Обобщающий урок-игра по русскому языку в 6 классе на тему: "Местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Обобщающий урок-игра на тему "Местоимения", целью которого является повторение и систематизация знаний по разделу "Местоимения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_teme_mestoimeniya.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимения»
Цели. Обучающая: Повторить и систематизировать знания по теме «Местоимения».
Развивающая: Создать условия для развития письменной речи учащихся; создать условия для развития интереса и познавательной активности школьников.
Воспитательная: Способствовать воспитанию умения работать в команде, быть ответственным за выполнение определённых заданий.
Тип урока: урок дифференцированного типа.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организац. момент Разминка (повторение изученного) Задание для первой группы Задание для пятой группы Задание для пятой группы Задание для пятой группы Задание для первой и второй групп Подведение итогов | Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, но при этом не просто поиграем, а заодно поймем, чему же мы научились на предыдущих занятиях и что узнали о такой части речи как местоимение. Итак, вспомним, что же такое местоимение? (спрашиваю 3 учеников: каждого из команды, выдаю жетоны)
Индивидуальное задание на карточках для учеников 1группы: Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить. Для остальных выборочный диктант. Сначала устный опрос: Сколько всего разрядов местоимений Вы изучили? Какие? Читаю текст, каждая команда выписывает из прослушанного текста определённый разряд местоимений. 1 команда – личные местоимения 2 команда – отрицательные местоимения 3 команда – неопределённые местоимения Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щёлкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело. (Ю. Олеша) (Проверка группового и индивидуального заданий, выдача жетонов) Индивидуальное задание: морфологический разбор местоимения. Предложение: Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Групповое: отгадывание загадок (по командам, за ответы выдаются жетоны) Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны. 1) В каком местоимении два звука, но одна буква? 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? 3) Сколько личных местоимений в слове семья? 1) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ. 2) Когда руки бывают тремя местоимениями? 3) Какое местоимение требует чистоты? Индивидуальное задание: просклоняйте, пожалуйста, местоимение сколько. Групповое задание: составить два вопроса для команд соперников. Индивидуальное задание: карточка Групповое задание: тест (тест одинаковый для всех, но буквы изменены, у каждой команды должно получиться определённое слово: подарок – сувенир – сюрприз). Ребята, а как называются все эти слова? Что такое синонимы? Индивидуальное задание: кроссворд (см. приложение 1) (по три человека от команды) Групповое задание: сочинение-миниатюра (составляют по одному тексту от команды) Составить текст на тему «Наш класс», используя в предложениях данные местоимения: я, мы, он, себе, кто, какой, кто-то, кто-нибудь, некто, некого, мой, твой, наш, этот, такой, тот, весь, каждый, самый, другой и т.д.. Ребята, наша игра подошла к концу, давайте сосчитаем, у кого сколько жетончиков и узнаем, какая команда стала победителем? (сладкие призы) | «Здравствуйте!» «Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называют их. Местоимения, как правило, изменяются, по падежам. Есть местоимения, которые изменяются ещё по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями». Выполняют, остальные работают с учителем. Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить. «Девять разрядов: личные, возвратное, неопределённые, относительные, вопросительные, отрицательные, притяжательные, указательные и определительные». Он, мы, его Ничего, никто Какой-то, что-то. Что-то – мест. I.Взял (что?) что-то. Н.ф. что-то. II. Пост. – неопред.; непост. – в В.п. III.Взял (что?) что-то . Ответы: 1) В местоимении «я» - [йа]; 2) Я-мы; 3) Семь «я»; 1) Ты-ква; 2) Когда руки вы-мы-ты; 3) Мой. Выполняют Выполняют задания Они называются синонимами. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения употреблением в речи. Пишут сочинение – миниатюру, читают свои варианты. |
Приложение 1
Кроссворд по теме «Местоимение»
По горизонтали:
2. Местоимения, которые содержат вопрос о лице или предмете, его признаках,
о количестве.
3. Местоимения этот, тот, такой, таков, столько.
7. Местоимения, которые указывают на обобщённый признак предмета или лица,
изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.
8. Часть речи, которая разделяет местоимения не у кого, ни к кому, кое с кем.
9. Знак, который ставится перед то, либо, нибудь в неопределённых местоимениях.
10.Местоимения, которые указывают на лица, участвующие в речи.
По вертикали:
1. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки,
количества, но не называет их.
2. Местоимение, которое указывает на отношение к действующему лицу.
4. Местоимения, которые указывают на неопределённые предметы, признаки,
количество.
5. Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой.
6. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе
сложных.
7. Местоимения, которые указывают на отсутствие предметов, признаков,
количества.
1 | |||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
| 5 |
| 6 | |||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
| 9 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
| 10 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
Приложение 2
Заполни таблицу
№ | Словосочетание | Разряд местоимения | род | число | падеж |
1 | наша территория | ||||
2 | позаботится о тебе | ||||
3 | пригласит нас | ||||
4 | у моего друга | ||||
5 | узнаю себя | ||||
6 | на том берегу | ||||
7 | наградят каждого | ||||
8 | этого не спросят |
Приложение 3
1. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения? К) значение предметности; З) значение признака; П) значение указательности.
2. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?
О) Да А) Нет
3. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда‐ нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!
С) 1;
Д) 3;
П) 2.
4. В каком ряду все слова являются местоимениями?
И) мне, кто, любой, второй;
О) себя, моего, по-моему, прежний;
А) ее, всякий, самый, каждый.
5. Какое местоимение пишется через дефис?
Р) кто (то);
В) кое (с) кем;
Г) ни (кто)
6. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ? А) н..чего не говорит; О) н..чего говорить; Е) н..сколько не раскаивается.
7. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ? М) Что за честь, если н..чего есть. К) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс
На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...
Обобщающий урок-игра по теме "Африка" в 7 классе
Цели и задачи урока: · способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, населении, хозяйстве и уникальности Африки·...
Обобщающий урок-игра по биологии для учащихся 8 классов.
Обощающий урок по биологии 8класс, дает возможность учащимся повторить весь материал пройденный за год в игровой форме....
Обобщающий урок-игра по теме "Рельеф России" 8 класс
Материал урока рассчитан на обобщение знаний по географии 8 класса по теме "Рельеф России" в увлекательной форме....
Обобщающий урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе
Обобщающий урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок &nda...