Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
статья по русскому языку (6 класс) по теме
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению.
Этимологическая справка раскрывает многие орфографические секреты слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologicheskiy_analiz_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование языковой и лингвистической компетентностей учащихся 5 классов на занятиях по внеурочной деятельности по русскому языку с помощью этимологического анализа.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №166 г.о.Самара
Краснова Оксана Евгеньевна
Все мы родом из детства, в каждом из нас живёт маленький ребёнок, которого терзает любопытство и острое желание узнать, как устроена та или иная вещица, как она работает. По словам А.Энштейна, самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны, в которой источник всякого подлинного знания. Стремление проникнуть в тайну рождения слова неистребимо в человеке. Удовлетворить эту языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатлённых в слове, помогает этимологическая справка при обучении родному языку. При этом полнее раскрывается глубинный смысл, померкший за многие столетия жизни слова в языке. Вот несколько примеров: внушать - от уши, сутки - от ткнуть (букв.: столкновение дня и ночи), потакать от так…
Живая судьба родного слова не может оставить ребёнка равнодушным, поэтому, чтобы удовлетворить естественное любопытство детей, подогреть желание узнать побольше о жизни родных слов, а также воспитать глубокую заинтересованность предметом, необходимо на уроке совершать экскурс в историю языка.
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению.
Этимологическая справка раскрывает многие орфографические секреты слов. Например, слова, о которых обычно говорят: «без не не употребляются», подверглись опрощению (структура слова стала проще за счёт уменьшения количества морфем), т.е. когда-то они были образованы с помощью приставки не-, но постепенно эта морфема слилась с корнем и вошла в его состав:
Неприязнь (приязнь – «дружба»)
Ненастье (настье – «вёдро, хорошая погода»)
Ненароком (нароком – «нарочно, намеренно»)
Недуг (дуг – «сила, здоровье»)
Нелепый (лепый –«красивый, хороший»)
Негодовать (годовати – «позволять, быть довольным»)
Ненавидеть (навидеть – «охотно смотреть»)
Неистовый (истовый – «верный истине»)
Неделя (не делати; неделей раньше называли воскресенье; понедельник – «после недели, после воскресенья»)
Известный французский лингвист Жан-Поль Рихтер удачно назвал язык «кладбищем потухших метафор». Об этом же говорил А.А.Потебня: «Все значения в языке по происхождению образны, каждое может стать с течением времени безОбразным». Только этимологический анализ может возродить в слове былую образность: стол – стлать, лелеять – Лель (бог любви, браков и супружества у славян-язычников).
Восстановление утраченных языком метафор, реконструкция образов применяется в художественных текстах как сильный поэтический приём, с которым, конечно, стоит познакомить учеников на уроках русского языка. Поэты, писатели, публицисты используют его, и эффект такой восстановительной образности в слове подчас более значителен, чем эффект «обычной» метафоризации:
Скорбь и впрямь скребёт.
Печаль печёт,
Грусть умеет грызть,
Кручина крушит.
(В.Берестов.)
«Ведь каждый раз, когда мне удается хорошо написать, читатели говорят: «Молодец!» И я молодею». (М.Пришвин.)
Можно уверенно сказать, что этимологический анализ оказывает огромное влияние на весь процесс обучения, при этом не являясь предметом обязательного рассмотрения в школе. Это влияние исходит, с одной стороны, от самого учителя, который через этимологию стремится заинтересовать детей своими уроками, сформировать правильный взгляд на язык как явление развивающееся, беспрерывно меняющееся.
С другой стороны, врождённое стремление человека к этимологизированию может вызвать ошибки в морфемном разборе, а излишне доверчивое отношение к внешним ассоциациям приводит к ложной этимологии, что, как известно, является далеко не безобидной неточностью, так как может стать причиной орфографических ошибок («спортакиада» - от спорт, «крассовки» от красивый», «заминить» - от мина, «восстоновление» от стон и т.п.)
Именно поэтому очень важно, чтобы «этимологическая рефлексия» не противоречила языковой истине, а помогала в усвоении одного из самых сложных разделов школьного курса – орфографии.
Этимологический анализ как орфографический приём широко рекомендуется методистами, которые занимаются проблемами обучения правописанию (М.А.Рыбникова, Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, А.И.Власенков, М.М.Разумовская, И.В.Пронина и др.) Изучение этимологии слова в школе - давняя отечественная традиция, которой, к сожалению, на протяжении довольно длительного времени уделялось недостаточное внимание. Из школьных учебников русского языка для 5-11 классов в 70-е годы ХХ века ушел раздел «Этимология». Однако правильное написание слова, его орфография, зависит от значения слова и его структуры. Когда восстановлен утраченный образ слова в процессе этимологического анализа, тогда становится понятным и его современное написание.
Какое же отношение этимологическая информация о слове имеет к его написанию? На этот вопрос очень метко и образно ответил знаменитый русский педагог В.П.Шереметевский, сказавший, что орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о его происхождении.
Действительно, с русским словом в течение времени могут происходить самые удивительные и разнообразные изменения: меняется звучание, иногда и морфемный состав слова и даже лексическое значение. Но буквенное обличье слова обычно сохраняется почти неизменным.
А ведь такая стабильность графического облика свойственна подавляющему большинству слов, фонетическая сторона которых подвергалась историческим изменениям. Причина скрыта в почти бесперебойном действии в языке главного орфографического закона, суть которого в единообразном написании значимых частей слова. «Пиши морфему всегда одинаково» - основное правило русской орфографии. И пусть какая-то морфема была поглощена в слове соседней (вн-утр-и - внутри, руб-ах-а – рубах-а), всё равно она сохраняет своё «лицо» даже в таких условиях.
Этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимся объяснению написаниям. При этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русской орфографии.
Традиционно одним из самых сложных правил русской орфографии в школе, начиная с 1 класса и заканчивая 11, является правописание безударных гласных в корне, особенно так называемых «словарных слов». Их огромное множество, поэтому для многих учеников запоминание написания таких слов является непосильной задачей. Но с помощью этимологического анализа учащимися легко осознаются значения слов «баять» (говорить, рассказывать), «плоть» (тело). Написание слов «баюкать», «воплощать» при знании первоначального значения слова и его строения не представляет трудности. Практически «уходят» ошибки из слов ветчина (от «ветхий»), винтовка (от «винт»), гвоздика (от «гвоздь»), искусство (от «кусати») и многих, многих других, считавшихся наиболее «ошибкоопасными».
Этимологический анализ исконно русских слов, проводимый на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку, даёт возможность обобщить некоторые сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и показать, какие этимологические варианты может иметь тот или иной корень. Эти сведения оказываются очень интересными и полезными для учащихся и при обучении орфографии, так как обращают внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие «проверяемых» написаний для слов с орфограммами. Так, корень –кон-, -ча-, -чин- интересен тем, что он одновременно сочетает в себе два противоположных значения – «начало» и «конец»: начало, начинать, начальный, чинить (привести предмет в первоначальный вид), починка, начинка, зачин, конец, концовка, испокон, искони, кончить, закон, кончина, скончаться и др.
В настоящее время увеличился поток иноязычных слов. Школьники очень часто допускают ошибки в написании не только еще «не освоившихся» в русском языке заимствованных слов, но и тех, которые живут в русском языке уже не один век. Знание базовых словообразовательных элементов слова (латинских и греческих), например, латинского корня «аква», — основа овладения правильным написанием множества иноязычных слов с этим корнем, например, акварель, акваланг, акватория, аквариум, аквамарин, акванавт, аквапарк и др. Полезно также познакомить учащихся со значением и написанием и других наиболее употребительных иноязычных словообразовательных элементов (иноязычные корни, приставки, суффиксы), которые в разные эпохи дали жизнь огромному количеству слов.
Проведение данной работы поможет учащимся понять, насколько тесна связь между родным языком и тем иностранным, который они изучают в школе. И связь эта проявляется не только в том, что многие слова заимствованы русским языком из английского, немецкого, французского, итальянского и других языков, но и в том, что существует огромное количество слов как в русском, так и в любом иностранном языке, которые обязаны своим происхождением ныне мёртвым языкам – греческому и латинскому, многие морфемы которых находим в современных словах.
Таким образом, этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многое другое.
Этимологический анализ на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку направлен, в первую очередь, на формирование языковой и лингвистической компетентностей, которые, в свою очередь, являются основой формирования коммуникативной компетентности.
Языковая компетентность — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Лингвистическая компетентность представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетентность предполагает также усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетентность включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях. «О математике, физике, химии, биологии как науках, — пишет Н.М.Шанский, — учащиеся, выходя из школы, имеют известное представление, знакомы с видными учеными в соответствующей области, их открытиями и работами, русистика же для них сплошная терра инкогнита».
Лингвистическая компетентность предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений — классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа — аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.
Большим подспорьем в применении этимологического анализа в орфографической работе на уроках русского языка являются «Этимологические словарики», составленные С.И.Львовой на основе различных этимологических словарей. В них включены следующие разделы: 1.«Исконно русские слова» (включает в себя более 160 слов славянского происхождения ), 2.«Значение латинских и греческих словообразовательных элементов (в нём содержится информация о значении и правописании более 150 иноязычных морфем), 3.«Иноязычные слова» (содержит информацию об истории происхождения около 800 заимствованных слов). Ниже предлагаются некоторые примеры упражнений, нацеленных на этимологический и орфографический анализ (задания предполагают непосредственную работу с «Этимологическими словариками»).
- Из словарика №1 выпишите слова, в которых этимологически вычленяются безударные приставки на-, во-, за-, не-. Объясните, почему эти морфемы теперь не выделяются в данных словах.
- Используя словарик №1, объясните написание данных слов:
Д..влеть, д..ст..верный, п..ломник, иску..тво, иску..ный, рове..ник, свер..ник.
- Попробуйте догадаться о значении научных терминов. Помогут ли вам в этом сведения об этимологии этих слов?
Г..п..ртония, г..п..тония, к..рдиология, электрок..диограмма, п..рископ, п..риметр, г..потермия, г..пидинамия.
- Объясните, в чём сходство и различие в происхождении слов алфавит и азбука.
- Орфографическая диктовка – повторение изученных слов – с последующей самопроверкой:
Искусный, гостиница, сверстник, гиподинамия, периметр, вопреки, залихватский, искусство, ровесник, гипертония, перископ, паломник, наградить, невеста, довлеть, достоверный, наваждение.
Задания могут быть самыми разнообразными: подбор к данным словам синонимов, антонимов, составление с подобранными словами словосочетаний или предложений; подбор однокоренных слов определенной морфемной структуры, разбор их по составу; подбор фразеологизмов или “крылатых выражений”, включающих в себя данные слова; подбор примеров образного использования слова и т.д. Важно, что подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, увеличивает интерес к русскому языку, воспитывает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.
Этимология слова и этимологический анализ – моё увлечение ещё со студенческих времён. Но использование его на практике стало возможным лишь недавно, когда были сформированы группы учащихся, посещающих внеурочные занятия по русскому языку, а также собраны дидактические материалы по данной теме (виды упражнений, этимологические словарики и т.д.). В 2013-2014 учебном году данная работа проводилась среди учащихся 5 «А» класса, в котором 31 человек, из них 15 посещали дополнительные занятия по русскому языку. Конечно, это не много. Словарная работа проводилась как в основной школе, на уроках, так и на внеурочных занятиях. Результаты данной работы представлены в диаграмме и говорят сами за себя: на начало года при проведении словарной работы в классе из 31 человека не допускают ошибок 5 – 16%, на конец года – 9 учащихся , что составляет 29%; в группе на внеурочных занятиях с использованием этимологического анализа на начало года при проведении словарной работы 5 учеников из 15 не допускают ошибок, на конец года – 13 (30% и 87% соответственно).
Эффективность применения данного вида работы очевидна. Конечно, этимологический анализ не может решить все проблемы, возникающие в работе с «трудными» словами, но он оказывает огромную помощь учащимся в запоминании слов с непроверяемыми орфограммами. Эффективность данной работы возрастёт при регулярном использовании этимологического анализа на уроках русского языка, начиная с 5 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости
В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".
Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...
Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)
Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...