Урок развития речи в форме проекта-игры "Санкт-Петербург - город будущего"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Кудимова Наталия Николаевна

Данный материал может быть взят за основу для разработки урока о любом родном детям городе. Идея использования фонотеки звуков заинтересует тех учителей, кто в силу разных причин не может использовать на уроке видеоряд, однако хочет увлечь детей путешествием по карте города с целью знакомства с его историей. Заключительный этап игры - участие детей в проете своего города будущего. Возможно, это и воплотиться в жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы к игре с приложением24.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект-игра «Санкт-Петербург – город будущего»

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний о городе и умений пользоваться картой
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
  • формировать представление о родном городе

Содержательные цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формирование знаний об истории Санкт-Петербурга;
  • создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
  • создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения:

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышления, развивать навыки и умение анализировать историю Санкт-Петербурга.

Воспитательные:

  • создание условий для работы в команде
  • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости  у учащихся при восприятии звуков города.

Методы обучения:

  • частично-поисковые (или эвристические).
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Подготовка к уроку:

  • Фонотека звуков города
  • Универсальные карты города для 5 команд
  • Жетоны разных цветов в соответствии с условными обозначениями
  • Клей-карандаш
  • Стикеры для поощрения за правильные ответы во время игры
  • На доске: изображение видов Санкт-Петербурга, условные обозначения для жетонов, открываемые поочерёдно по ходу сценария

 

Этапы игры

  1. Без прошлого и настоящего нет будущего

Деление на команды

Получение каждой командой карты Петербурга

Условия игры-проекта:

  • Отметим на карте наше месторасположение, откуда мы начнём движение
  • Прослушиваем фрагменты из шумовой фонотеки (см.приложение). Первая команда, определившая объект, которому принадлежит звук, получает стикер, который послужит при подсчёте дополнительным баллом к общей копилке  команды.
  • На доске открывается первое условное обозначение данного объекта. (например: аэропорт – голубой) (см.фото)
  • Прикрепляем жетон на карту в соответствии с месторасположением
  • Отвечаем на вопросы по данному объекту. За правильный ответ – стикер.
  • После каждого выполненного задания – информационная справка с интересным фактом об этом объекте (см.приложение)
  • Подведение итогов первого этапа независимыми экспертами
  1. Вперёд, фантазия
  • Во время подведения итогов предыдущего этапа команда обсуждает свой проект изменения, улучшения названных объектов. Условие: назвать причину, по которой будут предложены изменения, какую пользу принесёт проект команды
  • Оценка независимого эксперта

 

  1. Совместная песня о Санкт-Петербурге
  • На столах разложены слова песни
  • Подведение общих итогов игры

Приложение 1. Шумовая фонотека.

 

Звуки

Задание: отметить на карте

  1.  

трамвай

улицы, по которым ездит трамвай

  1.  

фонтан

места расположения фонтанов

  1.  

взлетающий самолёт

аэропорты

  1.  

Животные в зоопарке

зоопарк

  1.  

электричка

вокзалы

 

 Звуки из фонотеки и песню можно скачать по ссылке http://onegin.ucoz.ru/load/

 

Приложение 2. Вопросы к объектам, интересные факты

 

 

  1. а)Первый трамвай был изобретён в…1880 году. Но запустить его на улицах Петербурга не удавалось, так как земля была сдана в долгосрочную аренду владельцам конок (?). Поэтому трамвай, движущийся за счёт электричества, пришлось пустить только по…..(льду на Неве)

 

б) Зная английский язык, можно догадаться, что дословно обозначает слово «трамвай» ( от англ.tram – вагон, way – путь. Перевозка на вагонетках угля в Великобритании)

 

  •  

 протяжённость трамвайных путей в СПб – более 600 км. В 90-х гг 20 века это факт занесён в Книгу рекордов Гиннесса

  1. а) Кому принадлежит идея строительства фонтана в Петербурге (Петр1)

б) Где был построен первый фонтан в нашем городе? (Летний сад)

в) что обозначает слово «фонтан» в переводе с латинского? (ключ, источник, родник)

 

  •  

почти всю войну недалеко от будущей площади проходила фронтовая линия, а Дом Советов был отдан под наблюдательный пункт. Когда готовилась операция по снятию блокады, в районе площади было образовано учебное минное поле. В 2006 г. Торжественно открыты фонтаны на Московской площади, которые получили название «поющие» – редкий по красоте и объему комплекс, состоящий из 11 фонтанов.

 

 

  1. а) В С анкт-Петербурге 2 аэропорта: «Пулково» и «Ржевка». Первый осуществляет пассажирские и грузовые перевозки; на втором базируются самолёты и вертолёты, занятые в ….?  (народном хозяйстве :санитарные, сельско-хозяйственные, геологические и другие службы)

       б)  Наибольшее количество пассажиров, посетивших Пулково, зафиксировано 1 мая 2014 года. Как вы думаете, сколько? (24 360 – стикер получает тот, кто точнее назвал цифру)

 

4. а) Статуя какого красочно расписанного зверя  встречает посетителей зоопарка? (слона)

б) Как называется комплекс в зоопарке, в котором представлены мелкие  экзотические животные, такие как ящерицы, змеи, крокодилы, насекомые (Экзотариум) 

  •  

Не случайно зоопарк до сих пор называется ленинградским. Почему? В память о том, как ценой мужества и собственной жизни во время войны работники зоопарка сохраняли животных. Поначалу они собирали трупы убитых при обстрелах лошадей, овощи на брошенных полях, под обстрелами умудрялись заготавливать сено, превращали в огороды, где выращивали траву для животных, всю свободную территорию. Медведей перевели на питание в виде фарша из овощей и травы. Хищный молодняк обманывали, кормя их смесью травы и жмыха, зашитой в шкурки кроликов, оставшихся с довоенных времен. Есть такое хищники не стали бы, но сверху эти муляжи обмазывали рыбьим жиром — и животные верили в то, что едят мясо. Хищных птиц кормили такими же муляжами, но с добавлением рыбы. Только беркут отказался «входить в положение». И тогда работники зоосада стали ловить для него крыс.

 

5

   б) Какой вокзал построен самым последним? (Ладожский 2003)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"

Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8  классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"

Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Технологическая карта урока развития речи по литературе «Самый лучший город на земле» в 5 классе

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности ...