Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включить детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом мне помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._proekt_statya_priemy_formirovaniya_orf._gramotnosti.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

(высшей категории)

АНОО «БИЗНЕС-гимназия» Хабетдинова Н.Ю.

Статья

«Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах».

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включить детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом мне помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности:

 

Орфографическая зарядка. Этот прием я использую на каждом уроке русского языка. Приведу некоторые упражнения из нее.

Какие буквы «спорят»? Какие буквы «побеждают»?

№1

сугро_                 сне_                шка_

рука_                заво_                прика_

№2

          г                        д                        з

кру                             ря                          гла

          к                        т                        с

№3

    о                        е                        о                        о

к      за             р            ка                       д      мА             тр    ва

    а                        и                        а                        а

Для развития орфографической зоркости даю следующие задания:

1) какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?

                                                и                           и            и

В нашем краю растут густые л – са.         Под елью с – дела л - са

                                                 е                                    е             е

2) подумай,  что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.

ум(а, о)лять о пощаде

ум(а, о)лять значение

3) выбери нужное проверочное слов

                горе

  приг_род

                город

                плата

спл_тить

                плотный

4) можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?

загорела – горка

нагляделся – глядя

травить – трава

волна – вол

Решение орфографических задач.

Одна из главных целей обучения — научить ребенка безошибочно решать орфографические задачи. При этом выделяются следующие условия формирования орфографического навыка:                          

1) знание правила делается теоретической базой;

2) знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы;

3) различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.  

   

В развитии орфографической зоркости я выделяю 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографическую задачу:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической   теме    относится; вспомнить Правило.              

3. Определить способ решения задачи зависимости от вида; орфограммы.

4.   Определить   «шаги»,   ступени решения и их последовательность, т.е.   составить: алгоритм   решения задачи.    

5.  Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму.

6.  Написать слово и осуществить самопроверку.

Результат обучения орфографии, как я убедилась, зависит от того, насколько развита у школьника способность ставить перед собой орфографические задачи, Так, например, ученик после изучения правил о безударной  гласной в корне успешно справляется с заданием вставить  пропущены буквы в упражнении, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, ученику нужно решить орфографическую задачу, а что бы сознательно написать слово, допустим, в изложении или сочинении ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е.   найти орфограмму.        

Именно поэтому я считаю, что умение быстро обнаружить, орфограмму именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением. Поэтому работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости, но научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а уже постепенно учить их решению.

Я предлагаю детям следующие упражнения для решения орфографических задач.

1) Игра «Найди опасное место».

-Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому нельзя доверять. Какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то это и «опасное место»)

2) «Светофор»

-Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место»

3) «Дырявое письмо». Написание слов с пропуском «опасных мест». При этом я снова обращаю внимание детей на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его место сигнал опасности»

4) Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения является обучением самопроверки.

5) Игра «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?

-Запишите предложение: На полянке у тропинки пробиваются травинки.

-Задание: чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать! Собираем орфограммы как грибы в лесу! Кто больше найдет? Кто самый зоркий?

Особое значение я придаю графическому изображению орфограммы. По сути дела, это фиксация рассуждения по применению на практике правила на основе алгоритма, или письменное решение орфографической задачи – орфографический разбор.

Например:

     ?          с.2, П.п.

На тихом месте – 3 орфографические задачи.

Задание. Используя алгоритм, обозначь орфограммы.

С детьми мы выработали следующий алгоритм действий:

1 шаг: определяю ударный слог;

2 шаг: записываю слово с пропуском;

3 шаг: делаю выбор.

Такая работа приносит неплохие результаты, но при всей пользе подобных упражнений, я поняла, что работа над орфографической зоркостью учащихся принесет плоды только при соблюдении двух условий – при систематичности ее проведения и при постоянном совершенствовании ее проведения, оттачивания у детей навыка решать орфографические задачи.

«Письмо через строчку».

Многолетняя практика подсказывает, что достичь орфографической грамотности у школьников можно лишь каждодневным упорным трудом. На уроках русского языка я использую  такой прием как «письмо через строчку». Если только устно находить и подчеркивать орфограммы, и называть проверочные слова, то слабоуспевающие ученики (а их немало) могут все «пропустить мимо ушей». Очень нелегко научить детей находить орфограммы в словах предложения, когда они все сливаются, и подбирать проверочные слова. И учителю трудно проверять тетради, и сам ученик ничего не различит. Здесь нас выручает зеленый цвет. Записываем 1-2 предложения под диктовку через строчку. Дети выполняют орфографическую работу зеленым цветом (рисуют стрелки и подбирают проверочные слова). Во время проверки в местах пропуска детьми орфограмм подчеркиваю орфограмму, провожу стрелку красным цветом и возвращаю тетради. Ученики после моей проверки вновь подбирают проверочные слова.

При написании контрольных диктантов и работ творческого характера предупреждаю детей, чтобы они помнили о «письме через строчку».

Пример применения приема «письма через строчку».

Дорога шла через рожь. Все по пути было интересно.

Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач.

Это сыч затянул свою песню.

Такой вид работы требует от детей внимания, работы мысли, знание орфографии русского языка, прививает интерес к предмету даже слабоуспевающим учащимся. У детей постепенно вырабатывается навык осознанного грамотного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Статья на тему "Активные формы и методы формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка"

Статья посвящена разнообразным формам и методам, способствующим  формированию орфографической зоркости учащихся...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....

презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В  данной презентации показаны методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...