Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему
Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является создание для ребенка оптимальных условий обучения в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законах и функциях родного языка, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе.
Опыт педагогической деятельности доказывает, что основой преподавания русского языка в среднем звене является работа по овладению учащимися теоретическими знаниями, которые служат базой для формирования орфографических и пунктуационных навыков. Стабильный результат дает использование на уроке технологии применения опорных логических конспектов (ОЛК) при объяснении нового материала. Это, во-первых, способствует наглядному зрительному восприятию теоретических сведений, позволяет установить логические связи между отдельными лингвистическими единицами; во-вторых, экономит время, которое используется для закрепления изученной темы и выработки практических умений и навыков, умение работать с опорными логическими конспектами является одним из методов формирования универсальных учебных действий, оно будет востребовано при изучении других школьных дисциплин. Использование ОЛК позволяет осуществлять блочную подачу нового материала, в то же время подобный подход позволяет больше времени уделить формированию практических речевых умений у учащихся (устные и письменные работы по развитию речи).
Результативность технологии ОЛК проверяется с помощью тестирования, которое обычно используется по окончании изучения темы (например, «Глагол», «Имя прилагательное», «Наречие» и т.д.) с тем, чтобы выявить причины затруднений у обучающихся. Уроки повторения и обобщения теоретического материала обязательны, так как позволяют определить степень усвоения полученных знаний. Далее целесообразно применение технологии уровневой дифференциации обучения в выборе задания для учащихся (базовый уровень, повышенный, углублённый). Итогом каждого урока является обязательная рефлексия: организация в классе самопроверки и самооценки. Самооценивание обучающегося на уроке осуществляется по критериальному принципу, причём критерии сообщаются ученикам в начале урока. Рефлексия помогает учителю определить вопросы для дальнейшего совершенствования языковых компетенций учащегося, например, задание создать проверочную работу, тест, упражнение для слабоуспевающего или сильного учащегося.
Использование системно-деятельностного подхода на уроке особенно актуально сегодня: работа в парах, в малых группах; применение технологии сотрудничества и коммуникативного обучения речевой культуре. Ученикам в группах раздаются карточки с заданиями (набранным текстом, орфографическими и пунктуационными, лингвистическими задачами и т.д.), в ходе работы над которыми отрабатываются не только орфографические и пунктуационные навыки, но и умение выразительно читать текст, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты).
Для усиления практической направленности уроков русского языка регулярно проводятся уроки-практикумы. Основная цель этих уроков – обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить умения применять полученные знания в практических упражнениях. Например, в карточку урок-практикум входит работа с текстом, предложениями, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы, выделить главные члены предложения, расставить знаки препинания, исправить ошибки, допущенные в тексте, проделать различные виды разборов.
Наиболее сложной и ответственной задачей современного урока всегда было и остаётся поддержание высокого уровня учебной мотивации учащегося. Её решению способствует включение в урок игровых технологий, технологий интерактивного обучения, творческие задания и продуктивные задачи, которые повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.
Таким образом, применение различных педагогических технологий в учебном процессе должно гарантировать учителю достижение поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Автор учитель русского языка и литературы школы № 595 Приморского района Санкт-Петербурга Говорова Светлана Владимировна
Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является создание для ребенка оптимальных условий обучения в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законах и функциях родного языка, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе.
Опыт педагогической деятельности доказывает, что основой преподавания русского языка в среднем звене является работа по овладению учащимися теоретическими знаниями, которые служат базой для формирования орфографических и пунктуационных навыков. Стабильный результат дает использование на уроке технологии применения опорных логических конспектов (ОЛК) при объяснении нового материала. Это, во-первых, способствует наглядному зрительному восприятию теоретических сведений, позволяет установить логические связи между отдельными лингвистическими единицами; во-вторых, экономит время, которое используется для закрепления изученной темы и выработки практических умений и навыков, умение работать с опорными логическими конспектами является одним из методов формирования универсальных учебных действий, оно будет востребовано при изучении других школьных дисциплин. Использование ОЛК позволяет осуществлять блочную подачу нового материала, в то же время подобный подход позволяет больше времени уделить формированию практических речевых умений у учащихся (устные и письменные работы по развитию речи).
Результативность технологии ОЛК проверяется с помощью тестирования, которое обычно используется по окончании изучения темы (например, «Глагол», «Имя прилагательное», «Наречие» и т.д.) с тем, чтобы выявить причины затруднений у обучающихся. Уроки повторения и обобщения теоретического материала обязательны, так как позволяют определить степень усвоения полученных знаний. Далее целесообразно применение технологии уровневой дифференциации обучения в выборе задания для учащихся (базовый уровень, повышенный, углублённый). Итогом каждого урока является обязательная рефлексия: организация в классе самопроверки и самооценки. Самооценивание обучающегося на уроке осуществляется по критериальному принципу, причём критерии сообщаются ученикам в начале урока. Рефлексия помогает учителю определить вопросы для дальнейшего совершенствования языковых компетенций учащегося, например, задание создать проверочную работу, тест, упражнение для слабоуспевающего или сильного учащегося.
Использование системно-деятельностного подхода на уроке особенно актуально сегодня: работа в парах, в малых группах; применение технологии сотрудничества и коммуникативного обучения речевой культуре. Ученикам в группах раздаются карточки с заданиями (набранным текстом, орфографическими и пунктуационными, лингвистическими задачами и т.д.), в ходе работы над которыми отрабатываются не только орфографические и пунктуационные навыки, но и умение выразительно читать текст, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты).
Для усиления практической направленности уроков русского языка регулярно проводятся уроки-практикумы. Основная цель этих уроков – обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить умения применять полученные знания в практических упражнениях. Например, в карточку урок-практикум входит работа с текстом, предложениями, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы, выделить главные члены предложения, расставить знаки препинания, исправить ошибки, допущенные в тексте, проделать различные виды разборов.
Наиболее сложной и ответственной задачей современного урока всегда было и остаётся поддержание высокого уровня учебной мотивации учащегося. Её решению способствует включение в урок игровых технологий, технологий интерактивного обучения, творческие задания и продуктивные задачи, которые повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.
Таким образом, применение различных педагогических технологий в учебном процессе должно гарантировать учителю достижение поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-139411-1352313511.jpg)
Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-177185-1361023621.jpg)
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-276535-1565254009.jpg)
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-550943-1419222242.png)
Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-282353-1377080110.jpg)
Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/14/picture-381363-1618414584.jpg)
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/18/picture-1165008-1655525212.jpg)
Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...