статья "Современный урок математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе"
статья по алгебре (10 класс)
в статье описан современный урок математики по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Коряко Т.С., учитель математики
ГБОУ СОШ № 312 Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Современный урок математики: требования ФГОС
и их реализация в образовательном процессе
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Но для математиков так было всегда. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ⎯ ставить цели, ⎯ решать задачи, ⎯ отвечать за результаты. В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач: Действие связано с принятием цели и принятием решения. Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Мы должны соответствовать новым современным целям образования, ориентированным на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы
Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В дидактической системе уроки Деятельностный направленности по целеполаганию распределены в четыре группы :
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
4. Урок развивающего контроля.
Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
- учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
- учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
- учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?;
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....
Формирование личностных УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Личностные УУД на уроках математики по учебнику С.М. Никольского...
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGrammarLab»
Технологическая карта урока открытия нового знания в соответствии с требованиями стандартов второго поколения c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGr...
Формирование коммуникативных УУД на уроках математики в рамках компетентностно-контекстной модели образовательного процесса.
В данной статье описывается компетентностно- контекстная модель обучения, как строится работа на уроках математики в этой модели. Дается сравнение данной модели с классической модели обучения. Приводи...
Базовые педагогические технологии ФГОС общего образования и их реализация в образовательном процессе лицея
Выступления на педагогических советах в 2015г. "Кейс - технологии на уроках английского языка и не только" и в 2014г. "Урок применения знаний и умений".Проведение проблем тематического семинара "Пробл...
Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.
В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...
Современный урок обществознания: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.
Этот материал поможет учителям обществознания грамотно провести урок в соответствии с ФГОС...