Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Горлова Ирина Сергеевна

Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rkmchp_10_kl.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка. 10-й класс.

Урок способствует созданию условий для личностно ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: Анализ художественного текста.

Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Вступление:

Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.

  1. Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: "Какая мораль может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: "Я думаю, что мораль может быть такая...”
  2. Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.

Комментарий:

Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

(Раздается первая часть текста)

Учащиеся читают и обдумывают часть I.

Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

– Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

Комментарий:

С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Раздается вторая часть текста

– Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.

– Что вы ощутили?

– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

– Для какой аудитории предназначена эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу.

– Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)

– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

Комментарий:

Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

(Раздается третья часть текста)

Ознакомьтесь со следующими вопросами:

– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

Комментарий:

Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения "сильных мира сего”, превращение "маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

– Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

Учащиеся делятся своими соображениями.

Комментарий:

По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

(Раздается часть IV)

– Насколько неожиданной была для вас эта часть?

– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

– О чем все-таки эта сказка?

– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

– Действительно ли это – сказка?

– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Ученик другого класса написал так:

"Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых”.

– Вы с ним согласны? Почему?

– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

Стадия размышления:

Свободное письмо:

А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: "Когда время шуршит – всем страшно”?

Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: "Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

Заключение:

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, "мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.

Приложение.

С.Козлов Черный омут.

часть I

Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья,- боялся.

Пришел Заяц к Черному Омуту.

— Черный Омут,- говорит,- я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!

— Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!

— Как это? — удивился Заяц.

— А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди — и не бойся!

части II

Пошел Заяц по дороге, встретил Волка.

— Вот кого я сейчас съем! — обрадовался Волк.

А Заяц идет себе, посвистывает.

— Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? — крикнул Волк.

— А что мне тебя бояться? — говорит Заяц.- Я у Черного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?

Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.

— А-а-а!..- разулыбалась Лиса.- Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.

Но Заяц прошел, даже головы не повернул.

— Я у Черного Омута,- говорит,- был, серого Волка не испугался,- уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..

Свечерело.

Сидит Заяц на деньке посреди поляны; пришел к нему пешком важный Филин в меховых сапожках.

части II

— Сидишь? — спросил Филин.

— Сижу!- сказал Заяц.

— Не боишься сидеть?

— Боялся бы — не сидел.

— А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?

— Я у Черного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел — не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.

— Ты уходи из нашего леса, Заяц,- подумав, сказал Филин. — Глядя на тебя, все зайцы такими станут.

— Не станут,- сказал Заяц,- все-то...

часть IV

Пришла осень. Листья сыплются...

Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает:

"Волка серого не боюсь. Лисы красной — ни капельки. Филина мохноногого — и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются — страшно мне... "

Пришел к Черном Омуту, спросил:

— Почему, когда листья сыплются, страшно мне?

— Это не листья сыплются — это время шуршит,- сказал Черный Омут,- а мы — слушаем. Всем страшно.

Часть V

Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решал...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических техн...