Морфемика. Повторение и обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок на конкурс "Учитель года" 20 минут. УМК В.В.Бабайцева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_morfemiki_konkurs.rar | 63.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение по теме «Морфемика».
Урок русского языка в 5 классе.
Учитель Тихонова Татьяна Николаевна.
Цель деятельности учителя | Повторить изученное по теме «Морфемика»; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; закрепить навык морфемного разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова; уметь применять знания по морфемике в практике правописания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор, телефоны, планшеты, QR-коды, кубик, раздаточный материал |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия | Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, этимология слова |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | BBL ТМ и ДК |
1.Мотивация к учебной деятельности. ЦЕЛЬ: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 2 минуты | - Здравствуйте, ребята. Партнеры по лицу, покажите друг другу, какое у вас настроение. Партнеры по плечу, поприветствуйте друг друга «Я желаю тебе сегодня…». | Приветствуют друг друга в парах. Выполняют указания учителя. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникам) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Желание учащегося, модуляция. |
2. Целеполагание. ЦЕЛЬ: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к работе в малых группах 3 минуты | - Каждый возьмите листочек, лежащий перед вами, изучите его, и, перемещаясь по классу, объединитесь в группы по какому-либо принципу. Как объединиться в группы, вы решаете сами. У вас на это 1 минута. - Почему вы объединились в группу? - Итак, познакомьтесь со своими новыми участниками команды. (Учитель определяет столы.) Садитесь за свои новые столы. - Кем вы сейчас были? В роли кого выступили? - Что такое морфема? - Какова роль морфем? - Какая наука изучает морфемы? - Итак, тема нашего урока: «Повторение и обобщение по теме «Морфемика». - А сейчас каждый определите свою собственную цель на урок. Для этого прочитайте утверждения и поставьте соответствующие знаки около них: «+» - знаю, умею, «-« - хочу узнать, научиться, «?» - сомневаюсь в своих знаниях, есть вопросы. Сформулируйте свою собственную цель на урок, запишите прямо на листочках. - Запишите в тетрадях только число. | Объединяются по группам. Можно двумя способами: по морфемам или составить целые слова. Отвечают на вопросы учителя. Опрос фронтальный. Слова: при-мор-ск-ий, без-дом-н-ый, за-двор-к-и, вы-бег-а-ет. Отмечают свои ЗУН и формулируют личную цель на урок | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Желание учащегося, подача материала. Аргументи-рованное рассуждение Ожидания. Время. Окружающая среда (Классбил-динг). Язык сообщества. |
3. Актуализация и пробное учебное действие. ЦЕЛЬ: Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. 5 минут. | - Перед вами QR-коды. № 1, расшифрует код и зачитает задание. Группа отгадывает термин и выполняет задание в структуре РАУНД ТЕЙБЛ, начиная с № 2. За каждым столом должно получиться 4 слова. Возьмите листочки А-5, на которых вы будете писать. На выполнение задания – 2 минуты. Опрос. Отвечают № 3. Члены команды помогают. Тот, кто правильно образовал слово, ставит себе + в лист самооценки. | Расшифровывают коды. Дают определения морфемам, рассказывают об их особенностях, образуют новые слова или формы слова. Проверяют себя по слайдам, затем отвечают. Оценивают себя. Групповая и индивидуальная работа. | Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, работают по плану. | Последова-тельность, точность Раскрытие сущности темы. Окружающая среда (тимбилдинг). Время. Взаимодей-ствия и отношения. |
4. Творческая практическая деятельность. ЦЕЛЬ: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. 7 минут | - А сейчас - игра «Кубинг»! Начиная с № 4, подбрасываете кубик, читаете задание, выполняете его в группе, ответы записываете в тетрадь. На это у вас 5 минут. Задания:
В причине вы мой обнаружите корень,
Опрос. | Подбрасывая кубик, выполняют задания. Если выпадает то же задание, перебрасывают кубик. Ответы записывают в тетрадь. Проверяют себя по слайдам. За каждое правильное задание ставят себе + в лист самооценки. Групповая работа. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути их преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Желание учащегося, модуляция, точность Аргументи-рованное рассуждение; определение главной мысли и формули-рование выводов. Окружающая среда (тимбилдинг), язык личного участия. Взаимодей-ствия и отношения. |
5. Тест. ЦЕЛЬ: контроль за усвоением знаний. 1,5 минуты | Тест 1. Какое утверждение является неверным? 1) Морфема – значимая часть слова. 2) Однокоренными являются только те слова, которые имеют один и тот же корень с общим значением. 3) Все слова в русском языке имеют корень, суффикс и окончание. 4) Определение значения окончания помогает правильно назвать часть речи и форму слова. 2. Какие слова в ряду не являются однокоренными? 1) отец, отечество 2) доля, долина 3) известие, весточка 4) созвездие, звезда. 3. О каком слове можно сказать «оканчивается на …»? 1) страна 2) оттуда 3) (ночь) темна 4) прочитала 4. Укажите слово без приставки. 1) вырубить 2) высота 3) удивление 4) покатался. КЛЮЧ: 1-3; 2-2; 3-2; 4-2. | Выполняют тест. Проверяют себя по доске. Индивидуальная работа. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Закрепление |
6.Рефлексия. ЦЕЛЬ: определение эмоционального состояния на уроке. 1,5 минуты. | - Вернитесь к своим листам с целью. Вспомните ее. Решите, достигли ли вы поставленной цели и в чем состоит это достижение – 20 секунд. Теперь встаньте те, кого касается данное утверждение: 1.Я достиг цели, урок для меня был плодотворным. 2.Я частично достиг цели, но предстоит еще поработать. 3.Урок для меня был бесполезным, непродуктивным. - Перед вами на партах лежат буквы. Выберите любую и придумайте слово с этой буквы, которое оценило бы ваше состояние на уроке. Это могут быть чувства, эмоции, новые усвоенные термины, название формы работы, самого запомнившегося этапа. 1 минута на раздумья. Опрос. | Выбирают букву, придумывают слово. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Модуляция Определение главной мысли и формули-рование выводов. |
7.Домашнее задание. | Синквейн, или «300 рублей Самери» на тему «Морфемы», или упр. | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфемика. Повторение.
комплекс упражнений, направленный на повторение по теме "Морфемика"....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного материала по разделу «Морфемика»
Разработка урока по русскому языку 5 класса...
Тест по теме "Морфемика. Повторение"
Тест позволяет проверить умение школьников вычленять морфемы, определять их значение, разбирать по составу слова с несколькими приставками и т.п. Предназначен для использования на уроках повторения в ...
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....
маршрутный лист к уроку русского языка в 6 классе на тему " Повторение и обобщение морфемики и словообразования"
Маршрутный лист помогает обучающимся двигаться от остановки к остановке во время урока - путешествия и вовремя оценивать себя по изученному материалу...
Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»
Цели: - повторить, закрепить и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...