Урок развития речи в форме проекта-игры "Санкт-Петербург - город будущего"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал может быть взят за основу для разработки урока о любом родном детям городе. Идея использования фонотеки звуков заинтересует тех учителей, кто в силу разных причин не может использовать на уроке видеоряд, однако хочет увлечь детей путешествием по карте города с целью знакомства с его историей. Заключительный этап игры - участие детей в проете своего города будущего. Возможно, это и воплотиться в жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы к игре с приложением | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект-игра «Санкт-Петербург – город будущего»
Дидактическая цель:
- создать условия для применения знаний о городе и умений пользоваться картой
- создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
- формировать представление о родном городе
Содержательные цели урока:
Образовательные:
- продолжить формирование знаний об истории Санкт-Петербурга;
- создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
- создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения:
Развивающие:
- развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышления, развивать навыки и умение анализировать историю Санкт-Петербурга.
Воспитательные:
- создание условий для работы в команде
- способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости у учащихся при восприятии звуков города.
Методы обучения:
- частично-поисковые (или эвристические).
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая
Подготовка к уроку:
- Фонотека звуков города
- Универсальные карты города для 5 команд
- Жетоны разных цветов в соответствии с условными обозначениями
- Клей-карандаш
- Стикеры для поощрения за правильные ответы во время игры
- На доске: изображение видов Санкт-Петербурга, условные обозначения для жетонов, открываемые поочерёдно по ходу сценария
Этапы игры
- Без прошлого и настоящего нет будущего
Деление на команды
Получение каждой командой карты Петербурга
Условия игры-проекта:
- Отметим на карте наше месторасположение, откуда мы начнём движение
- Прослушиваем фрагменты из шумовой фонотеки (см.приложение). Первая команда, определившая объект, которому принадлежит звук, получает стикер, который послужит при подсчёте дополнительным баллом к общей копилке команды.
- На доске открывается первое условное обозначение данного объекта. (например: аэропорт – голубой) (см.фото)
- Прикрепляем жетон на карту в соответствии с месторасположением
- Отвечаем на вопросы по данному объекту. За правильный ответ – стикер.
- После каждого выполненного задания – информационная справка с интересным фактом об этом объекте (см.приложение)
- Подведение итогов первого этапа независимыми экспертами
- Вперёд, фантазия
- Во время подведения итогов предыдущего этапа команда обсуждает свой проект изменения, улучшения названных объектов. Условие: назвать причину, по которой будут предложены изменения, какую пользу принесёт проект команды
- Оценка независимого эксперта
- Совместная песня о Санкт-Петербурге
- На столах разложены слова песни
- Подведение общих итогов игры
Приложение 1. Шумовая фонотека.
№ | Звуки | Задание: отметить на карте |
трамвай | улицы, по которым ездит трамвай | |
фонтан | места расположения фонтанов | |
взлетающий самолёт | аэропорты | |
Животные в зоопарке | зоопарк | |
электричка | вокзалы |
Звуки из фонотеки и песню можно скачать по ссылке http://onegin.ucoz.ru/load/
Приложение 2. Вопросы к объектам, интересные факты
- а)Первый трамвай был изобретён в…1880 году. Но запустить его на улицах Петербурга не удавалось, так как земля была сдана в долгосрочную аренду владельцам конок (?). Поэтому трамвай, движущийся за счёт электричества, пришлось пустить только по…..(льду на Неве)
б) Зная английский язык, можно догадаться, что дословно обозначает слово «трамвай» ( от англ.tram – вагон, way – путь. Перевозка на вагонетках угля в Великобритании)
протяжённость трамвайных путей в СПб – более 600 км. В 90-х гг 20 века это факт занесён в Книгу рекордов Гиннесса
- а) Кому принадлежит идея строительства фонтана в Петербурге (Петр1)
б) Где был построен первый фонтан в нашем городе? (Летний сад)
в) что обозначает слово «фонтан» в переводе с латинского? (ключ, источник, родник)
почти всю войну недалеко от будущей площади проходила фронтовая линия, а Дом Советов был отдан под наблюдательный пункт. Когда готовилась операция по снятию блокады, в районе площади было образовано учебное минное поле. В 2006 г. Торжественно открыты фонтаны на Московской площади, которые получили название «поющие» – редкий по красоте и объему комплекс, состоящий из 11 фонтанов.
- а) В С анкт-Петербурге 2 аэропорта: «Пулково» и «Ржевка». Первый осуществляет пассажирские и грузовые перевозки; на втором базируются самолёты и вертолёты, занятые в ….? (народном хозяйстве :санитарные, сельско-хозяйственные, геологические и другие службы)
б) Наибольшее количество пассажиров, посетивших Пулково, зафиксировано 1 мая 2014 года. Как вы думаете, сколько? (24 360 – стикер получает тот, кто точнее назвал цифру)
4. а) Статуя какого красочно расписанного зверя встречает посетителей зоопарка? (слона)
б) Как называется комплекс в зоопарке, в котором представлены мелкие экзотические животные, такие как ящерицы, змеи, крокодилы, насекомые (Экзотариум)
Не случайно зоопарк до сих пор называется ленинградским. Почему? В память о том, как ценой мужества и собственной жизни во время войны работники зоопарка сохраняли животных. Поначалу они собирали трупы убитых при обстрелах лошадей, овощи на брошенных полях, под обстрелами умудрялись заготавливать сено, превращали в огороды, где выращивали траву для животных, всю свободную территорию. Медведей перевели на питание в виде фарша из овощей и травы. Хищный молодняк обманывали, кормя их смесью травы и жмыха, зашитой в шкурки кроликов, оставшихся с довоенных времен. Есть такое хищники не стали бы, но сверху эти муляжи обмазывали рыбьим жиром — и животные верили в то, что едят мясо. Хищных птиц кормили такими же муляжами, но с добавлением рыбы. Только беркут отказался «входить в положение». И тогда работники зоосада стали ловить для него крыс.
5
б) Какой вокзал построен самым последним? (Ладожский 2003)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"
Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8 классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"
Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"
Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Технологическая карта урока развития речи по литературе «Самый лучший город на земле» в 5 классе
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности ...