Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдаче ОГЭ. Программа факультатива составлена на основе сборников: Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло; Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс. Программа факультатива предусматривает формирование умения комплексно анализировать текст. Учащиеся должны:
· уметь определять тему, идею, типовую и стилевую принадлежность;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
· уметь определять микротемы, сжимать текст, научиться грамотно писать сжатое изложение;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· составлять свой текст на основе прочитанного, соблюдая нормы написания сочинения –рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа факультатива по русскому языку для 8 класса | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
по русскому языку
для учащихся 8 класса
«Комплексный анализ текста»
Разработала
учитель русского
языка и литературы
Савинцева Н. А.
Пояснительная записка
Факультатив «Комплексный анализ текста» рассчитан на обучающихся 8-х классов. Проводится 1 раз в неделю.
Количество часов в год – 34.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку 8 класса. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Программа факультатива составлена на основе сборников: Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло; Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс.
Цель курса: обучение учащихся 8 класса комплексному анализу текста, обеспечение подготовки учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.
Задачи:
1)расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о тексте как основной лингвистической единице;
2) формировать умение комплексно анализировать текст;
3) формировать умение работать с тестовыми заданиями;
3) формировать умение составлять текст на основе предложенного теста: сжатое изложение, сочинение-рассуждение;
4) совершенствовать орфографические навыки обучающихся;
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории: подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов;
- применение компьютерных технологий, современных информационных средств;
- практические занятия: групповые, индивидуальные;
- самостоятельная работа.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
- тематический (промежуточный) контроль;
- обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования в формате ОГЭ.
Программа факультатива предусматривает формирование умения комплексно анализировать текст. Учащиеся должны:
- уметь определять тему, идею, типовую и стилевую принадлежность;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- уметь определять микротемы, сжимать текст, научиться грамотно писать сжатое изложение;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- составлять свой текст на основе прочитанного, соблюдая нормы написания сочинения –рассуждения.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Используемый дидактический материал | Дата |
1 | Что такое ОГЭ по русскому языку? | Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку». | ||
2 | Понятие о тексте. Признаки текста. Тема, идея, тип речи, стиль речи. | Теоретический материал по теме. Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.1, Т.2 | |
3 | Ключевые слова. Микротема. Микротекст. | Теоретический материал. Практическое занятие. Лингвистический анализ текста. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1. | |
4 | Изложение как 1 часть ОГЭ. | Урок развития речи. Практическое занятие | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1. | |
5 | Тест как форма проверки знаний. Часть 2. ОГЭ. | Решение тестовых заданий. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1. | |
6 | Разделы науки о языке и комплексный анализ текста. | Лингвистический анализ текста. | Малюшкин А. Б. Т.1, Т.2 |
|
7 | Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста. | Теоретический материал. Практическое занятие. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 2. | |
8 | Решение тестовых заданий по теме «Словосочетание» | Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 3 - 4. | |
9 | Виды и средства связи предложений в тексте. | Теоретический материал. Практическое занятие | Малюшкин А. Б. Т.3 | |
10 | Языковые приемы сжатия исходного текста. Алгоритм написания сжатого изложения.
| Теоретический материал. Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.4 | |
11 | Лингвистический анализ текста. | Практическое занятие | Малюшкин А. Б. Т.4 | |
12 -13 | Решение тестовых заданий по теме «Главные члены предложения» | Практическое занятие. Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 2. Вариант 1 -4.. | |
14 -15 | Урок развития речи. Сжатое изложение. | Практическое занятие. Самостоятельная работа. | Аудио версия. Интернет источники. | |
16 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.
| Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.6 | |
17 -18 | Решение тестовых заданий по теме «Второстепенные члены предложения» | Практическое занятие. Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 3. Вариант 1 -4. | |
19 | Работа над изложением. Самооценка, самопроверка сжатого изложения. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. | Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.7 | |
20 | Лингвистический анализ текста. | Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.7 | |
21 | Особенности сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения. | Теоретический материал. Практическое занятие. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 3. Вариант 4. |
|
22 | Составление схемы рассуждения. Аргументы. | Теоретический материал. Практическое занятие | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 1. |
|
23 | Решение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения» | Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 1-4 | |
24 | Работа над аргументами в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. | Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 2-4 |
|
25 | Лингвистический анализ текста. | Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.9. | |
26 | Решение тестовых заданий по теме «Предложения с однородными членами и обособленными членами» | Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 5. Вариант 1-4 | |
27 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Роль знаков препинания на письме. Развернутый аргументированный ответ. | Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.9, 11 |
|
28 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над частями сочинения. | Практическое занятие | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 5. Вариант 1-4 | |
29 | Решение тестовых заданий по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями. Прямая и косвенная речь» | Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 6. Вариант 1-4 | |
30 | Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Работа над готовыми сочинениями и составление своих. | Самостоятельная работа. | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 6. Вариант 1-4 | |
31 | Лингвистический анализ текста. | Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа. | Малюшкин А. Б. Т.23 | |
32 | Решение тестовых заданий по теме «Повторение изученного в 8 классе» | Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа | Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Итоговые тесты. Вариант 1-4 | |
33 | Типы речевых и грамматических ошибок, способы их устранения. Анализ текстов. | Практическое занятие | Интернет ресурсы | |
34 | Лингвистический анализ текста. | Практическое занятие. | Малюшкин А. Б. Т.24,25. |
Программно-методическое обеспечение
- Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло. Ростов – на – Дону, 2015 год.
- Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс. – М., 2015 год.
- http://www.fipi.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»
Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....
Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»
Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ, должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...