Современный урок и требования ФГОС
материал на тему

Рунова Мария Александровна

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Существует множество подходов к определению понятия урока.Один из них определяет урокорганизационную форму обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, для воспитания и развития познавательных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremenny_urok_i_trebovania_fgos-1.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад


“Образовательный процесс в школе – это кровеносная система,
а урок – это биение сердца”

Конаржевский В.С.

“ Урок – это клеточка педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.”

Скаткин М.Н.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Существует множество подходов к определению понятия урока.Один из них определяет урокорганизационную форму обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, для воспитания и развития познавательных способностей учащихся.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца XX и начала XXI века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий(УУД), метапредметных и личностных результатов.

Современный урок отличается использованием активных методов и приемов обучения: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.Их цель – развитие ресурсов личности ребёнка путём диалогического взаимодействия, группового решения учебных задач, решения задач по выбору, а также исследовательских (проектных) задач. Результатом использования таких активных педагогических методов является изменение системы учебных стимулов: внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).

Возможности активных педагогических и непедагогических методов значительны в плане обеспечения личностных достижений ученика, что и требуется в соответствии с новым ФГОС.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, а также технологии ненасильственного обучения, диалогового обучения, рефлексивного обучения.

Ненасильственное обучение позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Учитель создаёт благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников.

Технология  диалогового обучения даёт возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учёта особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности ихпсихологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.

Эффективное применение названных технологий обучения обеспечивает формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов, а также способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

В основе современного урока лежит развивающее обучение.Урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Приоритетное условие для развития познавательной  активности учащихся на уроке при формировании универсальных учебных действий – сотрудничество.

Ориентация учителя на сотрудничество с учащимися предполагает следующее:

  • Учитель делится с учениками своими идеями, размышлениями, суждениями по обсуждаемой проблеме.
  • Учитель помогает ученикам анализировать процесс их учебной деятельности, задаёт вопросы, побуждающие ребят к размышлению над собственной позицией в учебном процессе. • Учитель обсуждает с ребятами пути совершенствования учебного процесса, способы улучшения организации урока.
  • Принимаются групповые решения (совместные с учащимися).
  • Учитель совместно с детьми планирует, проектирует отдельные уроки.
  • Учитель демонстрирует ученикам свою поддержку, выражает сочувствие и понимание
  • в затруднительных для них учебных ситуациях. • Учитель помогает подбирать материал для учебных блоков, тем, рекомендует соответствующую литературу, другие источники информации.
  • Учитель часто практикует на уроке групповые и коллективные формы работы (взаимоконтроль, работа в парах, микрогруппах).
  • Учитель проявляет интерес к мнениям учеников и поддерживает выражение ими своей точки зрения на ту или иную проблему.
  • Учитель приглашает учащихся на дополнительные индивидуальные и групповые консультации и про водит их для желающих.
  • Классные мероприятия учитель планирует совместно с учащимися и учитывает их пожелания, предложения.
  • Учитель поощряет инициативу ребят, активность отдельных учеников и группы в целом в ходе учебного процесса. • Учитель побуждает ребят к тому, чтобы в ходе урока (при объяснении нового материала, при решении задач) они задавали как можно больше разнообразных вопросов.
  • Учитель доброжелательно и внимательно относится к ошибкам учащихся, помогает в них разбираться и исправлять.

        Взгляд на ученика как на помощника  и союзника в деле формирования у него универсальных учебных действий позволит педагогу организовать такую форму сотрудничества учащихся, как взаимообучение. Общий принцип организации такого обучения – парное и коллективное решение учебных задач учащимися.

В парах можно выполнять задания различного характера, содержания и уровня сложности: взаимная проверка знания отдельных терминов, понятий, выражений; чтение и пересказ отрывка текста; чтение текста одним учеником, формулировка и представление вопросов по данному тексту другим учеником с целью проверки глубины понимания текста, уточнения конкретных фактов, событий, описаний; взаимная проверка правильности выполнения учащимися письменных работ; взаимообмен заданиями (если задания определённого содержания и типа более успешно выполняются одним учеником, другому предоставляется возможность получить «консультацию»).

     Положительные качества взаимообучения, влияющие на формирование универсальных учебных действий, разнообразны. На позиции «учителя» ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика; усвоение знания после того, как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными. Для  ребёнка-«ученика» взаимообучение ценно тем, что он получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки; растёт мотивация учения; деятельность на уроке доставляет ему больше удовольствия; обогащаются навыки общения с другими детьми.

Взаимообучение – эффективный способ разрешения проблем саморазвития, самообучения, самовоспитания, а также других форм учебной самостоятельности, что крайне актуально при формировании учебной деятельности и достижении метапредметных результатов.

В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам.  Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

  • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.   
  • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
  • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
  • На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
  • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учащихся.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают  высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так:Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол.  Выполняя такие задания учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Таким образом, основными психолого-дидактическими характеристиками  урока, обеспечивающими реализацию требований ФГОС, являются:

  • Ориентация на формирование учебной деятельности, а не на передачу информации.
  • Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока.
  • Реализация индивидуального подхода.
  • Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.
  • Развитие активности учащихся в учебной деятельности.
  • Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности).
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.
  • Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничества).

Предложенный перечень психолого-дидактических характеристик современного урока может быть использован в качестве комплексного психолого-педагогического анализа урока при его оценке и самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

в чем новизна современного урока по требовании ФГОС

конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...

в чем новизна современного урока по требовании ФГОС

конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...

"Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС"

Представлен текст выступления на методическом семинаре. Отражены основные характеристики современного урока, представлена типология уроков в зависимости от дидактических целей, подробно описаны этапы ...

статья "Современный урок математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе"

в статье описан современный урок математики по требованиям ФГОС...

Современный урок обществознания: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

Этот материал поможет учителям обществознания грамотно провести урок в соответствии с ФГОС...