Предмет: русский язык | Класс:5 |
Тема урока: "Глагол в поэзии о весне" | Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Задачи урока Обучающие: выделять грамматические категории глагола, совершенствовать орфографические умения при написании глаголов, наблюдать за выразительным использованием глаголов в художественной речи, определять значение глаголов в художественной речи. Развивающие: содействовать развитию у школьников диалогической и монологической речи, умений общаться. Воспитательные:воспитание положительного отношения к процессу познания; использовать поэтическую речь для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учащихся и стимулировать их интерес к родному краю. |
Планируемые результаты |
Предметные: научиться применять правила о глаголе на конкретном языковом материалек. | Метапредметные: выполнять учебные задания, участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные знания на других уроках и в жизни, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности. | Личностные: осознание себя носителем языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование самооценки на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Оборудование:карточки для индивидуальной и парной работы, листы самооценивания. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся: | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Приём «Необычное начало урока» Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.И. Пичкова «Ручей, как парнишка…». - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начали урок русского языка со стихотворения ненецкого поэта А.И. Пичкова. Как оно связано с темой нашего урока (тема на доске)? На предыдущих уроках мы изучали глагол. Как вы думаете, почему я решила связать глагол с весной – одним из четырёх времен года? Что обозначает или выражает глагол? Давайте посмотрим, какие изменения происходят в природе весной. Обратимся к фотографиям (учитель показывает на экране фотографии весенней тундры, паводка на Печоре). Прокомментируйте эти фотографии. - Действительно, весна – это самое динамичное время года. Всё приходит в движение. Всё больше пригревает солнце, тает снег, реки выходят из берегов, набухают почки, прилетают птицы. Природа просыпается после долгой зимней спячки.
|
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают чтение ученика, участвуют в диалоге, высказывают предположения. Рассказывают, что видят на фотографиях.
| Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу. Личностные:положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
|
2. Актуализация комплекса знаний и умений Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
Прием «Мозговой штурм» -Возвращаясь к предмету нашего разговора – глаголу – вспомним, какие категории глагола нам известны?
| Отвечают на вопрос. Называют вид, спряжение, время, род,число.
| Познавательные:строят короткие высказывания, учатся прогнозировать учебную ситуацию Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: участвуют в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находят общее решение проблемной ситуации.
|
3.Постановка цели и задач урока Цель этапа: организация внимания, принятие учебной цели и задач урока, осознание личной и практической значимости учебной деятельности. |
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Работу на уроке мы будем оценивать и фиксировать в листах оценивания Лист оценивания Вид работы | Само-оценка | Оценка | Ответы на вопросы | + + + |
| Стих. «Ручей…» |
|
| Стих. «Мне сравниться бы…» |
|
| Стих. «Весна» |
|
| Стих. «Белой песцовою…» |
|
| Стих. «Борода у мороза…» |
|
| Работа в группе |
|
|
| Формулируют цель учебной деятельности и задачи урока вместе с учителем, принимают их на себя. | Познавательные: учатся аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся формулировать собственное мнение, задавать вопросы.Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные: осознают потребность в знаниях. |
4. Повторение теоретических знаний о глаголе. Цель этапа: вспомнить понятия, связанные с глаголом, для дальнейшего их применения. |
1. Приём «Создание проблемной ситуации»: - Все грамматические категории глагола представлены на доске. Почему выделены вид, спряжение, переходность? 2. Беседа по глаголу. - Обратимся к категории вида. Какой вид глагола передает действие-процесс, а какой завершённое действие? - Категория спряжения. Что вы знаете о спряжении? Для чего надо знать спряжение глагола? - Почему мы делим глаголы на переходные и непереходные?
| Отвечают на вопрос: решают проблему через синтез грамматических категорий. Систематизируют материал о глаголе в ходе ответов на вопросы учителя. Делают отметки в листе оценки.
| Познавательные:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: учатся, формулировать собственное мнение, задавать вопросы. Личностные: стремятся к речевому самосовершенствованию.
|
5. Аналитическая работа с текстом. Цель этапа: формирование познавательных УУД, закрепление знаний о глаголе.
|
|
|
- Подтвердим наши знания об этих грамматических категориях на тексте стихотворения А.И. Пичкова «Ручей, как парнишка…» (тексты на партах) - Какие чувства передаёт поэт в этом стихотворении? Какие образы рисует поэт словом? Что было бы, если бы мы исключили из текста глаголы? Найдите глаголы, которые передают движение природы. Найдите глаголы которые передают внутреннее состояние поэта, чувства, движение мыслей. - Откройте тетради и запишите число, тему урока. Далее в ходе работы со стихотворением будем делать записи глаголов в тетради. - Найдите глаголы совершенного вида и запишите их столбиком. Образуйте напротив каждого глагола форму несовершенного вида. Выделите морфемы, которые показывают вид глагола. Подпишите переходные глаголы. Определите спряжение глаголов первой видовой пары. | Читают текст стихотворения А.И. Пичкова, отвечают на вопросы в ходе беседы по содержанию. Ручей, как парнишка, скатился с горы, Рассыпался светлым, серебряным смехом… Забыли мы все с той желанной поры, Как пахнет метелью и колется снегом. Я понял – с весны начинается год, Весною я сам обновляюсь, не скрою. Я вижу, как соки весенние пьёт Берёзка с игрушечной звонкой листвою. Пока она пьёт этот солнечный свет, Что спрятан в земле, как источник рожденья, В душе ни метелей, ни холода нет – Есть мир и земля в настроенье весеннем. Записывают число и тему урока. Записывают глаголы из стихотворения, образуют видовые пары, определяют переходность и спряжение. Осуществляют проверку. Работают с листом оценки. |
|
6. Физминутка. Учитель поёт и показывает движения, дети повторяют. У оленя дом большой, он глядит в своё окошко. Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит: -Тук-тук, дверь открой, там, в лесу, охотник злой! - Зайка, зайка, забегай - лапу мне давай. | Ученики стоя повторяют движения учителя, отдыхают от письменной работы. |
|
Продолжение аналитической работы с текстом. - Обратим внимание на ещё одну категорию – наклонение. Какие наклонения глагола вы знаете? - Прослушаем отрывок из стихотворения П.А. Явтысого «Мне сравниться бы с ветрами…» (читает подготовленный ученик) - О чём это стихотворение? - Найдите глаголы, выражающие действие как желаемое, возможное (текст на партах). Запишем найденные глаголы в тетрадь. - В каком наклонении эти глаголы? - А теперь послушаем стихотворение В. Н. Ледкова «Весна» (читает подготовленный ученик). - Найдём в тексте глагол, выражающий требуемое действие. Какого наклонения этот глагол? Запишите этот глагол в тетрадь. - Глагола какого наклонения в нашей записи не хватает? Выпишите такой глагол из текста стихотворения. - В каком времени употреблены глаголы в стихотворении? От чего зависит выбор времени глагола? Приём «Реставратор» - Рассмотрим категорию времени на примере ещё одного стихотворения о весне – «Белой песцовою шумною стаей…» А.И. Пичкова. Тексты у вас на партах. К сожалению, в стихотворении отсутствуют глаголы, их надо восстановить. Предлагаю вам поработать реставраторами, восстановить текст стихотворения и выразительно прочитать. Глаголы выбирайте из рубрики «Слова для справок». - Ребята, послушайте ещё одно интересное стихотворение о весне. Его поэт П.А. Явтысый посвятил своей дочке. (Учитель читает стихотворение, текст для учеников на партах.) - Выпишите в тетрадь глаголы, укажите в скобках время, род, лицо. (Запись с проверкой.) Приём «Создание проблемной ситуации». - Почему мы смогли определить род и лицо не у всех глаголов? | Ученики демонстрируют знание наклонения глагола. Называют виды наклонений и их отличительные признаки. Слушают отрывок из стихотворения П.А. Явтысого «Мне сравниться бы с ветрами…» Мне сравниться бы с ветрами, Что преграды сокрушают, И с рассветами, что тундру Каждым утром украшают. На такой бы оказаться Высоте, ещё незримой, Чтоб увидеть все дороги К очагу моей любимой. Определяют тему стихотворения (недосягаемая пока сила красоты природы). Выписывают глаголы в тетрадь, указывают наклонение. Делают отметки в листе оценки.
Слушают чтение учеником стихотворения В.Н. Ледкова «Весна». Вода зиме сказала: «Пропусти!» И вот весна погнала лёд по рекам. Весна уносит старые пути И не латает старые прорехи... Река несёт раскрошенные льды. Что мне жалеть о пройденных дорогах? Мне небо улыбнётся из воды, И солнышко присядет на торосах.
Записывают глагол повелительного наклонения из стихотворения, после выписывают по выбору глагол изъявительного наклонения, определяют время глаголов. Подводят итог работы со стихотворением.
Читают стихотворение А.И. Пичкова на карточке, подбирают из слов для справок подходящие по смыслу и рифме глаголы, записывают на месте пропусков. Белой песцовою шумною стаей Волны на берег волной (налетают). А сами песцы в эту пору (линяют), (Теряют) в кустах свой наряд знаменитый – Голы и тощи, лишь кожа да кости. И ветер, что (ходит) ночами сердито, Песцов (загоняет) в ущелье со злости.
Для справок: КОПАЮТ, ЛИНЯЮТ, ЦЕЛУЕТ, НАЛЕТАЮТ, РИСУЮТ, ЗАГОНЯЕТ, ЗАГОРАЕТ, ХОДИТ. Слушают стихотворение П.А. Явтысого, затем выписывают глаголы и указывают их время, род, лицо. Производят проверку. Решают в ходе беседы проблемную ситуацию, делают вывод. Борода у мороза растаяла, расползлась, ручейками звеня. Видишь, солнышко струны настраивает на веселье весеннего дня. | Познавательные: объясняют языковые явления, выявляемые в ходе исследования слова, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;дают определения понятиям, строят рассуждения, Коммуникативные: слушают друг друга, задают вопросы с целью уточнения информации. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. |
7. Эвристическая беседа по итогам работы по стихотворениям ненецких поэтов о весне. |
|
|
- Ребята просмотрите глаголы, которые вы записали в ходе работы по стихотворениям. Какой представляется весна по этим словам? Какую роль играют глаголы в стихотворениях? Можно ли без них обойтись? Что потеряет текст, если убрать глаголы? Можно ли назвать все записанные глаголы «весенними»? Почему? | Ученики по своим записям в тетрадях делают вывод о том, что весна представляется сильной, весёлой, напористой. Глаголы показывают, что в природе всё движется, действует. Без глаголов трудно обойтись, если показывать движения. Текст, может быть, будет не таким весёлым, энергичным. Ученики наблюдают, что весенних глаголов немного. Но другие глаголы необходимы для изображения точной картины весны, её необычности, ее стремительности. |
|
8. Творческая работа в группах. |
|
|
- Ребята, в ходе нашей беседы мы выяснили, что глаголы в стихотворениях очень важны. А в художественной речи полноту картины весны помогают передать глаголы в переносном значении. Предлагаю вам в группах составить и записать текст о весне по одной из тем: «Погода сегодня», «Весна пришла», используя опыт, полученный в ходе урока. (Учитель организует и сопровождает работу учеников). Предлагаю проверить и оценить и работы других групп. | Строят высказывания. Соотносят поставленные задачи с текстами. Представляют составленный текст. Оценивают свою работу и работу других групп.
| Познавательные: анализируют единицы языка, строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные:учатся сотрудничать, учитывать различные мнения, договариваться, оценивать. |
|
|
|
9. Этап контроля и самоконтроля. Цель этапа:оценка и самооценка деятельности, коррекция |
10. Домашнее задание. Цель этапа: проведение инструктажа к выполнению домашнего задания. |
Задает домашнее задание, проводит инструктаж и отвечает на вопросы обучающихся.Упражнение 660. | Учащиеся задают уточняющие вопросы, записывают задание в дневники. | Регулятивные:воспринимают адекватно информацию учителя; регулируют свои действия. Личностные:проявляют интерес к дальнейшей самостоятельной работе. |
11. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа:оценка эффективности урока в логике: цель-средство-результат. |