Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".
статья по русскому языку (6 класс) на тему
Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включить детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.
Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом мне помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._proekt_statya_priemy_formirovaniya_orf._gramotnosti.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
(высшей категории)
АНОО «БИЗНЕС-гимназия» Хабетдинова Н.Ю.
Статья
«Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах».
Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включить детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.
Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом мне помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности:
Орфографическая зарядка. Этот прием я использую на каждом уроке русского языка. Приведу некоторые упражнения из нее.
Какие буквы «спорят»? Какие буквы «побеждают»?
№1
сугро_ сне_ шка_
рука_ заво_ прика_
№2
г д з
кру ря гла
к т с
№3
о е о о
к за р ка д мА тр ва
а и а а
Для развития орфографической зоркости даю следующие задания:
1) какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?
и и и
В нашем краю растут густые л – са. Под елью с – дела л - са
е е е
2) подумай, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.
ум(а, о)лять о пощаде
ум(а, о)лять значение
3) выбери нужное проверочное слов
горе
приг_род
город
плата
спл_тить
плотный
4) можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?
загорела – горка
нагляделся – глядя
травить – трава
волна – вол
Решение орфографических задач.
Одна из главных целей обучения — научить ребенка безошибочно решать орфографические задачи. При этом выделяются следующие условия формирования орфографического навыка:
1) знание правила делается теоретической базой;
2) знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы;
3) различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
В развитии орфографической зоркости я выделяю 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографическую задачу:
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить Правило.
3. Определить способ решения задачи зависимости от вида; орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить: алгоритм решения задачи.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму.
6. Написать слово и осуществить самопроверку.
Результат обучения орфографии, как я убедилась, зависит от того, насколько развита у школьника способность ставить перед собой орфографические задачи, Так, например, ученик после изучения правил о безударной гласной в корне успешно справляется с заданием вставить пропущены буквы в упражнении, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, ученику нужно решить орфографическую задачу, а что бы сознательно написать слово, допустим, в изложении или сочинении ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е. найти орфограмму.
Именно поэтому я считаю, что умение быстро обнаружить, орфограмму именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением. Поэтому работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости, но научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а уже постепенно учить их решению.
Я предлагаю детям следующие упражнения для решения орфографических задач.
1) Игра «Найди опасное место».
-Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому нельзя доверять. Какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то это и «опасное место»)
2) «Светофор»
-Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место»
3) «Дырявое письмо». Написание слов с пропуском «опасных мест». При этом я снова обращаю внимание детей на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его место сигнал опасности»
4) Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения является обучением самопроверки.
5) Игра «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?
-Запишите предложение: На полянке у тропинки пробиваются травинки.
-Задание: чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать! Собираем орфограммы как грибы в лесу! Кто больше найдет? Кто самый зоркий?
Особое значение я придаю графическому изображению орфограммы. По сути дела, это фиксация рассуждения по применению на практике правила на основе алгоритма, или письменное решение орфографической задачи – орфографический разбор.
Например:
? с.2, П.п.
На тихом месте – 3 орфографические задачи.
Задание. Используя алгоритм, обозначь орфограммы.
С детьми мы выработали следующий алгоритм действий:
1 шаг: определяю ударный слог;
2 шаг: записываю слово с пропуском;
3 шаг: делаю выбор.
Такая работа приносит неплохие результаты, но при всей пользе подобных упражнений, я поняла, что работа над орфографической зоркостью учащихся принесет плоды только при соблюдении двух условий – при систематичности ее проведения и при постоянном совершенствовании ее проведения, оттачивания у детей навыка решать орфографические задачи.
«Письмо через строчку».
Многолетняя практика подсказывает, что достичь орфографической грамотности у школьников можно лишь каждодневным упорным трудом. На уроках русского языка я использую такой прием как «письмо через строчку». Если только устно находить и подчеркивать орфограммы, и называть проверочные слова, то слабоуспевающие ученики (а их немало) могут все «пропустить мимо ушей». Очень нелегко научить детей находить орфограммы в словах предложения, когда они все сливаются, и подбирать проверочные слова. И учителю трудно проверять тетради, и сам ученик ничего не различит. Здесь нас выручает зеленый цвет. Записываем 1-2 предложения под диктовку через строчку. Дети выполняют орфографическую работу зеленым цветом (рисуют стрелки и подбирают проверочные слова). Во время проверки в местах пропуска детьми орфограмм подчеркиваю орфограмму, провожу стрелку красным цветом и возвращаю тетради. Ученики после моей проверки вновь подбирают проверочные слова.
При написании контрольных диктантов и работ творческого характера предупреждаю детей, чтобы они помнили о «письме через строчку».
Пример применения приема «письма через строчку».
Дорога шла через рожь. Все по пути было интересно.
Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач.
Это сыч затянул свою песню.
Такой вид работы требует от детей внимания, работы мысли, знание орфографии русского языка, прививает интерес к предмету даже слабоуспевающим учащимся. У детей постепенно вырабатывается навык осознанного грамотного письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"
Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим формированию орфографической зоркости учащихся...
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования.
Выступление на педагогическом совете...
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости
В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка
Задания , развивающие читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....
презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В данной презентации показаны методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...