Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"
статья
Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)
Власова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
Республика Бурятия, город Улан-Удэ
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения.
В коррекционной работе традиционные технологии обучения являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов инновационных технологий.
Применение технологии критического мышления в образовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальными нарушениями даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Критическое мышление – это условие свободы выбора, ответственности за собственные решения. Критическое мышление выступает инструментом для формирования мыслительной деятельности, для развития личности обучающегося с нарушением интеллекта. Благодаря использованию приёмов технологии критического мышления знания детей с нарушением интеллекта приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС. Данная статья – это попытка систематизировать имеющийся методический материал по данной теме.
Методические приемы развития критического мышления
на уроках русского языка и чтения (5-9 класс)
Таблица
Таблица – способ структурирования текста (оформление его в таблицу). Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе, велико. Приведем только несколько использованных на уроках русского языка и чтения: заполнение таблицы по образцу; построение таблицы сравнительной характеристики героев; заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста; построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.
Заполнение таблицы по образцу
(русский язык, 7 класс. Три склонения имён существительных):
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Существительные женского и мужского рода -а, -я | Существительные мужского рода и среднего рода -о, -е | Существительные женского рода ( с «ь» на конце) |
дядя папа поляна земля | конь дом солнце утро | мышь ночь сирень мать |
Сравнительна характеристика Дочки и Падчерицы
(чтение, 6 класс. С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
Дочка | Падчерица | |
Характер | жадная, завистливая | добрая, открытая, не жадная |
Отношение к людям | себялюбивая | с любовью, с уважением относится к людям |
Отношение к работе | ленивая | трудолюбивая |
Отношение матери к дочерям | любит Дочку | не жалко, безразличное |
Отношение братьев-месяцев к сестрам | осталась ни с чем | выручают девочку из беды |
Составление плана
Построение плана – методический прием структурирования любого текста. Выделение главной мысли – одна из основ при работе с текстом. Для того чтобы успешно осуществлять этот вид работы, необходимо сориентироваться в общей композиции текста, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли, выявить «ключевые» мысли, определить детализирующую информацию, сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Составление различных видов планов широко использую на уроках чтения: разделить главу на части по данному плану; разделить рассказ на части по плану; пересказ по плану; сравнить по плану; рассказать о герое по плану; составить цитатный план; изложи краткий пересказ эпизода по плану; написать сочинение по плану и опорным словам и т.д.
План-характеристика героя («Му-му», Герасим, 8 класс)
- Внешний вид
- Физическая сила
- Усердие в работе
- Способность на грубую привязанность
- Твёрдость слова и сила воли Герасима
- Уход Герасима – протест против произвола барыни.
Написать сочинение по плану и опорным словам
(«Дети подземелья», 7 класс):
- Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже (смотрела равнодушно, игрушки развлекали на короткое время)
- Вася обратился с Соне с просьбой (кукла, подарок покойной матери, дать на время, живо описал)
- Маленькая кукла сделала почти чудо (Маруся ожила, обнимала, смеялась, стала ходить)
- Вася переживал тревожные минуты (нянька заметила пропажу, Соня уговаривала, вызывая ещё больше подозрений).
Конспект
К области таких же заданий, направленных на осмысление и осознание прочитанного, относится умение конспектировать. Результат конспектирования – запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
Конспектирование – сложный и своеобразный процесс. Наши учащиеся не владеют навыками конспектирования. Начиная с 8 класса, сочетаю чтение с письмом. Это сочетание происходит не механически. Записи предшествует специфическая обработка информации. Конспектирующий отбрасывает ненужную для него информацию путем сокращения текста. Нужную, главную информацию конспектирующий записывает, ее вычленение – важнейший компонент обучения конспектированию. Начинаю использовать конспектирование с 8 класса (Конспект. Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого)
Прием «Кластер»
Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации. Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Кластер. УНТ, 7 класс.
Приём «Ромашка Блума»
Техника развития критического мышления, позволяющая через шесть групп вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть изучаемый материал с разных сторон.
Рассмотрим пример, когда дети в 8 классе работают с рассказом А. Н. Толстого «Русский характер», используя Ромашку Блума. Вопросы формулирует сам учитель. Это более доступный способ для детей с нарушением интеллекта, так как вопросы-задания требуют определенного навыка.
Дети познакомились с содержанием рассказа А. Н. Толстого «Русский характер», это завершающий урок, обобщение знаний, дети приготовились отвечать на вопросы. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают вопрос и готовят свои ответы, помогая друг другу, рассуждая в группах. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.
1.Простые.
Кто главный герой рассказа?
Когда происходит действие в рассказе?
Какое несчастье произошло с Егором Дрёмовым?
2.Уточняющие.
Если бы водитель Чувилёв не успел вытащить лейтенанта, Егор Дрёмов погиб бы?
Егор Дрёмов получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к родителям?
Правильно ли поступил Егор, написав письмо о том, что это действительно он приезжал к ним в гости?
3.Интерпретационные.
Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье?
Объясните, почему мать особенно пристально следила за сыном за столом?
Почему после встречи с Катей Малышевой Егор твёрдо решил уйти, не сказав правды?
4.Творческие.
Как, по вашему мнению, что написал Егор в письме к родителям на четырёх страницах мелким почерком?
Проанализируйте сцену встречи, которая состоялась у Егора с матерью и Катей в полку.
Как вы думаете, в каких моментах поднимается в человеке «великая сила – человеческая красота»?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте Егора? / Как бы вы поступили на месте Кати?
Как характеризует Катю ее поступок, какие черты характера проявились в нём?
Как поступили бы вы: рассказать горькую правду или соврать во благо, не расстроив своих близких?
6. Оценочные.
Почему поступок Кати вызывает восхищение?
В чьих поступках проявился русский характер?
Как мы можем оценить действия главного героя, который в начале рассказа скрыл своё несчастье, а потом не побоялся просить прощение за содеянное, прав ли он?
Приём «Тонкие и Толстые вопросы»
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Русский язык (6 класс, «Суффикс как часть слова»)
Тонкие вопросы
- Что такое суффикс?
- Для чего нужен суффикс?
- Где стоит суффикс в слове?
- Как обозначается суффикс?
Толстые вопросы
- Почему суффикс не обязательная часть слова, но очень важная?
- Чем суффикс отличается от приставки?
- Объясни значение суффикса -ищ?
- Что будет, если из нашей речи «исчезнут» суффиксы?
Чтение, «Дети подземелья». 7 класс
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1. Кто главный герой повести? | 1. Объясните, почему автор сравнивает главного героя с «молодым волчонком», когда тот прокрадывался по саду, возвращаясь домой? |
2. Кого страстно любил Вася? | 2. Аргументируйте, почему мальчик проникся убеждением, что он «бродяга», «негодный мальчишка»? |
3. Кого встретил Вася в старой часовне? | 3. Почему Вася начал бродяжничать? |
4. Как звали нового приятеля Васи и его сестру? | 4. Предположите, что было бы, если бы Вася рассказал отцу, что ходит в старую часовню. |
5. Могли бы сестры Васи и Валека быть подругами? | 5. В чём отличие старой команды друзей Васи от новых приятелей? |
6. Где и с кем жили Валек и Маруся? | 6. Почему Маруся не любила играть? |
7. Какую игрушка принёс Вася Марусе, когда она заболела? | 7. Предположите, зачем старый Януш из замка приходил к отцу? |
8. Кто вернул куклу в дом пана судьи? | 8. Расскажите, что бы было, если бы Тыбурций не вернул куклу. |
9. Что случилось с больной девочкой? | 9. Почему отец решил отпустить Вася на гору и зачем велел передать деньги Тыбурцию, а не сделал это сам? |
Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
Чтение, «Телеграмма». 8 класс
Тихон сторож
Единственный родной человек
Ленинград
Ехать к маме
Говорить много
Работала секретарём
Адрес
Манюшка (дочь соседа)
Мастерская скульптура
Анастасия Семёновна (Настя)
С детьми старших классов имеется опыт составления ментальных карт (чтение, А. Платонов «Разноцветная бабочка», 8 класс; А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», 9 класс,), активно используем схемы, опорные конспекты на уроках русского языка и чтения. В своей работе осваиваю то, что близко, доступно, понятно и посильно нашим ученикам. Данные приёмы упрощают подачу материала и в то же время облегчают процесс усвоения сложных понятий, позволяют больше уделять времени практическим упражнениям. Конспекты, схемы, таблицы, рисунки приучают детей мыслить, они кодируют текстовый материал, дети придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение для многих учеников перестает быть непосильным трудом. Главное, дети не боятся отвечать. Применение разнообразных приёмов критического мышления повышает интерес к урокам русского языка и чтения, развивают мышление детей, формируют личность, которая может выразить себя.
Технологии, применяемые мною при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС.
Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Нужно научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся не зависимо от их возможностей.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
2. Борисенкова И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова. – М.: Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+", 2006. - №2. –345 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с.
4. Громова О.Критическое мышление: как это по-русски?.Первое сентября, 16.01.2001, 3 стр.
5. ДубравинаИ.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубравина. – М.: Академия, 2002. – 330с.
6. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /– СПб: Альянс «Дельта», 2003.
9.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/11/04/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"
Данный урок представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...
РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ по теме ZODIACSIGNS
Тип урока: урок обобщающего контроля в 7 классе...
Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы
Материал содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по формированию единого образовательного пространства на уроках. В работе использованны гиперссылки на видеоматериалы и пр...
Использование новых образовательных стандартов на уроках русского языка и литературы.
Передо мной как учителем русского языка и литературы встал вопрос: как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Реализация деятельностного подхода на уроке ...
Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы
На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...