Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД
статья по теме

Кулеш Светлана Анисимовна

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.kompetentnostnye_zadachi.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon kompetentnostnye_zadachi.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД

Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Использование компетентностно - ориентированных заданий уже на первых уроках позволяют вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях. Появляется возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе. Заметно повышается интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. И наконец, повышается  качество знаний учащихся.

Структура компетентностно - ориентированных заданий предполагает наличие следующих структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками. Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ.

На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.

На пути к инновационному содержанию ФГОС компетентностные задания – это один из способов повышения эффективности предметного содержания. Благодаря современному пониманию надпредметной функции курса родного языка овладение компетенциями (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и формирование универсальных учебных действий становятся необходимым условием обеспечения языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

По данной проблеме накоплен огромный практико-ориентированный потенциал, изложенный в современных учебниках и пособиях, в том числе и в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. Я более 20 лет работаю по данному комплексу, и в своей практике часто использую компетентностные задания.



Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,

учитель русского языка и литературы

  1. 1)Информационная компетенция:
  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию.
  • Умение работать с таблицами, схемами.

2) Учебно-познавательная компетенция:

  • Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемому материалу.

3) Коммуникативная компетенция:

  • Владеть разными видами речевой деятельности – чтение, письмо.

  1. -Проверить безударную гласную в корне очень просто. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и все.

- Ребята, вы согласны с данным утверждением? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Результаты оформите в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.

3.         К..нкурент, укр..тить, пр..оритет, к..т..лог, ум..рать, пр..токол, пром..кашка, к..сить, ст..рожка, р..внение, к..сание, к..согор.

Бланк для выполнения задания:

Безударные гласные

?

?

?

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

  1. Ответы к заданию:

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

3 столбик

Классификация корней

Безударные гласные, проверяемые ударением

Чередующиеся гласные в корне слова

Безударные гласные, не проверяемые ударением

Наличие правильного доказательства (можно графического)

Сторожка – сторож;

Косить – косит

Косогор - косо;

Укротить - кроткий

Умирать (мир-мер);

Касание (кас-кос);

Промокашка (мак-мок);

Равнение (равн-ровн)

Протокол;

Каталог;

Приоритет;

Конкурент.

  1. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.

За каждый неверный ответ – 0 баллов

Максимальное количество – 12 баллов.

«5» - 11-12 баллов.

«4» - 9-10 баллов.

«3» - 8 баллов.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Программа: В.В.Бабайцева

Литература:  В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,

учитель русского языка и литературы

  1. 1) Информационная компетенция:
  • Проводить наблюдение в соответствии с поставленной задачи

2) Коммуникативная компетенция:

  • Оформлять мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.
  • Определять жанр и структуру письменного текста в соответствии с поставленной целью.

2.          Ребята, вы любите читать стихи? Может, вы пробовали сами писать стихотворения? Я предлагаю побывать в поэтической лаборатории и раскрыть тайны создания стихотворений, чтобы научиться сочинять свои.

        Примеры:

1)         Улыбкой ясною природа

        Сквозь сон встречает утро года. (А.С.Пушкин)

2)         Кому сказать мне, с кем мне поделиться

        Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин)

3)         Только слышно на улице где-то

        Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)

4)         Ты и убогая,

        Ты и обильная,

        Ты и могучая,

        Ты и бессильная,

        Матушка Русь. (Н.Некрасов)

5) Сквозь волнистые туманы

        Пробирается луна.

        На печальные поляны

        Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)

  1. Какие средства выразительности использованы в данных текстах?

Спишите тексты и укажите средства выразительности.

Сочините своё четверостишье и укажите использованные средства выразительности.

  1. а) метафора

б) оксюморон

в) метонимия

г) антитеза

д) эпитеты, олицетворение

  1. «5» - названы верно все средства художественной изобразительности. Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;

«4» -         а) названы верно не все средства художественной изобразительности (1-2 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;

        б) названы верно все средства художественной изобразительности. Но собственный текст не создан и цель при создании текста не достигнута;

«3» - названы верно не все средства художественной изобразительности (2-3 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью.

Предмет: русский язык

Класс: 9

Программа: В.В.Бабайцева

Литература:  В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,

учитель русского языка и литературы

1.         1) Информационная компетенция:

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками.
  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

2) Коммуникативная компетенция:

  • Владеть разными видами речевой деятельности

3) Языковая компетенция:

  • Владеть орфографической и пунктуационной грамотностью

  1. Твой одноклассник допустил ошибку в предложениях с деепричастным оборотом.

        - Поднявшись на смотровую площадку открывается чудесный вид на город.

        - Переводя текст мне понадобится словарь.

        - Окончив училище мне был присвоен третий разряд.

        - Записывая математическое выражение мною была допущена ошибка.

        - Изучая растения средне полосы России у меня появился интерес к этой проблеме.

  1. Помоги однокласснику:
  1. Переделайте предложение так, чтобы деепричастный оборот был правильно употреблен
  2. Правильно расставь знаки препинания.

  1. - Поднявшись на смотровую площадку, можно увидеть весь город

- Переводя текст, учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов

- Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.

- Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа.

- Изучая растения средней полосы России, обратите внимание на их отличия от растений других зон.

5.         «5» - все предложения преобразованы верно, знаки препинания расставлены правильно

«4» - допущена ошибка в преобразовании одного предложения, допустим пропуск одного знака препинания.

«3» - допущены ошибки в двух предложениях, допустим пропуск одного знака препинания.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Программа: В.В.Бабайцева

Литература:  В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(Выбор форм согласования и управления, построение предложений с однородными членами, построение сложносочиненных предложений)

Автор-составитель: Кулеш С.А., МБОУ «Анастасьевская СОШ»,

учитель русского языка и литературы

1.         1) Информационная компетенция:

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками.
  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

2) Коммуникативная компетенция:

  • Владеть разными видами речевой деятельности

3) Языковая компетенция:

  • Владеть орфографической и пунктуационной грамотностью

  1. При выполнении 7 задания на ЕГЭ в 2015 году вам необходимо указать виды грамматических ошибок. Вашему вниманию предлагаются предложения с нарушением синтаксических норм.
  • Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее выразительность.
  • Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
  • В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
  • Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
  • Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.
  • Мы купил стулья, книжный шкаф, стильную мебель.
  • Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  • На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
  • Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
  • Проблема экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы»

  1. Переделайте предложения в соответствии с нормами и укажите вид ошибки.

  • Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали ее поэтичность и выразительность. Ошибка – согласование сказуемого с подлежащим.
  • Сестры увлекались современной музыкой и хорошо разбирались в ней.

Ошибка – неправильное построение предложения с однородными членами.

  • В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает праздность.

Ошибка – согласования приложения с именем существительным.

  • Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Ошибка – употребление причастных оборотов (согласование причастия с определяемым словом).

  • Благодаря героизму людей катастрофа была предотвращена.

Ошибка – употребление производных предлогов с существительным в дательном падеже.

  • Мы купил стулья, книжный шкаф.

Ошибка – нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия

  • Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Ошибка - употребление производных предлогов с существительным в дательном падеже.

  • На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется изучению норм литературного языка.

Ошибка – нарушение управления.

  • Все, кто рано начинает учить иностранный язык овладевают им в совершенстве.

Ошибка – согласование сказуемого с подлежащим.

  • Проблема экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловая Москва».

Ошибка – согласования приложения с именем существительным.

  1. За каждое правильное выполненное предложение и названную ошибку по 1 баллу. Максимум – 10 баллов

«5» - 10 баллов.

«4» - 8-9 баллов.

«3» - 6-7 баллов.

Предмет: русский язык

Класс: 11

Программа: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин

Литература:  С.А. Павлова. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С) – М.: Дрофа, 2010. – 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – одна из форм организации учебной работы с учащимися.

В статье рассматриваются основные особенности организации проектной деятельности учащихся...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»

«Разработка содержания занятия в школьном музее»Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)...

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...