Разработка урока русского языка по УМК М.М.Разумовская в 6 классе по теме "Причастный оборот"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Думчикова Ольга Васильевна

План-конспект урока по теме "причастный оборот" в 6 классе по учебнику русского языка М.М.Разумовская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №19

им. Героя России  Алексея Кириллина   

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

Конспект урока по русскому языку

УМК М.М.Разумовская 6 класс

по теме «Причастный оборот»

Разработала:

Думчикова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год

Тема: «Причастный оборот»

Цель: формируя умение определять границы причастного оборота в предложении, показать его роль в русском языке.

Задачи: - дать понятие о причастном обороте и рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;

- формировать умения видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами и конструировать предложения с причастными оборотами;

- понаблюдать над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами и поработать над предупреждением ошибок в употреблении причастных оборотов;

- воспитывать личностные качества учащихся, любовь к русскому языку и желание переосмысления собственных знаний по изученной теме и их практическое применение.

Продолжительность: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер с колонками.

Методическое и дидактическое обеспечение: учебник русского языка для 6 класса под ред. М.М.Разумовской, опорные конспекты для каждого ученика.

Тип занятия: по основной дидактической цели – урок изучения нового материала; по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий; 


Ход урока

На партах перед каждым учеником лежат опорные конспекты, по которым они будут работать в течение всего урока


  1. Организационный момент.


Цель: создать благоприятную обстановку, настроить обучающихся на работу.


В классе выключен свет, ребята закрывают глаза, тихо звучит «Музыка моря» 

http://mp3ostrov.com/?string=%EC%F3%E7%FB%EA%E0%20%EC%EE%F0%FF

Учитель негромко читает: «На корме медленно движущегося парохода царила полутьма, в которой контрастными пятнами выделялись полотняные кресла и скрученные в узлы канаты. Дул теплый юго-восточный ветер ночи, пахнущей морем. Причудливо рассеянный узор серебряных звезд неподвижно сиял в вышине. По-летнему простая и мирная ночь давала темноту мягкую, прозрачную, местами прорезаемую отсветами, исходящими от рассыпанных на берегу огней. Мерно возникал и прекращался шум волны, плещущей за бортом, однообразно шумела и кипела бледно-снежная дорога, тянувшаяся вслед за кормой.

Равнина открытого моря черным блестящим кругом лежала под легким куполом звездного неба. И маленький пароход, затерянный в этой круглой чернеющей равнине, неуклонно держал свой путь вдаль, где ночное небо сливалось с морем, а горизонт казался таинственным и притягательным».

Включается свет, ребята открывают глаза. 

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в теплую экзотическую страну. По дороге нас будут ждать разные приключения, о которых вы узнаете позже.

  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.


Цель: проверяя знания учащихся о причастиях и полноту выполнения домашнего задания, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.


Учитель: Пока мы плывем по тихому, спокойному морю, у нас есть время, чтобы повторить пройденный материал и узнать что-то новое. Сегодня вам понадобятся все ваши знания, полученные на предыдущих уроках. Перед вами лежат опорные конспекты, подпишите их. Позже мы определимся с темой сегодняшнего урока и запишем ее. А сейчас внимательно посмотрите на текст, который записан в конспекте. Именно его я читала вам в начале урока. Обратите внимание, на выделенные синим цветом выражения, а особенно на подчеркнутые слова. Скажите, какой частью речи являются данные слова. 

Обучающиеся: Это причастия.

Учитель: Выполняя дома упражнение 401, вы должны были подготовить сообщение на тему «Что я узнал о причастии», т.е. обобщить знания, полученные по этой теме, и составить ответ на данный вопрос. 

Далее обучающиеся работают в четверках. В каждой четверке 1 подготовленный к данной работе, заранее опрошенный и оцененный ученик проверяет домашнее задание у остальных. Тех, кто не попал в четверку, опрашивает учитель. Перед каждым проверяющим лежит «Оценочный лист», в котором записаны вопросы и критерии оценки ответа (прилагается к конспекту). На этом листе проверяющий выставляет баллы каждому опрашиваемому и подводит итог. Оценочные листы сдаются учителю. Те, кто получил неудовлетворительную отметку, несогласные с полученной отметкой или желающие исправить, остаются после урока для выяснения причин неуспеха, а также для корректировки дальнейших действий по исправлению полученной отметки. 


Учитель: Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство с причастием. Я уже обратила ваше внимание на выражения, выделенные в тексте на ваших опорных конспектах. В каждом из них есть причастие, но помимо причастия выделены и другие слова. Как вы думаете, как называются выражения, в состав которых входят причастия? (примерные ответы учеников) Тема сегодняшнего урока «Причастный оборот». Запишите ее в свои конспекты.

  1. Целеполагание.


Цель: Дать возможность обучающемуся, опираясь только на знание темы урока, увидеть конечный результат, то, о чем он будет знать в конце урока.


Учитель: Попробуйте, зная тему урока, в своих конспектах записать, что именно вы будете знать в конце нашего урока, с каким багажом знаний вы сегодня уйдете. Посмотрите еще раз внимательно на текст, с которого мы начали сегодняшний урок. Запишите цель в опорные конспекты.

  1. Изучение нового материала.


Цель: познакомиться с причастным оборотом и рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами.


Тихо звучит «Музыка моря» 

http://mp3ostrov.com/?string=%EC%F3%E7%FB%EA%E0%20%EC%EE%F0%FF

Учитель: Мы продолжаем наше плавание. Пока наш кораблик не наткнулся на рифы, и погода не испортилась, давайте все-таки познакомимся с таким таинственным причастным оборотом.

Обучающиеся читают правило на странице 173 и делают вывод о том, что знание того, что такое причастный оборот, умение видеть границы оборота, помогает избежать пунктуационных ошибок.

Учитель: Как вы думаете, зачем нам нужен причастный оборот? Ведь если мы изымем его из предложения (т.е. прочитаем предложение без оборота), то основной смысл не измениться. Попробуйте прочитать предложения из правила без оборотов.

Обучающиеся, читая предложения без оборотов, делают вывод о том, что причастные обороты украшают предложения, делают их более выразительными.

Учитель: Давайте попробуем выяснить, почему выделенные выражения в тексте, который вы слушали в начале урока, мы можем назвать причастным оборотом и объяснить знаки препинания.

Обучающиеся работают над текстом, находя определяемые и зависимые слова, определяя границы причастного оборота и объясняя постановку знаков препинания. 

Учитель: Причастный оборот является, как и причастие, определением, он осложнят предложение, и в зависимости от того, ставится ли знак препинания, называется обособленным или необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите это в свои конспекты.


  1. Закрепление изученного материала.


Цель: Используя разные виды заданий, закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. 

  • Редактирование.


Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря». http://mp3ostrov.com/?string=%EC%F3%E7%FB%EA%E0%20%EC%EE%F0%FF

Учитель читает: «Только рассвело. Солнце медленно поднималось, обещая путешественникам теплый и погожий день. Капитан, который стоял на мостике, наслаждался тишиной и открывающимся видом. Над пароходом кружили чайки, которые громко кричали. 

Вдруг на горизонте показалась точка, которая быстро приближалась. Наконец капитан ясно увидел очертания корабля. «С добром или злом плывет нам на встречу это судно?»- подумал капитан, которого одолевало смутное предчувствие беды. 

«Пираты!»- закричал он, нарушая сон путешественников, которые мирно спали в своих каютах.

Корабль с черным флагом стремительно приближался. И вот уже пираты с длинными ножами и злобными лицами запрыгнули на палубу пароходика, по которой в панике бегали люди, которые недавно проснулись и ничего не понимали.

Через несколько минут все пассажиры парохода сидели в трюме пиратского корабля, а пароходик, который привязали канатами к кораблю, плыл позади пустой и печальный».

К сожалению, наше спокойное плавание закончилось. Мы попали в лапы к безжалостным пиратам. Но у нас есть шанс на спасение, если нам удастся выполнить следующее задание. Посмотрите на текст 4. Ваша задача – отредактировать его при помощи замены некоторых глагольных словосочетаний причастными оборотами.

Обучающиеся с помощью учителя находят первое предложение, которое необходимо отредактировать: «Капитан, который стоял на мостике, наслаждался тишиной и открывающимся видом». И в свои конспекты записывают исправленный вариант: «Капитан, стоявший на мостике, наслаждался тишиной и открывающимся видом». Далее ребята самостоятельно работают, записывая отредактированные предложения в конспект, причем, для экономии времени, они могут записать только отредактированную часть, подчеркнув в тексте то, что подлежит редактированию. При необходимости ребята могут заглянуть в учебник, пречитать правило.

В итоге у них должны быть записаны следующие предложения: «Над пароходом кружили громко кричащие чайки. Вдруг на горизонте показалась быстро приближающаяся точка. «С добром или злом плывет нам на встречу это судно?»- подумал капитан, одолеваемый смутным предчувствием беды. 

«Пираты!»- закричал он, нарушая сон путешественников, мирно спящих в своих каютах.

Корабль с черным флагом стремительно приближался. И вот уже пираты с длинными ножами и злобными лицами запрыгнули на палубу пароходика, по которой в панике бегали люди, недавно проснувшиеся и ничего не понимающие.

Через несколько минут все пассажиры парохода сидели в трюме пиратского корабля, а пароходик, привязанный канатами, плыл позади пустой и печальный».

При проверке обучающиеся должны не только прочитать полученные предложения, но и объяснить постановку знаков препинания, обратив внимание на то, что в двух измененных предложениях причастный оборот оказывается перед определяемым словом, следовательно, и знака препинания там нет. Также учитель обращает внимание обучающихся на то, как изменился текст, ведь из него пропали почти все слова «который», следовательно, ребята при помощи причастного оборота избежали неоправданного повтора.

Создание собственного текста.


Учитель: Вы молодцы. У нас появилась возможность выбраться из трюма пиратского корабля и доплыть, наконец, до нашего острова. 

Но что это (звучит «Шторм» Вивальди

http://mp3ostrov.com/?string=%D8%F2%EE%F0%EC ).

Начался страшный шторм, корабль бросает из стороны в сторону. Вам надо срочно, чтобы избежать беды, используя обороты, записанные в ваших конспектах, составить предложения. Именно текст, который у вас должен получиться, поможет нам выбраться из создавшейся ситуации. Итак, за дело!


В конспекте представлены следующие обороты: «Потерявшие надежду; помогающие друг другу; борющиеся за свою жизнь; победившие пиратов; отъезжающие на маленьком пароходике; увлекаемые бурей; плывущие к острову; видимому вдали».

Обучающиеся, используя данные в конспекте обороты, составляют текст. Конечно, не во всех предложениях будут причастные обороты, а в каких-то их может быть несколько. Задача учеников не только создать связный текст, но и расставить знаки препинания, используя полученные на уроке знания о причастном обороте. Зачитывая полученный текст, ученик должен объяснить знаки препинания.

Пунктуационная, орфографическая работа.


Учитель: Все наши тревоги остались позади. Благодаря вашей отличной работе мы приближаемся к цели – прекрасному острову. А вот и он. (Звучит музыка Вивальди в исполнении Эдвина Мартина 

http://mp3ostrov.com/?string=%EC%F3%E7%FB%EA%E0%20%EC%EE%F0%FF )

Но как-то все печально.

«Остров встретивший усталых путников уныло шумящими деревьями оказался необитаемым. Среди торжественной тишины моря раздается плеск и шум выпущенной китом струи. На острове нет ни птиц оглашающих прекрасным пением округу, ни животных рыскающих в поисках пищи. Нет никого и ничего. Только ветер шуршащий листьями да море плещущееся у ног наших путешественников не оставляют в тишине этот печальный остров». 

Ну, что, друзья, нас ждут новые испытания. Вы видите, что путь наш тернист и труден, но мы прошли уже больше половины пути, поэтому справимся и с этим. Вам необходимо расставить знаки препинания в данном тексте, подчеркнуть причастные обороты, обозначить определяемые слова и вставить пропущенные буквы. 


Обучающиеся выполняют задание, затем зачитывают предложения, называя причастные обороты, определяемые слова при причастном обороте, объясняя постановку знаков препинания и пропущенные буквы.

  1. Рефлексия.


Цель: Дать возможность обучающимся самостоятельно определить уровень полученных на уроке знаний, а также определить свое отношение к изученной теме.


Учитель: Сегодня вы проделали огромную работу, пережив приключения, добрались до необитаемого острова. А самое главное – узнали много нового. В ваших конспектах есть строчка «на уроке я узнал(а)». запишите, пожалуйста, о чем вы узнали на уроке.

Обучающие записывают, что нового они узнали на уроке.

Учитель: А теперь сравните эту запись с целью, которую вы поставили в начале урока. Совпали ли ваши записи? О чем вы даже не предполагали? Составьте, пожалуйста, синквейн «Причастный оборот» в своем конспекте.

Обучающиеся составляют синквейн. (Синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Синквейн состоит из 5 строк. 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное или местоимение); 2 строка – 2 прилагательных или причастия, характеризующих данное понятие; 3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка – синоним ключевого слова (существительное). Затем несколько ребят зачитывают свои синквейны. В случае затруднения синквейн составляется вместе с учителем.

  1. Подведение итогов. Домашняя работа.


Цель: Дать анализ и оценку проделанной обучающимися работы на уроке и наметить перспективу последующей работы. Для успешного выполнения домашней работы предложить обучающимся несколько вариантов данной работы.


Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет отметки или дает рекомендации на следующее занятие. 

Звучит «Шум прибоя» 

http://mp3ostrov.com/?string=%F8%F3%EC%20%EF%F0%E8%E1%EE%FF%20%E8%20%EF%F2%E8%F6. 

Учитель: Ребята, вы слышите звуки моря, спокойного, ласкового, дающего тепло и любовь? Неужели за все наши испытания мы все-таки достигли берегов острова, к которому так стремились с самого начала урока? Читает: «Не задерживаясь ни минуты на необитаемом острове, путешественники отправились дальше. Маленький пароходик бросало волнами. Но все лишения остались в прошлом, когда путники ступили на теплый песок необыкновенно красивого, чарующего острова…….» (эта часть текста тоже записана в опорных конспектах).

Друзья мои, спасибо вам за работу на уроке, именно благодаря ей мы доплыли до прекрасного острова.

К сожалению, мы не успеваем рассмотреть остров, потому что заканчивается урок. Ну а по традиции в конце урока мы должны записать домашнее задание. Итак, домашнюю работу выполняем в опорных конспектах. Перед выполнением работы обязательно еще раз прочитать параграф 35, далее вам предлагается на выбор:

1. Если соединить все тексты, которые мы рассматривали на сегодняшнем уроке, то получится небольшой рассказ. Но у него нет конца – описания острова, до которого все-таки добрались путешественники. Ваша задача - написать продолжение рассказа (описание острова), используя знания о причастном обороте, полученные на уроке, обороты подчеркнуть, определяемые слова выделить. 

2. или выполнить упр. 407

3. или выполнить упр. 408.


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...

Разработка урока русского языка по теме "Производные предлоги" в 7 классе

готовый материал для проведения урока о правописании производных предлогов...