Урок "Петя Ростов в партизанском отряде"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе с использованием репродукции картин А. Дюрера, Р. Санти, музыки из кинофильмов "Звезда пленительного счастья" и "Крестный отец"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    УРОК

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

(«О бедном гусаре замолвите слово»)

 Цели урока:

1)усовершенствовать навыки чтения и приемы работы с книгой;

2)развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; развить культуру устной речи учащихся;

3)привить любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Оформление урока:

Репродукции картин: А.Дюрер. Богородица с Христом и святой Анной. Р Санти. Сикстинская Мадонна. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Икона Владимирской Богоматери. Иллюстрация из журнала «Кругозор». Песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья», фуга И.С.Баха, музыка Н.Рота к кинофильму «Крестный отец», роман «Война и мир».

                                                   Ход урока

1 Словарная работа.

На доске слово «палитра», запись в тетрадь его лексических значений.

Палитра.1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2.Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.3.Совокупность выразительных художественных средств.

2. Проверка домашнего задания. Повторение терминов:

цитата, фрагмент, эпизод, композиция.

Отображение на доске схемы сюжета рассказа.

3. Краткое вступительное слово учителя, постановка цели урока.

4. Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Ночь перед боем».

- Какие звуки слышит Петя, выйдя во двор? Что он видит?

(Материал для беседы: капли, падающие с деревьев; ржание лошадей; негромкие голоса; храп…)

- Это какие звуки: войны или мирной жизни?

- Что вы можете сказать о человеке, который слышит эти звуки?

Какой это человек?

(Петя умеет видеть красоту в обычных вещах).

«Сон» Пети.

- Какие картины возникают в воображении мальчика?

(Материал для беседы:

Петя был «в волшебном царстве, в котором не было ничегопохожего на действительность: большое черное пятно, может быть, была каркулка, а, может быть, пещера; красное пятно, может быть, огонь, а, может быть, глаз огромного чудовища…; может быть, проходил гусар, а. может быть, его не было;)

-Какие краски использует автор, рисуя картину «сна» Пети?

(Черные, красные).

-Какие это цвета? Радостные? Почему автор использует их?

(Это цвета тревоги, войны. Петя еще не знает о том, что погибнет. В его вплетаются тревожные ноты. Но мальчик еще «в волшебном царстве, в котором все было возможно».

-Еще какие картины «видит» Петя?

(Чтение отрывка от слов «Он поглядел на небо…» до слов «рукой можно было достать его»).

-Какие тропы использует автор в этом отрывке?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

-Найдите эпитеты (волшебное небо; черное, чистое небо);

олицетворения (облака бежали; небо поднималось над головой; небо спускалось совсем);

сравнение (тучки, как черные пятна).

-Какова роль изобразительно-художественных средств языка? Зачем автор использует их?

(Произвести впечатление чего-то волшебного, чудесного, живого; передать чувство восхищения героя прекрасной природой. Душа Пети поет, последний раз в жизни наслаждаясь прекрасной красотой земли. Петя – добрый, честный, чистый мальчик, открытый миру, людям, красоте).

Пересказ двух отрывков из эпизода «Ночь перед боем».

(Звучит фуга И.С.Баха).

-Как этот эпизод связан с последующим эпизодом «Первый бой и смерть Пети»?

(Эти два эпизода противопоставляются, в последующем эпизоде автор показывает весь ужас войны и свое отношение к ней).

2.Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети Ростова».

-Что чувствует Петя накануне боя? Каково его внутреннее состояние?

Найдите и процитируйте строки.

(Волнение, возбуждение: «глаза горели огнем, озноб пробегал по спине»;

«во всем теле что-то быстро и равномерно дрожало»).

-О чем мечтает мальчик?

(Сердце его горит, он мечтает совершить подвиг).

-Как он ведет себя в бою? Прочитайте цитату.

(«Как раздались первые звуки топота, крика, Петя, ударив свою лошадь и не слушая Денисова, поскакал вперед.

-Ура! Ребята…наши…прокричал Петя и поскакал по улице туда, откуда слышались частые выстрелы и где гуще был пороховой дым.»).

-Прочитайте вслух эпизод гибели Ростова Пети.

(«Петя скакал на своей лошади…»).

(Звучит музыка Н.Рота).

-Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов?

-О чем слова Долохова: «Брать не бедем»?

(Для Долохова гибель Ростова – один из эпизодов войны.  Рыдание Денисова не признак слабости, а а проявление человечности).

Слово учителя.

Гибель Пети принесла беду в семью Ростовых. Мать Пети из цветущей  женщины превратилась в дряхлую старуху.

«Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Душевная рана матери не могла залечиться. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой старухой».

Эта душевная рана наполовину убила графиню.

Демонстрация репродукций картин великих мастеров и иконы Владимирской Богоматери.

Перед вами репрдукции картин А.Дюрера «Богородица с Христом и святой Анной», великого итальянца Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна» и национальная святыня нашей земли – икона Владимирской Божьей Матери».

Что сближает все эти работы? Прекрасная и вечная тема материнства. Посмотрите, с каким трепетом, нежностью и любовью прижимают они к сердцу своих детей. Разве для гибели рождаются дети и русские, и французы?

Война убивает не только детей, но и матерей.

Аналитическая беседа.

-Как автор рисует французов во время боя?

Прочитайте цитаты.

(«…Один упал в грязь под ногами Петиной лошади», «У одной избы столпились казаки. Из серой толпы раздался страшный крик», «Первое, что увидел Петя, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза», «Без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров, а потом француз упал».)

-Мы видим наших врагов Петиными глазами.

Что в глубине души чувствует он, глядя на них?

(Сочувствует им, проявляя человечноть. Война убивает детей Божьих, независимо от того: француз он или русский).

Слово учителя.

Чтение фрагмента романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.3,часть вторая, глава 39).

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

  Измученным, без пищи и отдыха. Людям с той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали. Бросить все и побежать куда попало.»

Казалось, что сама природа оплакивала своих детей, убиенных на поле брани.              

3.Рассаз ученика о Пете Ростове. Индивидуальное задание – образец ответа подготовленного школьника.

4.Рефлексия.

-Какие проблемы поднимает автор во фрагменте романа «Война и мир»?

(Сострадание, любовь к людям, любовь к Родине, желание защитить ее, что есть война и что есть честь).

5.Слово учителя.

Любить человека дорогого, близкого можно человеческой любовью, но только врага можно любить божеской любовью.

Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

На фоне песни обращаемся к иллюстрации из журнала «Кругозор».

Перед вами великое Бородинское поле, на высоких постаментах – двуглавые орлы. А вот фельдмаршал М.И.Кутузов.

  Благодаря ему и русским солдатам, таким, как Петя Ростов, стоит наша Россия, державная и бессмертная. Россия, чья нерушимость завоевана кровью и потом нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партизанские отряды на кубани

3 сентября 1942г. Постановлением крайкома ВКП (б) для руководства партизанским движением в крае создан краевой штаб партизанского движения в составе П.И. Селезнева...

Классный час на тему: «Партизанские отряды на Кубани в годы Великой Отечественной Войны».

Классный час на тему: «Партизанские отряды на Кубани в годы Великой Отечественной Войны»....

Статья "Юность, подвиг партизанский не забудь!" к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко, пулеметчика и командира отряда "Грозный" Второй Ленинградской Партизанской бригады

Из опыта патриотического воспитания в школе №104 имени Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга. О деятельности школьного музея, об организации историко-к...

Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"

Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...

"Приморско-Ахтарский партизанский отряд"

Презентация "Приморско-Ахтарский партизанский отряд". Цель: воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины; воспитание любви ксвоему Отечеству, проявление  уважения к истории пред...