Бинарный урок "Скажи мне, как тебя зовут..."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка – истории в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazhi_mne_kak_tebya_zovut.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Урок русского языка – истории в 6 классе
Тема: «Скажи, мне как тебя зовут…»
Скажи мне, как тебя зовут…
Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Цели урока:
- дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии, показать связь имен с историей определенной эпохи;
- сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова (имени) выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;
- воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.
Оборудование: словарь: ономастика, антропонимика, репло, прозвище, название, прозвание.
Ход урока
- Организационный момент
- Введение в тему урока
Учитель: Сегодня тема нашего урока связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, - наша задача, наш долг. Ведь мы с вами русские люди.
С далеким прошлым связано и появление на Руси имен. Вы не задавали себе вопрос: «Кто я такой?» Выбор имени своему ребенку, нередко единственному, - всегда проблема для родителей. «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает», - так писал Гомер – древнегреческий философ, поэт.
Другой ученый утверждал: «Имя каждого человека несет в себе обобщенный ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история… (Флоренский).
Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других?
Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.
Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, но существует еще один, нам пока не известный. И мы сейчас о нем услышим.
- Сообщение учащихся (заранее подготовленные)
Ученик: Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонимика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).
Учитель: Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.
Ребята, вы знаете, что наш язык восходит к древнегреческому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение, что и слово имя?
Ученик: В Древней Руси в далеком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.
Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.
Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя (прозвище и т.д.)?
Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.
В каждой пословице –свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни. Назовите известные вам. (Дети приводят примеры дразнилок, частушек).
Так что такое имя и трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:
Дед, стараясь дла внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Почему спорщикам удалось договориться? (Из любви к ребенку ему дали понятное всем имя.)
- Исторический экскурс
Учитель: В разные времена популярными были определенные имена. Так в XVIII веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, их дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем-то уподобиться матушке-царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.
Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, - одна особенность, для других – другая.
Послушаем, что нам скажут ребята.
Ученик: Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.
Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам, у них есть чувство юмора, хорошая память.
Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые; не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.
Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно; хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны; имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.
Учитель: Какие бывают имена? (Ученики перечисляют.)
Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Часто детям давали имена, отражавшие время, в которое жили их родители. Например, называли детей именами: Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. XX века после Великой Октябрьской революции. В эпоху научных открытий детям давали имена Атом, Неон, Протон и др., имена необычные, не христианские. Известный детский поэт С.Маршак написал тогда стихотворение «В защиту детей»:
Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно – Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Выпишите имена из этого стихотворения, а потом добавьте к ним старинные имена, необычные для вас, или иноязычные, которые вам встречались.
Проверка задания.
Учитель: А какова история вашего имени? Напишите, как можно вас называть. Например, Саша – Сашенька, Александр и др.
Есть ли история вашего имени? Расскажите о ней.
План рассказа
- Что вы знаете о своем имени?
- Почему вас так назвали, кто назвал?
- В какое время года вы родились?
- Ваше имя связано с именем какого – либо родственника?
- Какова судьба этого родственника?
- Незаслуженно забытые имена
Учитель: В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемые новорожденным, слишком узок.
Так, в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.
Сейчас массовыми являются имена Андрей, Дмитрий, Елена, Наталья, Сергей.
Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по-новому. Конечно, не стоит восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, которое в разных вариантах (Иоанн, Ян, Жан, Иоганн, Айвен) есть во многих странах. Русские имена детям давали в соответствии со святцами (церковным календарем).
Исконно-русские Славянские
Любовь Всеволод
Надежда Людмила
Мечислав Разумник
Ростислав Вячеслав (вече – более)
Глеб
Русским именам близки имена славянских народов ( украинский, белорусский, чешский, словацкий). Ксения – греческое, Аксинья – русское, Оксана – украинское.
Имена иногда дают очень странные.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он Приневайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка – Трулялетка,
И дочурка – Трулялурка,
И сынишка – Трулялишка,
И собачка – Трулялячка!
Есть еще у них котенок,
По прозванью Труляленок.
И в добавке попугай –
Развеселый Труляляй!
Юлиан Тувим
- Физкультурная минутка
- Творческая работа с классом
Учитель: Многие имена переходят из года в год, из века в век. Скажите, ребята, а знаете вы известных людей с вашим именем? (Иван Сергеевич Тургенев, Сергей Александрович Есенин, Екатерина II.)
Есть среди наших ребят интересное имя – Ярославна. Ярославна, а ты знаешь, откуда твое имя?
Ученица: «Слово о полку Игореве». Ярославна – жена князя Игоря.
Учитель: Сейчас некоторые имена, считавшиеся ранее устаревшими, стали появляться все чаще: Тарас, Федор, Араний, Захар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. Исчезают Жанны, Эдуарды – заимствованные имена.
Какие устаревшие имена вы знаете?
Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.
Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время – именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми,
Энергия, Ванцетти, Володар,
И Военмор – во славу Красной Армии,
И Трудомир – в честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике.
Поняв, что этот век неповторим,
Старались и краскомы, рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели.
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей,
Перемудривших раннею порой.
Сложились судьбы тех детей по – разному,
Но имя тоже освещало путь,
Гори, когда Энергией ты названа,
А Володар – как Володарский будь!
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Что утверждались в жизни октябринами, -
Свою эпоху славили они.
Евгений Долматовский «Октябрины»
Знаете ли вы праздники в честь имен? (Макарьев день – 1 февраля, Татьянин день – 25 января.)
Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите как можно больше. (Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.)
Назовите имя, одинаково встречающееся у женщин и мужчин. (Валентин – Валентина, Василий – Василиса, Евгений – Евгения, Виктор – Виктория, Александр – Александра, Федор – Федора, Иван – Ивана.)
У вас в классе много ребят, которые носят одни и те же имена: Катя, Таня, Саша, Дима. Как называют таких людей? (Тезки.) Расскажите о своем знаменитом тезке. (Рассказы учащихся.)
- Исторический экскурс
Учитель: Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя. И поможет нам в этом ваша фамилия.
Почему у нас разные фамилии? Что означает фамилия? (Фамилия – наследственное имя семьи, передаваемое по наследству.) Как фамилия помогает узнать что – нибудь о предках? Где можно найти точное толкование слова?
Слово «фамилия» - латинского происхождения. В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов.
Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Европе и в России. Известны факты, когда даже в XIX веке крепостные крестьяне получали фамилию от своего господина.
Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобрело свое второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».
Как вы думаете, давно появились на Руси Фамилии?
Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в XVI веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.
Задание
Запишите фамилии: Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.
Разбейте их на группы, на пары по какому – либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что – то из прошлого предков.
1.Кузнецов, Гончаров – род занятий.
2.Медведев, Волков – от зверей.
3.Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.
Продолжите группы фамилий.
1.Столяров, Плотников…
2.Лисицын, Петухов…
3.Хромов, Косоротов…
Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Живет в каком-то селении, а может, на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает другие профессии в семье, а фамилия остается.
Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголовов, Кудряшов, Ломоносов.
- Исследовательская работа учащихся
Учитель:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
(С.Михалков)
Проведем исследование. Исследуйте свою фамилию. Откуда она произошла?
Имена появились гораздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.
Давайте сами попробуем образовать фамилии: Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.
Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев. (Фамилии указывают на место жительства.)
Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, а также образуются от названий животных и растений, от имен основателей рода.
X.Викторина
1.Напишите фамилии, указывающие на внешность предка. (Вспомните повесть «Приключения Незнайки», кто ее автор?)
2.Определите, как произошли фамилии: Сергеев, Новгородцев, Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов, Медведев.
XI.Заключительная часть урока
Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.
Учитель: Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.
Проспер Мериме: «Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание».
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!
М.В.Владимов
«Чти отца своего и свою мать» - так учит древняя мудрость. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню, город, свои родные места.
Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты член семьи, дорожи памятью своего рода.
XII. Домашнее задание
Записать семейные предания, связанные с именами и фамилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Скажи мне, как тебя зовут..."
Данная презентация составлена к уроку русского языка, который посвящен истории имени, его особенностям. В работе есть много интересных фактов о необычных именах, об истории фамилии, о влиянии времени ...
Урок иностранного языка в условиях требования ФГОС "Как тебя зовут?"
Конспекты уроков разработанные на основе следующих элементов УМК:· Биболетова, М. 3. Английский язык : английский с удовольствием / Enjoy English [Текст] : учебник для 2 кл. об...
Разработка урока по английскому языку для 2 класса " Как тебя зовут?" What is your name? УМК " Форвард"
Технологическая карта урока английского языка во 2 классе " Как тебя зовут?" . УМК " Фовард . 2 класс"...
Классный час "Как тебя зовут"
Классный час можно провести в 5 классе для расширения знаний детей о полоролевых качествах, созданияь атмосферы радостного общения....
Урок развития речи "Как тебя зовут? Происхождение имен"
Тип урока: развитие речи. Форма урока: урок «открытие» новых знаний. Метод: наблюдение над языком, частично-поисковый. Методические приемы: беседа, сообщения обучающихся. Цели урока: предс...
Урок испанского языка "Привет. Как тебя зовут?"
Вводный урок испанского языка в 5 классе по УМК Mañana 5-6. Тема урока: Привет. Как тебя зовут?...