение по теме «Глагол»

Работа на закрепление ранее изученного материала.

На доске записаны слова.

Задание. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Надо трудит…ся, (не)успел, прочитаеш…, улыбает…ся, береч…, (не)взлюбить.

 – Проверьте, правильно ли вы выполнили.

 (На доске – правильный вариант написания).

 – Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу.

 – Поднимите руку, кто допустил ошибки.

 – Над какими видами орфограмм вы работали?

 – Вспомним алгоритм рассуждения при работе с этими орфограммами.

На интерактивной доске поочередно появляются алгоритмы рассуждения.

Порядок действий, помогающий правильно определить написание -ться, -тся в глаголе:

 – найди слово, с которым связан глагол, задайте от него к глаголу вопрос;

 – если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?),то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;

 – если в вопросе нет ь (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется:

Кто умеет (что делать?) веселиться (неопред. ф.), того горе (что делает?) боится (3-е л.).

Задание. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

1. Тот труда не бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т,ть)ся. Дело мастера бои(т,ть)ся. Человек по делу узнае(т,ть)ся. Надо труди(т,ть)ся, не надо лени(т,ть)ся.

 2. (Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Гласные в личных окончаниях глагола

 Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II.

 Сосны вершинами маш…т приветно.

Сумрак ночи к западу уход…т.

 Роня…т лес багряный свой убор.

 Разве…т ветер грозовые тучи.

 Лес дыш…т прохладой.

 А во ржи дорога стел…тся.

 Не пен…тся море, не плещ…т волна.

 Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.

 Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.

 Гасн..т вечер, даль сине…т.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ"

1. Глагол – это____________________________________________________

2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:

а. (не)навидеть

б. (не)добиться

в. (не)годовать

г. (не)волить

д. (не)бояться

е. (не)лаять

ж. (не)лишать

5. Распредели глаголы по двум колонкам:

Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться, дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть.

1 спряжение                                                                                                      2 спряжение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

а. Спешишь, не спеши, сходи-ка

б. Не уходи, сходил бы, уйди

в. Варю, буду варить, сварила

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:

а. Ждал, опаздывал, нес

б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

а. Соб_рание, подп_реть, зат_реть

б. Зат_рать, соб_рать, уп_раться

в. Заж_гать, сд_ру, зам_рание

9. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:

а. Желтеет, смеются, рисуется

б. Смеяться, отвлечься, сморщиться

в. Угодить, прозевали, отойди

10.Найти характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

11.Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасет мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

12.Найти глаголы 1 спряжения:

а) работать,

б) стелить,

в) дышать,

г) терпеть

Итог урока.

Домашнее задание.

Сочинить сказку о глаголе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Глагол" в 5 классе.

урок проводится в виде игры "Морской бой" с использованием м/м презентации....

Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс

Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....

Открытый урок в 5 классе. Повторение по теме Глагол

Открытый урок содкржит:1) конспект2) презентацию урока3) приложение Данный урок проводился в 5 классе после изучения темы "Глагол как часть речи"....

Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Повторение по теме "Глагол" 5 класс

Данная презентация может использоваться на завершающем уроке по изучению темы "Глагол" в 5 классе. Создана с учётом ФГОС....

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Глагол" , 5 класс.

Презентация к уроку русского языка  "Повторение по теме "Глагол", 5 класс. Работу выполнила Александрова С.С., учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8 г. Старая Русса...

Тест _Повторение по теме "Глагол"_5 класс

Тест _Повторение по теме "Глагол"_5 класс...