Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД
статья по теме
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:
- компетентность в решении проблем (задач);
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность.
Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.kompetentnostnye_zadachi.doc | 31.5 КБ |
kompetentnostnye_zadachi.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД
Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:
- компетентность в решении проблем (задач);
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность.
Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»
Использование компетентностно - ориентированных заданий уже на первых уроках позволяют вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях. Появляется возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе. Заметно повышается интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. И наконец, повышается качество знаний учащихся.
Структура компетентностно - ориентированных заданий предполагает наличие следующих структурных частей:
- стимул;
- задачная формулировка;
- источник информации;
- бланк для выполнения задания;
-инструмент проверки;
- модельный ответ.
Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.
Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками. Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ.
На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности для всех учащихся в классе.
Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.
На пути к инновационному содержанию ФГОС компетентностные задания – это один из способов повышения эффективности предметного содержания. Благодаря современному пониманию надпредметной функции курса родного языка овладение компетенциями (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и формирование универсальных учебных действий становятся необходимым условием обеспечения языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.
По данной проблеме накоплен огромный практико-ориентированный потенциал, изложенный в современных учебниках и пособиях, в том числе и в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. Я более 20 лет работаю по данному комплексу, и в своей практике часто использую компетентностные задания.
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
- 1)Информационная компетенция:
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию.
- Умение работать с таблицами, схемами.
2) Учебно-познавательная компетенция:
- Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемому материалу.
3) Коммуникативная компетенция:
- Владеть разными видами речевой деятельности – чтение, письмо.
- -Проверить безударную гласную в корне очень просто. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и все.
- Ребята, вы согласны с данным утверждением? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Результаты оформите в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.
3. К..нкурент, укр..тить, пр..оритет, к..т..лог, ум..рать, пр..токол, пром..кашка, к..сить, ст..рожка, р..внение, к..сание, к..согор.
Бланк для выполнения задания:
Безударные гласные | ||
? | ? | ? |
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
- Ответы к заданию:
Критерии оценивания | 1 столбик | 2 столбик | 3 столбик |
Классификация корней | Безударные гласные, проверяемые ударением | Чередующиеся гласные в корне слова | Безударные гласные, не проверяемые ударением |
Наличие правильного доказательства (можно графического) | Сторожка – сторож; Косить – косит Косогор - косо; Укротить - кроткий | Умирать (мир-мер); Касание (кас-кос); Промокашка (мак-мок); Равнение (равн-ровн) | Протокол; Каталог; Приоритет; Конкурент. |
- За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.
За каждый неверный ответ – 0 баллов
Максимальное количество – 12 баллов.
«5» - 11-12 баллов.
«4» - 9-10 баллов.
«3» - 8 баллов.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Программа: В.В.Бабайцева
Литература: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
- 1) Информационная компетенция:
- Проводить наблюдение в соответствии с поставленной задачи
2) Коммуникативная компетенция:
- Оформлять мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.
- Определять жанр и структуру письменного текста в соответствии с поставленной целью.
2. Ребята, вы любите читать стихи? Может, вы пробовали сами писать стихотворения? Я предлагаю побывать в поэтической лаборатории и раскрыть тайны создания стихотворений, чтобы научиться сочинять свои.
Примеры:
1) Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А.С.Пушкин)
2) Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин)
3) Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)
4) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь. (Н.Некрасов)
5) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)
- Какие средства выразительности использованы в данных текстах?
Спишите тексты и укажите средства выразительности.
Сочините своё четверостишье и укажите использованные средства выразительности.
- а) метафора
б) оксюморон
в) метонимия
г) антитеза
д) эпитеты, олицетворение
- «5» - названы верно все средства художественной изобразительности. Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;
«4» - а) названы верно не все средства художественной изобразительности (1-2 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;
б) названы верно все средства художественной изобразительности. Но собственный текст не создан и цель при создании текста не достигнута;
«3» - названы верно не все средства художественной изобразительности (2-3 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Программа: В.В.Бабайцева
Литература: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
1. 1) Информационная компетенция:
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками.
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
2) Коммуникативная компетенция:
- Владеть разными видами речевой деятельности
3) Языковая компетенция:
- Владеть орфографической и пунктуационной грамотностью
- Твой одноклассник допустил ошибку в предложениях с деепричастным оборотом.
- Поднявшись на смотровую площадку открывается чудесный вид на город.
- Переводя текст мне понадобится словарь.
- Окончив училище мне был присвоен третий разряд.
- Записывая математическое выражение мною была допущена ошибка.
- Изучая растения средне полосы России у меня появился интерес к этой проблеме.
- Помоги однокласснику:
- Переделайте предложение так, чтобы деепричастный оборот был правильно употреблен
- Правильно расставь знаки препинания.
- - Поднявшись на смотровую площадку, можно увидеть весь город
- Переводя текст, учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов
- Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.
- Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа.
- Изучая растения средней полосы России, обратите внимание на их отличия от растений других зон.
5. «5» - все предложения преобразованы верно, знаки препинания расставлены правильно
«4» - допущена ошибка в преобразовании одного предложения, допустим пропуск одного знака препинания.
«3» - допущены ошибки в двух предложениях, допустим пропуск одного знака препинания.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Программа: В.В.Бабайцева
Литература: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
(Выбор форм согласования и управления, построение предложений с однородными членами, построение сложносочиненных предложений)
Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,
учитель русского языка и литературы
1. 1) Информационная компетенция:
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками.
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
2) Коммуникативная компетенция:
- Владеть разными видами речевой деятельности
3) Языковая компетенция:
- Владеть орфографической и пунктуационной грамотностью
- При выполнении 7 задания на ЕГЭ в 2015 году вам необходимо указать виды грамматических ошибок. Вашему вниманию предлагаются предложения с нарушением синтаксических норм.
- Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее выразительность.
- Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
- В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
- Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
- Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.
- Мы купил стулья, книжный шкаф, стильную мебель.
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
- Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
- Проблема экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы»
- Переделайте предложения в соответствии с нормами и укажите вид ошибки.
- Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали ее поэтичность и выразительность. Ошибка – согласование сказуемого с подлежащим.
- Сестры увлекались современной музыкой и хорошо разбирались в ней.
Ошибка – неправильное построение предложения с однородными членами.
- В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает праздность.
Ошибка – согласования приложения с именем существительным.
- Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Ошибка – употребление причастных оборотов (согласование причастия с определяемым словом).
- Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена.
Ошибка – употребление производных предлогов с существительным в дательном падеже.
- Мы купил стулья, книжный шкаф.
Ошибка – нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Ошибка - употребление производных предлогов с существительным в дательном падеже.
- На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется изучению норм литературного языка.
Ошибка – нарушение управления.
- Все, кто рано начинает учить иностранный язык овладевают им в совершенстве.
Ошибка – согласование сказуемого с подлежащим.
- Проблема экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловая Москва».
Ошибка – согласования приложения с именем существительным.
- За каждое правильное выполненное предложение и названную ошибку по 1 баллу. Максимум – 10 баллов
«5» - 10 баллов.
«4» - 8-9 баллов.
«3» - 6-7 баллов.
Предмет: русский язык
Класс: 11
Программа: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин
Литература: С.А. Павлова. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С) – М.: Дрофа, 2010. – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей как одна из форм организации учебно – воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
Музеи в школе...
Метод проектов – одна из форм организации учебной работы с учащимися.
В статье рассматриваются основные особенности организации проектной деятельности учащихся...
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
«Разработка содержания занятия в школьном музее»Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)...
Виртуальная экскурсия как одна из форм организации учебного процесса
Описание опыта работы...
Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...