Морфемика. Повторение и обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок на конкурс "Учитель года" 20 минут. УМК В.В.Бабайцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_morfemiki_konkurs.rar63.94 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение по теме «Морфемика».

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель Тихонова Татьяна Николаевна.

Цель деятельности учителя

Повторить изученное по теме «Морфемика»; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; закрепить навык морфемного  разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова; уметь применять знания по морфемике в практике правописания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, телефоны, планшеты, QR-коды, кубик, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, этимология слова

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

BBL

ТМ и ДК

1.Мотивация к учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

 2 минуты

- Здравствуйте, ребята. Партнеры по лицу, покажите друг другу, какое у вас настроение. Партнеры по плечу, поприветствуйте друг друга «Я желаю тебе сегодня…».

Приветствуют друг друга в парах. Выполняют указания учителя.

Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникам) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах

Желание учащегося, модуляция.

2. Целеполагание.

ЦЕЛЬ: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к работе в малых группах

3 минуты

- Каждый возьмите листочек, лежащий перед вами, изучите его, и, перемещаясь по классу, объединитесь в группы по какому-либо принципу. Как объединиться в группы, вы решаете сами. У вас на это 1 минута.

- Почему вы объединились в группу?

- Итак, познакомьтесь со своими новыми участниками команды. (Учитель определяет столы.) Садитесь за свои новые столы.

- Кем вы сейчас были? В роли кого выступили?

- Что такое морфема?

- Какова роль морфем?

- Какая наука изучает морфемы?

- Итак, тема нашего урока: «Повторение и обобщение по теме «Морфемика».

- А сейчас каждый определите свою собственную цель на урок. Для этого прочитайте утверждения и поставьте соответствующие знаки около них: «+» - знаю, умею, «-« - хочу узнать, научиться, «?» - сомневаюсь в своих знаниях, есть вопросы. Сформулируйте свою собственную цель на урок, запишите прямо на листочках.

- Запишите в тетрадях только число.

Объединяются по группам. Можно двумя способами: по морфемам или составить целые слова.

Отвечают на вопросы учителя. Опрос фронтальный.

Слова: при-мор-ск-ий,

без-дом-н-ый, за-двор-к-и, вы-бег-а-ет.

Отмечают свои ЗУН и формулируют личную цель на урок

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Желание учащегося, подача материала.

Аргументи-рованное рассуждение

Ожидания. Время. Окружающая среда (Классбил-динг). Язык сообщества.

3. Актуализация

и пробное

учебное

действие.

ЦЕЛЬ: Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

5 минут.

- Перед вами QR-коды. № 1, расшифрует код и зачитает задание. Группа отгадывает термин и выполняет задание в структуре РАУНД ТЕЙБЛ, начиная с № 2. За каждым столом должно получиться 4 слова. Возьмите листочки А-5, на которых вы будете писать. На выполнение задания – 2 минуты.

Опрос. Отвечают № 3. Члены команды помогают.

Тот, кто правильно образовал слово, ставит себе + в лист самооценки.

Расшифровывают коды. Дают определения морфемам, рассказывают об их особенностях, образуют новые слова или формы слова.

Проверяют себя по слайдам, затем отвечают. Оценивают себя.

Групповая и индивидуальная работа.

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, работают по плану.

Последова-тельность, точность

Раскрытие сущности темы.

Окружающая среда (тимбилдинг).

Время. Взаимодей-ствия и отношения.

4. Творческая практическая деятельность.

ЦЕЛЬ: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

7 минут

- А сейчас  - игра «Кубинг»! Начиная с № 4, подбрасываете кубик, читаете задание, выполняете его в группе, ответы записываете в тетрадь. На это у вас 5 минут.

Задания:

  1. Изучите этимологию слова «ПАПОРОТНИК» (см. словарную статью). Запишите к нему родственные слова.
  2. Проанализируйте слова с точки зрения морфологии и произведите морфемный  анализ: СТЕКЛО, ПИЛА.
  3. Докажите, что в глаголе «ДОГОНЯЛИ» есть приставка.
  4. Объясните разницу в написании букв после Ц: «Ц..РКУЛЬ», «ОГУРЦ..» и «КУРИЦ..Н».
  5. Составьте слово:

В причине вы мой обнаружите корень,
Приставку в
собрании встретите вскоре,
В слове
строение суффикс найдете,
В целом напишите дома иль в школе. 

  1. Сравните слова с одним корнем: «ВОДИТЕЛЬ» и «ВОДНЫЙ». Являются ли они однокоренными? Создайте с каждым гнездо родственных слов.

Опрос.

Подбрасывая кубик, выполняют задания. Если выпадает то же задание, перебрасывают кубик. Ответы записывают в тетрадь.

Проверяют себя по слайдам. За каждое правильное задание ставят себе + в лист самооценки.

Групповая работа.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Желание учащегося, модуляция, точность

Аргументи-рованное рассуждение; определение главной мысли

и формули-рование выводов.

Окружающая среда (тимбилдинг), язык личного участия. Взаимодей-ствия и отношения.

5. Тест.

ЦЕЛЬ: контроль за усвоением знаний.

1,5 минуты

Тест

1. Какое утверждение является неверным?

1) Морфема – значимая часть слова.

2) Однокоренными являются только те слова, которые имеют один и тот же корень с общим значением.

3) Все слова в русском языке имеют корень, суффикс и окончание.

4) Определение значения окончания помогает правильно назвать часть речи и форму слова.

2. Какие слова в ряду не являются однокоренными?

1) отец, отечество

2) доля, долина

3) известие, весточка

4) созвездие, звезда.

3. О каком слове можно сказать «оканчивается на …»?

1) страна

2) оттуда

3) (ночь) темна

4) прочитала

4. Укажите слово без приставки.

1) вырубить

2) высота

3) удивление

4) покатался.

КЛЮЧ: 1-3; 2-2; 3-2; 4-2.

Выполняют тест. Проверяют себя по доске. Индивидуальная работа.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Закрепление

6.Рефлексия.

ЦЕЛЬ: определение эмоционального состояния на уроке.

1,5 минуты.

- Вернитесь к своим листам с целью. Вспомните ее. Решите, достигли ли вы поставленной цели  и в чем состоит это достижение – 20 секунд.

Теперь встаньте те, кого касается данное утверждение: 1.Я достиг цели, урок для меня был плодотворным. 2.Я частично достиг цели, но предстоит еще поработать. 3.Урок для меня был бесполезным, непродуктивным.

- Перед вами на партах лежат буквы. Выберите любую и придумайте слово с этой буквы, которое оценило бы ваше состояние на уроке. Это могут быть чувства, эмоции, новые усвоенные термины, название формы работы, самого запомнившегося этапа. 1 минута на раздумья.

Опрос.

Выбирают букву, придумывают слово.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Модуляция

Определение главной мысли

и формули-рование выводов.

7.Домашнее задание.

Синквейн, или «300 рублей Самери» на тему «Морфемы», или упр.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемика. Повторение.

комплекс упражнений, направленный на повторение по теме "Морфемика"....

Тест по теме "Морфемика. Повторение"

Тест позволяет проверить умение школьников вычленять морфемы, определять их значение, разбирать по составу слова с несколькими приставками и т.п. Предназначен для использования на уроках повторения в ...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

маршрутный лист к уроку русского языка в 6 классе на тему " Повторение и обобщение морфемики и словообразования"

Маршрутный лист помогает обучающимся двигаться от остановки к остановке во время урока - путешествия и вовремя оценивать себя по изученному материалу...

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...