Разработка урока "Героическое прошлое России. Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Героическое прошлое России.
Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем.
Цели: знакомство с детством писателя, его идеалами, нашедшими отражение в романе-эпопее «Война и мир». Чтение эпизодов «Приезд Пети в партизанский отряд», «Ужин в кругу партизан».
План урока:
1.Сообщение учителя (5мин)
2.Работа с литературоведческими терминами (5 мин).
3.Информация о героях романа- эпопеи. Чтение эпизода. Работа с лексикой из текста романа (20 мин).
4.Беседа по прочитанному (10 мин).
Словарная работа: роман – эпопея, эпизод, фрагмент; бурка, папаха, кафтан, есаул, ординарец.
Оборудование: портреты героев Отечественной войны 1812 года, фотоальбом «Ясная поляна».
Ход урока
Ӏ Сообщение учителя.
Детство Л.Толстого. Идеалы братства. Военный опыт.
Л.Н.Толстой родился в 1828г. В Ясной Поляне в одном из самых знатных русских дворянских семейств. В семье, кроме Льва. Было еще три сына. Одно из ярких воспоминаний детства – игра в «муравейных братьев» и чудесную зеленую палочку. Придуманная братом Толстого - Николаем. Показ детям фотоальбома «Ясная поляна» (М: Советская Россия 1975) и чтение вслух отрывка из воспоминаний Л.Н.Толстого: «Да, Фанфаронова гора. Это одно из самыз далеких и милых, и важных воспоминаний. Старший брат Николенька был на 6 лет старше меня…
Так вот он-то, когда нам с братьями было – мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни каких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.
Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
Взрослая жизнь внесет изменения во взгляды Толстого на людей, но идеалам человеческого братства и любви ко всем людям великий писатель будет верен до конца своих дней.
В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем которых был он сам. Писатель родился через 16 лет после нашествия французов и Бородинского сражения, но что такое война знал не понаслышке. В январе 1852 г. Он поступает на военную службу, уезжает на Кавказ, где тогда велись боевые действия против горцев, и участвует в сражениях. А когда началась Крымская война, переводится в Дунайскую армию, а потом едет в Севастополь, принимает участие в знаменитой обороне города и за смелость в боях представляется к золотому оружию.
ӀӀ.Работа с терминами
Самое масштабное произведение Толстого – эпопея «Война и Мир».
Роман-эпопея – произведение, в центре которого лежит крупное историческое событие. В своем романе Толстой описывает события с 1805 по 1820г. Вторжение Наполеона в Россию и защита русскими своего Отечества – кульминационные страницы произведения. В нем наряду с историческими лицами (Александром Ӏ, Кутузовым, Багратионом и др.) действуют и вымышленные герои. С любовью описывает Толстой большую семью Ростовых. Их младший сын, Петя, 15 – летний мальчик, ушедший на войну, главный герой фрагмента из романа «Война и мир», который мы будем читать.
Фрагмент – отрывок текста.
Фрагмент, напечатанный в учебнике – хрестоматии, связан с пребыванием Пети в партизанском отряде.
ӀӀӀ. Чтение эпизода
«Приезд Пети в отряд. Ужин с партизанами» с предварительной словарной работой по тексту.
Перед чтением введется понятие эпизода.
Эпизод – завершенная часть художественного произведения, в которой изображается законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Лексика к уроку:
Бурка — длинный плотный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью.
Папаха – высокая меховая шапка.
Кафтан – мужская долгополая верхняя одежда.
Есаул (эсаул) – офицерский чин в казачьих войсках.
Ординарец – офицер для поручений при командире.
ӀV. Проверка первичного восприятия прочитанного
- Как попал Петя к партизанам?
- Почему он очень торопился попасть в партизанский отряд7
- Каков Петя во взаимоотношениях с другими людьми?
Домашнее задание
- Прочитать эпизоды « Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке».
- Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Венсане Боссе. Ответить на вопрос: как к нему относились в партизанском отряде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 1
Опорный конспект поможет при подготовке к урокам по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 2
Опорный конспект поможет при подготовке уроков по 1 тому романа Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Урок "Петя Ростов в партизанском отряде"
Урок литературы в 5 классе с использованием репродукции картин А. Дюрера, Р. Санти, музыки из кинофильмов "Звезда пленительного счастья" и "Крестный отец"...
Петя Ростов
Разработка предназначена для использования конспекта на уроке литературы в 5 классе для знакомства учащихся с отрывком из романа Л. Н. Толстого "Война и мир".....
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Знакомство с героями романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
В презентации представлен материал о героях романа Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Знакомство с героями рассказа. 5 класс
Презентация к уроку по теме: "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Знакомство с героями рассказа."...