Как повысить орфографическую грамотность учащихся (из опыта работы). Статья
статья по русскому языку на тему

Квитка Марианна Борисовна

В статье приведены способы повышения грамотности для отстающих учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_orf._gramotnosti.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить орфографическую грамотность учащихся (из опыта работы)

Автор статьи: учитель русского языка и литературы Квитка Марианна Борисовна

В процессе своей работы мы постоянно сталкиваемся с тем, что учащиеся по-разному усваивают учебный материал. Когда мы анализируем результаты очередной контрольной работы, диктанта, то видим, что всегда есть от 10 до 30 % неудовлетворительных отметок. За этими цифрами – реальные дети, которые по разным причинам пришли к таким результатам. Кто-то не учится совсем; кто-то учит все правила, добросовестно выполняет все домашние и классные задания, а диктанты пишет на «2». А есть ребята, не прилагающие особых усилий, но показывающие очень хорошие результаты на контрольных работах.  

Вот и получается, что к неуспевающим (слабым) детям нужен индивидуальный подход. Они не могут осваивать учебный материал наравне со всеми на уроке, на выполнение домашних заданий им требуется больше времени, и они нуждаются в помощи. Учитель, конечно же, на уроке может и должен использовать дифференцированный подход. Но я столкнулась в своей практике с тем, что и этого недостаточно. Как заполнить пробелы в знаниях? Как научить отстающих детей писать грамотно, хотя бы не на «2»?

Мне пришлось разработать систему занятий со своей дочерью, когда она после начальной школы, которую закончила хорошисткой, в 5 классе диктанты стала писать на «неудовлетворительно». Я составила занятия на каждый день по темам. Мы завели тетрадь, где на каждой странице сверху я написала ей правило в виде схемы, таблицы или алгоритма, а место, оставшееся снизу, мы заполняли примерами. Сначала слова на определённое правило диктовала я, затем она сама подбирала примеры. Я выписала ей основные правила из учебника за 5 класс (на те орфограммы, в которых чаще всего были допущены ошибки). Отдельные страницы мы отвели для словарных слов, которые выписывали по 5-10, постепенно добавляя по мере усвоения. Слова, в которых дочь допускала ошибки, я каждый раз включала в словарный диктант. Я видела, что ошибки она делала в одних и тех же словах, поэтому мы их просто запоминали, прописывая каждый день. Ну и результат не заставил себя ждать.

Сейчас я пробую эту систему работы со своими пятиклашками, подключая их родителей, так как нужны постоянные и кропотливые занятия. Я собираю всех родителей неуспевающих детей, выдаю им задания, словарные диктанты, даю список литературы, объясняю, как им предстоит потрудиться вместе с детьми, естественно, говорю, что основные усилия придется приложить им, ведь это каждодневный труд, и назначаю дни для проверки (родители тоже как дети).

Ниже приведены задания

  1. Мы ведём «словарик корней», предложенный Г. А. Богдановой:

ив- (-дивл-): диво, дивный, удивление, удивительный, удивиться, удивительно.

__________________________________________________________

а-: дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, преподавать, раздаваться.

___________________________________________________________

-един-: единство, единение, объединиться, единица, соединение, единственный.

___________________________________________________________

ол- (низ): долина, подол, долой, преодолеть.

____________________________________________________________

аль-: далёкий, дальний, отдалять, удаление, далече, далеко, удалиться, вдали.

______________________________________________________________

-слав- (-славл-): слава, славить, прославлять, прославление.

_______________________________________________________________

-тряс-: тряска, трясти, трясина, землетрясение, сотрясение, встряхнуть.

______________________________________________________________

-яв- (-явл-): явка, явиться, явление, появление, проявиться, заявление.

________________________________________________________________

-ли-: лить, вылить, разливать, ливень, проливной (дождь).

_______________________________________________________________

-свящ- (-свят-): свято, священный, посвятить (рассказ, стихотворение).

________________________________________________________________

-дрож- (-дрог-): дрожь, дрожать, содрогнуться, задрожать, продрогнуть.

________________________________________________________________

-ви-: развитие, развивать (ребёнка), завиваются кудри.

_________________________________________________________________

-ве-: веять, развеваться (на ветру), развевающийся (флаг, волосы).

_________________________________________________________________

-вин-: невинный, вина, обвинять, провинность, провиниться.

_________________________________________________________________

-багр-: багровый, багряный, багрец.

__________________________________________________________________

-вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествовательное.

                  __________________________________________________________________

-ближ- (-близ-): ближе, близко, близкий, приближаться, приближение, приблизительный.

_________________________________________________________________

-гром-: громада, громоздить, громоздкий, громадный.

_________________________________________________________________

-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипучий, скрипач, проскрипеть.

_________________________________________________________________

-слад- (-слажд-): сладкий, наслаждаться, наслаждение, сладостный.

_________________________________________________________________

-влек- (-влеч-): увлечь, увлекать, завлекать, увлекательный, привлечь, привлекательный.

__________________________________________________________________

-драж- (-драз-): дразнить, подражать, раздражаться, раздражение.

-крат- (-кращ-): краткий, прекратить, прекращение, сократить, сокращение.

-страд- (-стражд-): страдать, страдание, сострадать, пострадать, страждут.

-вожд- (-вод-): вождь, водить, вождение, сопровождение, сопровождать, водить, проводить.

Сумерки (меркнуть, мерцать, мрак)

Баять (говорить), обаятельный, обаятельно, обаятельность.

  1. Слова для запоминания

1) словарь в конце учебника

2) Настурция, оранжевый, аромат, директор, вестибюль, кабинет, портрет, здесь.

Блеснуть, сиять, сверкать, вести (ведёт), везти (везёт), вокзал, рюкзак.

Шествовать (идти), шефствовать (шефы), спортсмен, отсюда.

Из-за, из-под.

Вправо, влево, впереди, вскоре; справа, слева.

Исчезать, исчезнуть, беседовать, стремиться, салют.

Издалека, изредка, здешний.

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

Потому что, как будто, горизонт, просека (сечь), лазурь, лазурный.

Расчёт, расчётливый, рассчитывать, аккуратный, лиловый, фиолетовый.

Экология, компьютер, почерк, профессия, правильный, тренер, тренироваться.

  1. Слова по правилам (орфограммы) я поделила по страницам. Я выдаю родителям или детям, чтобы вырезать и вместе с детьми наклеить на страницы тетради, в которой они будут работать.

1 страница

Безударные проверяемые гласные (роса - росы)

2 страница

Непроверяемые гласные и согласные (футбол, апельсин)

3 страница

Проверяемые согласные (дуб-дубы, дорожка- дороженька)

4 страница

Непроизносимые согласные (поздний- опоздать)

  1. И ,У, А после шипящих. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Исключения: ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ

  1. Разделительные Ъ и Ь

Ъ

Ь

После ¬ на согл. перед Е,Ё,Ю,Я 

¬ъ   ͡

В   ͡   ПЕРЕД Е,Ё,Ю,Я и И

объезд

Воробьи, вьюга

  1. Буквы Ч и Щ в сочетании с другими согласными (кроме буквы Л)

ЧК, ЧН, НЧ, КЧ, НЩ, РЩ, ЩН, ЧТ

  1. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

(что делает? Что делают?...) –ТСЯ

(ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) –ТЬСЯ

  1. Ь после шипящих

Ь

Без Ь

3 склонение

1,2 склонение

рожь

ночь

врач (2скл)

много туч (1скл., мн.ч., род.п.)

  1. Правописание приставок
  1. Правописание корней с чередованием
  1. Ё-О после шипящих
  1. И-Ы после Ц
  1. Буквы Е-И в окончаниях имен существительных
  1. Буквы Е-И в окончаниях глаголов I и II спряжения
  1. НЕ с глаголами

  1. Словарные диктанты

Например:

Вариант 1

Удивительный, посветить огнём, украшение, блеснуть, объединиться, долина,  прославлять, сотрясение, преодолеть, аромат, оранжевый, раздаваться, сиять, преподаватель, брошюра, здесь.

Вариант 2

Преподаватель, раздаваться, далеко, прославление, землетрясение, удаляться, аромат, настурция, соединение, удивление, украшать, блеснуть, здесь, преодолеть, парашют, сверкать.

Литература

  1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Спб.:
  3. Богданова Г. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя/ Богданова Г. А. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2013
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. - Справочное пособие по русскому языку: 4-й кл.(1-4); 3-й кл.(1-3) – АСТ, Астрель, 2006
  6. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"

План.       Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1.  Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...