РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для 9-го класса: «Коварные знаки препинания » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.. Содержание программы элективного курса по русскому языку для 9 класса. Тематическое планирование занятий элективного курса по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_9_kl.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/ Змановская Ю.Н./
Протокол №__6_____ от «_21_» _мая__2014 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/Сизова В.В./
« 29 » августа 2014 г | Утверждаю Директор школы
__________/ Маркова О.И./
Приказ № 151-о от « 29 » августа 2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
для 9-го класса:
«Коварные знаки препинания »
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Змановская Н.Н., 1 категория
2014г.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятель-ности | Формы контроля |
I. | Программа курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации) | 15 | ||
1. | Пунктуационные нормы современного русского языка. | 2 | Лекция с элементами беседы. | Конспект |
2. | Основные правила использования знаков препинания в тексте. | 1 | Анализ текста. | Проверка работ |
3. | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей. | 3 | Исследоват. работа в группах. | Защита проектов |
4. | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. | 2 | Разыгрывание речевых ситуаций | Оценка соответствия |
5 - 7. | Нерегламентированная пунктуация. | 3 | Ролевая игра в рекламе. Защита проекта | Оценка экспертов. Коллективная оценка. |
8. | Комбинированные знаки препинания. | 2 | Лекция. Практика. | |
9. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Комплексныйанализ текста. | Проверка контрольных работ |
10. | Подведение итогов курса. | 1 | Анализ работ. Рекомендации |
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации) предназначен для учащихся 9-х классов, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного направления, а также для всех, интересующихся русским языком по тем или иным причинам, и ставит определенные цели и задачи:
-Необходимо дать материал, выходящий за рамки общеобразовательного стандарта;
-использовать методику, рассчитанную на развитие интереса к гуманитарным отраслям;
-предоставить возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки, повысить уровень грамотности.
Он является общим ориентационным курсом, интересным всем, т. к. поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Занятия предполагается вести параллельно урокам русского языка, возможно опережая основную программу.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений современных авторов, что способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Теоретический курс рассчитан на 15 часов. Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория дана в малом объеме, в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами.
Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Синтаксический разбор поможет разобраться в синтаксических конструкциях, будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учетом требований новой системы проведения итоговой аттестации.
Главное, определяющее назначение практикума – выработка пунктуационных навыков.
Содержание программы
- Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
- Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
- Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
- Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
- Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
- Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
- Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
- Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ Сизова В.В.
(подпись) (расшифровка)
« 29 » августа 2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс _____9________________________________________________________
Учитель Змановская Надежда Николаевна
Количество часов:
всего ______35_____ часов;
в неделю _____1___ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Змановской Надежды Николаевны, утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г
Тематическое планирование элективного курса в 9 классе
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
I. | Программа курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации) | 15 | 04.09 |
1-2. | Пунктуационные нормы современного русского языка. | 2 | 11.09 |
3. | Основные правила использования знаков препинания в тексте. | 1 | 15.09 |
4-6. | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей. | 3 | 22.09 29.09 |
7-8. | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис. | 2 | 06.10 13.10 |
9-11. | Нерегламентированная пунктуация. | 3 | 20.10 27.10 |
12-13. | Комбинированные знаки препинания. | 2 | 10.11 17.11 |
14. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 24.11 |
15. | Подведение итогов курса. | 1 | 01.12 |
II. | Практикум по пунктуации. | 20 | |
16. | Простое предложение. Употребление тире между членами предложения. Тире на месте сказуемого. | 1 | 08.12 |
17. | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Знаки препинания при повторяющихся словах. | 1 | 15.12 |
18. | Обособленные второстепенные члены предложения. Определения. Знаки препинания при обособленных определениях. Приложения. Обособление приложений. | 1 | 22.12 |
19. | Обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Уточняющие обстоятельства места и времени. | 1 | 12.01 |
20. | Дополнения. Знаки препинания при обособленных дополнениях. | 1 | 19.01 |
21. | Уточняющие и присоединительные члены предложения. Пояснительные члены предложения. Обособление уточняющих членов. Обособление присоединительных членов. Обособление пояснительных членов. | 1 | 26.01 |
22. | Обращение. Обособление обращений. | 1 | 02.02 |
23. | Междометия, слова-предложения «да» и « нет». Обособление междометий. | 1 | 09.02 |
24. | Обобщающая работа по теме «Простое предложение». | 1 | 16.02 |
25. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 02.03 |
26. | Сравнительный оборот. Обособление сравнительных оборотов. | 1 | 16.03 |
27. | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 30.03 |
28. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи. | 1 | 06.04 |
29. | Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. | 1 | 13.04 |
30. | Обобщающая работа по теме «Сложное предложение». | 1 | 20.04 |
31. | Прямая речь. Способы оформления на письме прямой речи. Диалог. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 27.04 |
32. | Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Цитирование. Знаки препинания в цитатах. | 1 | 04.05 |
33. | Пунктуация при союзе и. Пунктуация при союзе как. | 1 | 11.05 |
34. | Сочетание знаков препинания. | 1 | 18.05 |
35 | Обобщающая работа по всему курсу. | 1 | 25.05 |
Литература:
- Аникин А.Е. и другие. Из истории русских слов. - М.: Школа-пресс, 1999.
- Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М., 1990
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М., 1992.
- Букчина Б.3., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? - М., 2002
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение.- М.,1999.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.- М., 2003.
- Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе.- М., 2002.
- Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. М., 2001.
- Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису. - М.: Высшая школа, 2001.
- Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания.- М., 2007.
- Розенталь Д. Э. Справочник. - М., 2007.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1999.
- Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М., 1997.
- Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. - М., 1997.
- Русский орфографический словарь ⁄ Под ред. Лопатина В.В. – М., 1999.
- Серегина Л.М., Хорт О.А. Знаки препинания. – Волгоград, «Учитель», 2007.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе.- М., 2002.
.
Список учащихся 9 «Б» класса,
посещающих элективный курс «Коварные знаки препинания».
Учитель – Змановская Н.Н.
- Абрамов Кирилл
- Алексеенко Иван
- Галченко Никита
- Гребенщиков Алексей
- Давыдов Илья
- Двинянинова Светлана
- Кучина Марина
- Линский Алексей
- Миллер Виктория
- Миняйло Дарья
- Митряшкин Николай
- Молостова Кристина
- Осокина Елизавета
- Самылов Илья
- Сивкова Любовь
- Смирнова Анастасия
- Степанова Анастасия
- Фахриева Регина
- Храмова Юлия
- Чиньков Владислав
- Шпота Илья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по литературе 9 класс. Учебник-хрестоматия В.Я .Коровиной. 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...
Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Учебник В.И. Коровина. 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 10- 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учрежден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 11 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 11 класса на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ XX ВЕК. ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ XX ВЕК. ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД АВТОР ЗАГЛАДИН...