КИМ 11 русский
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Борисова Ирина Александровна

Контрольно-измерительные материалы для рабочей программы по русскому языку помогут учителям, работающим по программе Гольцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_11_rya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 11

Программа: Гольцова

Количество часов в неделю: 2

Словарные диктанты.

Словарный диктант 1.

Абажур, аббревиатура, абонемент, абориген, абстрактный, автограф, автострада, адекватный, адъюнкт, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, аккомпанемент, аккомпаниатор, аккорд, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аксессуар, актуальный, аллегория, бадминтон, базар, балл (отметка), баллада, балласт, баллон, барельеф, барокко, баррикада, бархат, бассейн, батальон, батискаф, безалаберный, безапелляционный, без вести пропасть, безжалостный, безошибочно, без просвета, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, близкородственный, блокпост, бомбардировщик, бонбоньерка, бороздчатый, брандспойт, бриллиант, брильянт, букинист, буланый, бумеранг, бухгалтер, бюллетень, ва-банк, вагоностроительный, вакуум, вакханалия, варежка, ваттметр, вблизи, вбок, вверх, ввиду, вволю, вдалеке, в диковинку, вдобавок, вдогонку, вдребезги, вегетарианский, велеречивый, великоросс, танцор, телетайп, темперамент, тушенка, тушь, уездный, университет, ураган, фабула, фаэтон, фейерверк, фельдъегерь, фестиваль, философ, фонтан, халат, хлеб-соль, хлестать, хлесткий, худо-бедно, целлофан, целлюлоза, центнер, циклон, цилиндр, циферблат, цыган, цыкать, цыпки, цыпленок, цыпочки, цып-цып, цыц, часовня, чемпион, четыреста, шаблон, шампиньон, шарада, шасси, шеренга, шов, шорох, шпаргалка, щедроты, щеколда, щупальца, э-ге-ге, эгида, эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эквивалент, экземпляр, экспрессия, элегия, эликсир, эпиграмма, эпилог, юннат, юный, явственный, ядреный, якобы, январский, яство, ятаган.

Словарный диктант 2.

Вничью, вновь, в обнимку, в обтяжку, в обрез, в обхват, вовек, во всеоружии, во всеуслышание, водоросль, военачальник, вожжи, впервые, вперевалку, впереди, вперемежку, вперемешку, вперед, вплавь, вплотную, вповалку, вполголоса, вполоборота, вполсилы, впоследствии, впотьмах, вправо, впредь, вприглядку, вприпрыжку, вприсядку, впритык, вразбивку, вразвалку, врасплох, врассыпную, всерьез, вслепую, вслух, вспять, втемную, втихомолку, второпях, втрое, втроем, втройне, габарит, гардероб, генеалогия, гигиена, гипербола, горемыка, градация, грамм, грипп, группа, гуашь, гуттаперча, да здравствует, девяносто, декларация, дельтаплан, деривация, класс, клише, коврижка, коллизия, коллоквиум, колонна, колоннада, комментарий, композиция, компромисс, контекст, контригра, конференция, коралл, корчевка, коттедж, лабиринт, ландшафт, луноход, мавзолей, магнолия, мажорный, майонез, макулатура, мандарин, манипуляция, маскарад, масленица, массаж, мачеха, медальон, металл, металлолом, метаморфоза, метафора, метеоролог, метрдотель, миллион, миротворец, морфология, моцион, мэр, на авось, на бегу, набело, наверх, навечно, навзничь, навзрыд, на глаз, на-гора, наглухо, надвое, на износ, наизусть, наискосок, наискось, наитие, наперебой, наперевес, наперехват, наперегонки, наперерез, на плаву, на подбор, напролом, нараспев, нарцисс, наряду, на скаку, насквозь, насмарку, наугад, рафинад, ремарка, саванна, сам не свой, санаторий, сандалия, сарафан, сбоку, священник, семантика, семинар, симметрия, снегирь.

Диктанты с грамматическим заданием.

Диктант 1.

Роза

  Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

  Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...

  Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

  Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

  Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...

Грамматическое задание

1. Укажите части речи

1 вариант:  Когда всходит луна… (первое предложение текста).

2 вариант:  На самом краю села … (предпоследнее предложение первого абзаца).

2. Пунктуационный разбор.

1 вариант: В дали… (второе предложение 1-го абзаца).

2 вариант: Деревянная решётка … (последнее предложение 3-го абзаца).

3. Морфемный разбор

1 вариант - 2 причастия

2 вариант - 2 слова состояния

Диктант 2.

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно* и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик-курган**, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки… И тогда в трескотне насекомых, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы,*** во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни, душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. (По А.Чехову). (160 слов).

 Примечание: На месте, обозначенном *, постановку запятой не следует считать за ошибку, ** - отсутствие дефиса не следует считать за ошибку, *** - допустима постановка тире.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения.

1 вариант:  Когда всходит луна… (первое предложение текста).

2 вариант:  О необъятной глубине… (предпоследнее предложение первого абзаца).

2. Пунктуационный разбор.

1 вариант: Оно страшно, красиво и ласково… (последнее предложение 1-го абзаца).

2 вариант: Попадается на пути молчаливый старик-курган… (второе предложение 2-го абзаца).

Контрольное тестирование.

Тест № 1   Повторение.

1. В каком слове нет суффикса?

      1. учёный               3. шла

      2. житель                4. герой

2. В каком слове произносится согласный [б]?

      1. берёза                 3. голубь

      2. хлеб                    4. хлебный

3. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

      1. глухое недовольство                3. глухой согласный

      2. глухой к просьбам                    4. глухой старик

4. В каком слове  на месте пропуска пишется  НН?

      1. немощё...ая дорога                   3. посея...ые озимые

      2. кова...ое железо                        4. мощё...ная  брусчатая дорога

5.  Отметьте пример с ошибкой в образовании слова.

       1. пара чулок                                3. более пятидесяти рублей

       2. поезжай сегодня                      4. рисунок более красивее

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

         1. Я с ним и в огонь и в воду.

         2. Метель становилась сильнее и сильнее и снег шёл сухой и мелкий.

         3. Ждём не дождёмся солнечных денёчков.

         4. Слышны смех и говор и плесканье купающихся.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

     Осознавая свои ошибки,

     1)  это обогащает опыт каждого.

     2)  может обнаружиться неожиданное решение.

     3)  накапливается жизненный опыт.

     4)  человек не повторит их в дальнейшем.

8.  Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

         Существует представление о том, что науки, развиваясь, дифференцируются.

9.  Определите, каким способом образовано слово « по- настоящему»?

10. Определите, какой частью речи является слово «впереди» в данном предложении:

         Собака бежала впереди меня.

11. Определите тип односоставного предложения:

         К книге надо относиться, как к жизни.

12.  Выпишите причастие из предложения:

         Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

13.  Определите тип подчинения в предложении:

          Теперь, когда его нет, особенно мучительно чувствуешь, как драгоценно было каждое его слово, улыбка, движение, взгляд...

14. Какие средства выразительности использованы в предложении:    

      Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

         1. метафора                3. сравнение

         2. эпитет                    4. парцелляция

15. Чем осложнено простое предложение:

        Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба.

    1)  обособленным обстоятельством     3)  сравнительным оборотом

    2)  обособленным определением         4)  вставной конструкцией

      Тест № 2

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

         1) стараться   2) аллея    3) езжу     4) веснушчатая

2.Укажите правильную характеристику слова «всё» в предложении

            Что бы ни рисовал живописец, с течением времени его мысль всё  чаще останавливалась на осени.

        1) местоимение  2) частица  3) союз  4) предлог

3. Укажите способ образования слова безупречная.

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание

        Целый пласт русской национальной культуры, казалось, навечно впечатлённый в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.

5. Укажите безличное предложение.

       1) Люблю дымок спалённой жнивы.

       2) От него ждали чуда.

       3) Белорусский вокзал.

       4) Нет счастья в чужом краю.

6.  Укажите предложение с обособленным определением.

       1) Лес, казавшийся мне до сих пор пустынным, вдруг оживился.

       2) Накрыв шапкой ежа, мы не знали, как пересадить его в корзину.

       3) Никто, кроме сорок, не наблюдал за ним.

7.  Укажите предложение с обособленным приложением.

       1) Говорил он медленно, растягивая слова.

       2) Большая птица, привлечённая огнём костра, пролетела мимо нас.

       3) Писала мать, учительница из небольшого волжского городка, и сестра из Москвы.

8. Укажите предложение с  последовательным подчинением.

       1) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

       2) Когда настало утро, мы отправились в путь по дороге, которая манила неизвестностью.

       3) Я знал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли, что вся местность вокруг него не исследована.

9.  Укажите выразительные средства,  использованные в следующем тексте:

       Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит, лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.

       1) эпитеты   2) сравнение   3) олицетворение   4) однородные члены предложения

       5)  гипербола  6)  анафора.

10.  Укажите, чем связывается второе предложение с первым в тексте:

         Письмо - одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает» устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают.

        1) предлогом   2) местоимением  3) союзом  4) лексическим повтором и местоимением    5) лексическим повтором

11.  Отметьте правильную характеристику предложения

         Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин).

         1) сложносочинённое

         2) сложноподчинённое

         3) сложное бессоюзное

         4) простое  

         5) сложноподчинённое с несколькими придаточными

Тест  № 3 (для повторения в 11 кл.)

1. В каком слове произносится  гласный [а]?

    1) впечатление  2) частичный   3) приятель   4) выяснить

2. Выпишите из предложения слово, состоящее из шести морфем.

    Летом Сергей и Лена, как обычно, отправились в археологическую экспедицию, на раскопки древнего городища.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

    1) Спектакль всем очень понравился.

    2) Зрители приняли спектакль восторженно.

    3) Спектакль вызвал восторг у публики.

    4) Мы пришли в восторг от спектакля.

4. Какое слово пишется без мягкого знака?

    1) гуаш...  2) вскач...  3) много встреч...   4) отреж...те

5. В каком слове пропущена буква «я»?

    1) они бор...тся   2) все наде...тся   3) они мел...т кофе   4) кле...щий

6. На месте каких цифр  в предложении должны быть запятые?

     Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте  электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её.

     1) 1,4     2) 2,4     3) 3,4     4) 1,3,4  

7. Укажите  пример с ошибкой  в образовании формы слова.

     1) к две тысячи двадцать второму году

     2) несколько помидоров

     3) совсем озяб

     4) самый важнейший

8. Как можно продолжить предложение:

  Работая над сочинением,  

     1) сначала составляются тезисы.

     2) не отвлекайтесь.

     3) вас ничто не должно отвлекать.

     4) вам нужны будут дополнительные материалы.

9. Укажите предложение без грамматических ошибок.

     1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.

     2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природе».

     3) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

     4) Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.

10. Какое сочетание слов служит грамматической основой в  предложении

      Ведь  знакомая всем «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора.

     1) «Песнь о вещем Олеге» оказывается

     2) сказание оказывается

     3) сказание воспроизводит

     4) «Песнь о вещем Олеге» воспроизводит

11. Назовите способ образования слова «переделывает».

12.  Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание

        Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы.

13. Укажите предложение с обособленным приложением.

     1) Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь  пережил состояние вдохновения - душевного подъёма, свежести,  живого восприятия действительности.

     2) Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро.

     3) Кусты, блестевшие влажной листвой, тянулись к окну.

     4) Стоя у окна, она смотрела в сад, наполненный лиловым туманом.

14. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «точно» в данном предложении.

       И удивительная прямизна стана, слегка наклонённого вперёд, точно таящего в себе всю стремительность её натуры.

      1)  наречие   2) союз   3)  предлог   4) частица

15. Укажите предложение, в составе которого есть односоставное безличное.

     1) Помню раннее, свежее, тихое утро.

     2) Подсохший и поредевший сад, кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы.

     3) Видна дорога к большому шалашу, всюду сильно пахнет яблоками.

     4) Вспоминается мне урожайный год, когда на гумнах возвышался  целый золотой город.

16.  Определите  вид подчинения придаточных в предложении.

      Но как бы мы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно ...

     1) последовательное

     2) однородное

     3) параллельное

17. Какие выразительные средства встречаются в данном тексте?

     Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костёр на юру. Хороша была рябинка в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя,

когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

1) эпитеты   2) сравнительные обороты  3) олицетворение  4) метафора  5) риторическое восклицание.

Сочинение по прочитанному тексту.

Текст 1

 (1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно.

(2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3)Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, - новые, новёхонькие. (4)Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5)Такие вещи стоят столько, сколько они стоят... (6)Из них не составишь цепь времён.

(7)Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8)Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9)Музей был создан руками Николая Ивановича. (10)Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11)Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12)Но больше всего занимали его предметы быта. (13)Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14)Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15)Чего тут только не было! (16)Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17)Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи...

(18)Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19)Вещи, среди которых вырастали наши родители, были незаметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20)По ним можно было представить, как они жили, - и бедность, и тяжесть работы, и веселье.

(21)Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним... (По В. Астафьеву)

Текст 2

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

Текст 3

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву)

Текст 4

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику — к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел — ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России— Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни. (По Ф.И. Шаляпину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...