Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Савинцева Наталья Аркадьевна

Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдаче ОГЭ. Программа факультатива составлена на основе сборников: Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло; Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс. Программа факультатива предусматривает формирование умения комплексно анализировать текст. Учащиеся должны:

·        уметь определять  тему, идею, типовую и стилевую принадлежность;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

 

·        уметь определять микротемы, сжимать текст, научиться грамотно писать сжатое изложение;

 

·        работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

·         составлять свой текст на основе прочитанного, соблюдая нормы написания сочинения –рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

по русскому языку

для учащихся 8 класса

«Комплексный анализ текста»

Разработала

учитель русского

 языка и литературы

Савинцева Н. А.

Пояснительная записка

 

Факультатив «Комплексный анализ текста» рассчитан на обучающихся 8-х классов. Проводится 1 раз в неделю.

Количество часов в год – 34.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку 8 класса. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

Программа факультатива составлена на основе сборников: Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло; Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс.

Цель курса:   обучение учащихся 8 класса комплексному анализу текста, обеспечение подготовки учащихся  к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.                

Задачи:

1)расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о тексте как основной лингвистической единице;

2) формировать умение комплексно анализировать текст;

3) формировать умение работать с тестовыми заданиями;

3) формировать умение составлять текст на основе предложенного теста: сжатое изложение, сочинение-рассуждение;

4) совершенствовать орфографические навыки обучающихся;

Предполагаются следующие формы обучения: 

  1. установочные лекции по теории: подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов;
  2. применение компьютерных технологий, современных информационных средств;
  3. практические занятия: групповые, индивидуальные;
  4. самостоятельная работа.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля: 

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
  • тематический (промежуточный) контроль;
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования в формате ОГЭ.

Программа факультатива предусматривает формирование умения комплексно анализировать текст. Учащиеся должны:

  • уметь определять  тему, идею, типовую и стилевую принадлежность;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • уметь определять микротемы, сжимать текст, научиться грамотно писать сжатое изложение;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • составлять свой текст на основе прочитанного, соблюдая нормы написания сочинения –рассуждения.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

        Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Используемый  дидактический материал

Дата

1

Что такое ОГЭ по русскому языку?

Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».

2

Понятие о тексте. Признаки текста.

Тема, идея, тип речи, стиль речи.

Теоретический материал по теме. Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.1, Т.2

3

 Ключевые слова. Микротема. Микротекст.

Теоретический материал.

Практическое занятие. Лингвистический анализ текста.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1.

4

Изложение как 1 часть ОГЭ.

Урок развития речи. Практическое занятие

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1.

5

Тест как форма проверки знаний. Часть 2. ОГЭ.

Решение тестовых заданий.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 1.

6

Разделы науки о языке и комплексный анализ текста.

Лингвистический анализ текста.

Малюшкин А. Б. Т.1, Т.2

   

7

Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста.

Теоретический материал.

Практическое занятие.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 2.

8

Решение тестовых заданий по теме «Словосочетание»

Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 1. Вариант 3 - 4.

9

Виды и средства связи предложений в тексте.

Теоретический материал.

Практическое занятие

Малюшкин А. Б. Т.3

10

Языковые приемы сжатия исходного текста. Алгоритм написания сжатого изложения.

        

Теоретический материал.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.4

11

Лингвистический анализ текста.

Практическое занятие

Малюшкин А. Б. Т.4

12

-13

Решение тестовых заданий по теме «Главные члены предложения»

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 2. Вариант 1 -4..

14 -15

Урок развития речи. Сжатое изложение.

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Аудио версия. Интернет источники.  

16

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.        

                               

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.6

17 -18

Решение тестовых заданий по теме «Второстепенные члены предложения»

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И. СурвиллоЭ.С. Тест 3. Вариант 1 -4.

19

Работа над изложением. Самооценка, самопроверка сжатого изложения. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка  рабочих материалов к изложению.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.7

20

Лингвистический анализ текста.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.7

 21

Особенности сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Теоретический материал.

Практическое занятие.

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 3. Вариант 4.

   

22

Составление схемы рассуждения. Аргументы.

Теоретический материал.

Практическое занятие

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 1.

   

23

Решение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения»

Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 1-4

24

Работа над аргументами в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 4. Вариант 2-4

   

25

Лингвистический анализ текста.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.9.

26

Решение тестовых заданий по теме «Предложения с однородными членами и обособленными членами»

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 5. Вариант 1-4

27

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Роль знаков препинания на письме. Развернутый аргументированный ответ.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.9, 11

   

28

 Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над частями сочинения.

Практическое занятие

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 5. Вариант 1-4

29

Решение тестовых заданий по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями. Прямая и косвенная речь»

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 6. Вариант 1-4

30

Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Работа над готовыми сочинениями и составление своих.

Самостоятельная работа.

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Тест 6. Вариант 1-4

31

Лингвистический анализ текста.

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа.

Малюшкин А. Б. Т.23

32

Решение тестовых заданий по теме «Повторение изученного в 8 классе»

Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа

Мальцева Л. И.

СурвиллоЭ.С. Итоговые тесты. Вариант 1-4

33

Типы речевых и грамматических ошибок, способы их устранения. Анализ текстов.

Практическое занятие

Интернет ресурсы

34

Лингвистический анализ текста.

Практическое занятие.

Малюшкин А. Б. Т.24,25.

Программно-методическое обеспечение

  1. Русский язык 8 класс. Тематические тесты / Л, И. Мальцева, Э. С. Сурвилло. Ростов – на – Дону, 2015 год.
  2. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь. 8 класс. – М., 2015 год.
  3.   http://www.fipi.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....

Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ,  должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...