Рабочая программа по русскому языку 9 класс по учебнику Л.А. Тростенцовой
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

За основу взята Примерная программа по русскому языку и Программа для общеобразовательных учреждений "Руссский язык 5-9 классы"-10 изд.  М. :Просвещение 2009"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район,р.п.Чамзинка,ул.Титова,12

 
 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

_______/_________________/

                            ФИО

Протокол №___

от «___» ____________2014_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

__________/_____________/

                            ФИО

 «___» ___________2014_ г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»

__________/_______________/

                            ФИО

Приказ №______

от «___» ____________2014_ г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по русскому языку

для 9  класса

Уровень: общеобразовательный (базовый)

Учитель: Преснякова И.Н.

Квалификационная категория : высшая

 

2014 г.

 
 

  1. Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета

      Рабочая программа  учебного курса «Русский язык 9 класс»   разработана в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования ,  утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, , учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Сведения о примерной образовательной программе

      За основу взята Примерная программа по русскому языку и  Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.-М.:Просвещение 2009  Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А,Шанский Н.М.

Внесённые изменения

   С учётом подготовки к ОГЭ  в рабочую программу введены уроки развития речи «Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ». Изложение с элементами сочинения заменено на сжатое изложение

Цели и задачи реализации учебного предмета

Цели обучения

         Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  • Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
  • Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  • Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

            Изучение русского (родного) языка направлено на общее и речевое

развитие учащихся, на достижение такого уровня владения речью, который

необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей

им взрослой жизни.

Задачи обучения

  • совершенствование навыков и умений в письменной и устной

      речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладение

      культурой речевого поведения;

  •  становление общих учебных умений и навыков (работа с книгой,

      конспектирование; пользование справочной литературой, в частности

      разноаспектными словарями);

  •  обогащение знаниями о культуре, истории и традициях русского

      народа,  отраженных в памятниках языковой культуры

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Межпредметные связи изучения предмета

      Русский язык  тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык  взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка  формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Учебно-методический комплект: 

1.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

2.Русский язык.9 класс. Учебник для  общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009  

Количество учебных часов.

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе  рассчитана на реализацию     68   учебных часов (2 часа в неделю).

Количество итоговых контрольных работ.

Предметы

Русский язык (контр. раб.)

классы

5

6

7

8

9

диктант

8

8

6

5

3

изложение

2

2

2

3

3

сочинение

(кл./дом)

2/0

2/0

2/0

2/1

2/2

объём сочинения (стр.) (кл./дом)

0,5-1/1-1,5

1-1,5/1,5-2

1,5-2/2-2,5

2-3/

2,5-3

3-4

Формы контроля

1.Словарный диктант.

2.Контрольный диктант.

3.Проверочный диктант.

4.Тестирование.

  • с выбором правильного ответа
  • открытого типа
  • на установление соответствия
  • на установление правильной последовательности

5.Творческие работы (сочинения, изложения).

6.Фонетический,морфологический,синтаксический,пунктуационный виды разбора.

7.Контрольная работа.

8.Проверочная работа.

9.Контрольный словарный диктант.

10.Объяснительный диктант.

11.Синтаксическая пятиминутка.

12.Сообщения.

13.Индивидуальный опрос.

14.Фронтальный опрос.

15.   Задания с выбором правильного ответа

Одного

правильного

ответа

Нескольких правильных ответов

Одного наиболее правильного ответа

Задания открытого типа

На

завершение

С коротким ответом

С расширенным

ответом

С ответом-сочинением

16. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;

        выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА

Личностные результаты:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. Освоение базовых основ лингвистики;
  5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО КУРСА «Русский язык»

9 класс

Содержание

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение

Контрольный

диктант

Развитие речи

Общие сведения о языке

2

2

-

-

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

4

-

2

Сложное предложение

4

3

1

Сложносочиненные предложения

8

5

1

2

Сложноподчиненные предложения

24

19

5

Бессоюзные сложные предложения

9

5

1

3

Сложные предложения с различными видами связи

6

5

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

9

5

1

3

ИТОГО

68

48

3

17

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

УЧЕБНОГО КУРСА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах 6 ч(4 ч + 2р/рч)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 4 ч(3+1р/р)

Сложносочиненные предложения 8ч (5 ч + 2 р/р+1 к/д)

I.Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II.Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

  1. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Обучающиеся должны знать особенности с/сочиненного предложения и его разновидности.

Обучающиеся должны уметь различать виды с/сочиненных предложений.

      Основные термины:сложное предложение,сложносочинённое предложение,союз

Сложноподчиненные предложения (20+4 р/р)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности.

Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

III.Деловые документы (автобиография, заявление).

    Обучающиеся должны знать разновидности с/подчиненных предложений, способы связи частей с/подчиненного предложения.

   Обучающиеся должны уметь определять главную и придаточную часть, использовать с/подчиненные предложения в речи.

Основные термины:сложноподчинённое предложение,синтаксические синонимы

Бессоюзные сложные предложения 9ч  (6 ч +1 к/д+ 2р/р)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III.Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.

    Обучающиеся должны знать особенности бессоюзных сложных предложений, разделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предлжениях.

   Обучающиеся должны уметь правильно использовать пунктуацию в бессоюзном сложном предложении, передавать различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Основные термины: бессоюзное сложное предложение, синтаксические синонимы

Сложные предложения с различными видами связи 5 ч(4 ч + 1р/р)

I.        Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.        Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Основные термины: союзная и бессоюзная связь

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ 9 ч(7+1 р/р+1 к/д)

Обучающиеся должны уметь составлять тезисы статьи на лингвистическую тему, подготавливать доклад или реферат на историко-литературную тему по одному источнику.

Основные термины: фонетика, лексика, грамматика

IV.Календарно – тематическое планирование

учебного курса «Русский язык »

9 класс

68  часов  (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Дата проведения

планируемая

фактическая

I ЧЕТВЕРТЬ-18 ч(5 р/р.+1 к/д)

1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ-2 ч

1.1

Международное значение русского языка.

1

Вводный

02.09

02.09

1.2

Понятие о литературном языке. Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка.

1

Комбинированный

05.09

05.09

2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ-6 ч(4ч+2р/р)

2.1

Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Урок развития речи

09.09

09.09

2.2

Р/Р Стили языка.

1

Урок развития речи

12.09

12.09

2.3

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Практикум

16.09

16.09

2.4

Предложения с обособленными членами

1

Практикум

19.09

19.09

2.5

Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

1

Комбинированный

23.09

23.09

2.6

Контрольное тестирование  по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний

26.09

26.09

3

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

3.1

Анализ тестирования.Понятие о сложном предложении.

1

Урок обобщения знаний

30.09

30.09

3.2

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Практикум

03.10

03.10

3.3

Р/Р Написание сочинения в форме дневниковой записи (упр.52).

1

Урок развития речи

07.10

07.10

3.4

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

Практикум

10.10

10.10

Сложносочинённое предложение-8 ч(5+2р/р+1 к/д)

3.5

Анализ сочинения. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

Урок усвоения новых знаний

14.10

14.10

3.6

Контрольная работа №1(диктант)с  грамматическим заданием за 1 четверть

1

Урок контроля знаний

17.10

17.10

Анализ диктанта. Сложносочинённые предложения с союзами (сочинительными,противительными,разделительными)

1

Урок развивающего контроля, закрепления знаний

21.10

21.10

3.7

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Контрольный словарный диктант №1

1

Урок усвоения новых знаний

24.10

24.10

3.8

Р/Р Особенности  сочинения публицистического характера

1

Урок развития речи

28.10

28.10

3.9

Р/РНаписание контрольного сочинения публицистического характера по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» (упр.74)

1

Урок развития речи

31.10

31.10

II ЧЕТВЕРТЬ-14 ч(12+2р/р)

3.10

Анализ сочинения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

11.11

11.11

3.11

Обобщение и систематизация  изученного по теме «Сложносочинённое предложение».

1

Урок обобщения знаний

14.11

14.11

Сложноподчинённое предложение.

24 часа(19+5 р/р)

3.12

ИКТ Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

Урок усвоения новых знаний

18.11

18.11

3.13

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Урок усвоения новых знаний

21.11

21.11

3.14

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1

Урок усвоения новых знаний

25.11

25.11

3.15

Р/Р Написание сочинения– отзыва по картине И. Тихого «Аисты» (упр. 92)

1

Урок развития речи

28.11

28.11

3.16

Анализ сочинения.Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

1

Урок усвоения новых знаний

02.12

02.12

3.17

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

Урок усвоения новых знаний

05.12

05.12

3.18-3.19

Р/Р Особенности сжатого изложения

Р/Р Контрольное сжатое изложение по тексту ОГЭ  

2

Урок развития речи

09.12

12.12

09.12

12.12

3.20

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

Урок закрепления новых знаний

16.12

16.12

3.21-3.22

Анализ изложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

2

Урок усвоения новых знаний

19.12

23.12

19.12

23.12

3.23

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.  

1

Урок усвоения новых знаний

26.12

26.12

III ЧЕТВЕРТЬ-20 ч( 15+  4 р/р+1 к/д)

3.24

ИКТ Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

1

Урок усвоения новых знаний

13.01

13.01

3.25-3.26

ИКТ Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

2

Урок усвоения новых знаний

16.01

20.01

16.01

20.01

3.27-3.28

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

2

Урок усвоения новых знаний

23.01

27.01

23.01

27.01

3.29

Р/Р  Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ

1

Урок развития речи

30.01

30.01

3.30

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

Повторительно-обобщающий урок

03.02

03.02

3.31-3.32

Анализ сочинения. Сложноподчинённые предложения с нескольким придаточными; знаки препинания при них.

2

Урок усвоения новых знаний

06.02

10.02

06.02

10.02

3.33

Синтаксический и пункционный разбор сложноподчинённого предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

13.02

3.34

 Контрольное тестирование в формате ОГЭ

1

Урок контроля знаний

17.02

3.35

 Р/Р Написание сочинения –рассуждения  по прочитанному тексту в формате  ОГЭ

1

Урок развития речи

20.02

4

Бессоюзное сложное предложение.

9 часов(6+1к/д+2 р/р)

4.1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

Урок усвоения новых знаний

24.02

4.2

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с  запятой в БСП.

1

Урок усвоения новых знаний

27.02

4.3

Р/Р Подготовка к сжатому изложению.

Р/Р Написание сжатого изложения

2

Урок развития речи

03.03

06.03

4.4

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

Урок усвоения новых знаний

10.03

4.5

Контрольная работа №2(диктант)с грамматическим заданием за 3 четверть

1

Урок контроля знаний

13.03

4.6

Анализ диктанта.БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

Урок усвоения новых знаний

17.03

4.7

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Контрольный словарный диктант № 2

1

Урок усвоения новых знаний

20.03

4.8

Обобщение и систематизация  изученного по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1

Повторительно-обобщающий урок

4 четверть-16 ч(13+2 р/р+1 к/д)

5

Сложные предложения с различными видами связи.

6 часов(4+1р/р)

5.1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

2

Урок усвоения новых знаний

5.2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными  видами связи.

1

Урок усвоения новых знаний

5.3

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными  видами связи.

1

Практикум

5.4

Р/РКонтрольное   изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

5.5

Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Повторительно-обобщающий урок

6

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V – IX КЛАССАХ.

9 часов( 5+1к/д+3 р/р)

6.1

 Анализ изложения. Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы.

1

Урок-семинар

6.2

Р/РЯзык художественной литературы.

1

Повторительно-обобщающий урок

6.3

Фонетика и графика.

1

Повторительно-обобщающий урок

6.4-6.5

Р/Р Подготовка к сжатому изложению

Р/Р Написание сжатого изложения

2

Урок развития речи

6.6

Итоговая контрольная работа (диктант) №3 с грамматическим заданием

1

Урок контроля знаний

6.7

Анализ диктанта и изложения. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование.

1

Повторительно-обобщающий урок

6.8

Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Контрольный словарный диктант №4

1

Повторительно-обобщающий урок

6.9

Итоги года. Рекомендации на лето.

1

Повторительно-обобщающий урок

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тематика контрольных диктантов

1.Контрольная работа №1(диктант)с грамматическим заданием за 1 четверть  

2.Контрольная работа №2(диктант)с грамматическим заданием за 3 четверть

3.Итоговая контрольная работа(диктант)№3 с грамматическим заданием

Тематика уроков развития речи

1.Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог

2.Р/Р Стили языка

3.Р/Р Особенности сочинения в форме дневниковой записи (упр.52).

4.Р/Р Написание контрольного сочинения публицистического характера по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» (упр.74)

5.Р.Р.Устное сочинение – отзыв по картине И. Тихого «Аисты»( упр. 92)

6.Р/Р Написание  контрольного изложения

7.Р/Р Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  

8.Р/Р Особенности сжатого изложения

9.Р/Р Написание сжатого изложения

10.Р/Р Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту

11.Р/Р Написание контрольного сочинения по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина») упр.166

12.Р/Р Сочинение на лингвистическую тему.

13.Написание контрольного    изложения с элементами сочинения

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

                         ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

       В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                                 

1.   Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2010.

2.   Дейкина А. Д.  Русский язык:  Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

3. Тростенцова Л. А.   Обучение  русскому  языку  в  9  классе / Л. А. Тростенцова.  -М.: Просвещение, 2004.

 НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Тестовые материалы:

1.Аттестационные тестовые задания

2.Сложносочинённые предложения

 Учебные таблицы

  1.Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  2.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

  3.Пунктуация в сложноподчинённом предложении с сочинительной и подчинительной связью.

   4.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

   5.Стили речи.

Словари

1.Орфографические словари

2.Пособие для занятий по русскому языку под ред.В.Ф.Грекова,С.Е.Крючкова.Л.А.Чешко

3.Словарь иностранных слов

4.Словарь синонимов

5.Школьный грамматико-орфографический словарь

6.Толковый словарь

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.

1.Уроки  русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс [Электронный ресурс] : Мультимедийный учебник / Разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом. - М : ООО "Кирилл и Мефодий", 2009. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.[Электронный ресурс] Русский язык  5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Виртуальный кабинет в школе и дома.-М.:ООО Дрофа, 2004

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

  1. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
  2. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
  3. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.
  4. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 2009.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 2010.
  6. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001
  7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009.
  8. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2010.    
  9. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.   Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2009.
  10. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006
  11. Угроватова Т. Ю.  Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.:  Просвещение, 2009.
  12. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2010.
  13. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2009.

Литература для учащихся

1.   Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2009.

2.   Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2009.

3.   Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2008.

4.   Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.

5.   Шаповалова   Т. Е.   Русский   язык:   Сложное   предложение.   Тематическая   тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2009.

6. Пахнова Т. М.  Русский язык:  Комплексная  работа с текстом:  Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...