Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему
Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является создание для ребенка оптимальных условий обучения в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законах и функциях родного языка, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе.
Опыт педагогической деятельности доказывает, что основой преподавания русского языка в среднем звене является работа по овладению учащимися теоретическими знаниями, которые служат базой для формирования орфографических и пунктуационных навыков. Стабильный результат дает использование на уроке технологии применения опорных логических конспектов (ОЛК) при объяснении нового материала. Это, во-первых, способствует наглядному зрительному восприятию теоретических сведений, позволяет установить логические связи между отдельными лингвистическими единицами; во-вторых, экономит время, которое используется для закрепления изученной темы и выработки практических умений и навыков, умение работать с опорными логическими конспектами является одним из методов формирования универсальных учебных действий, оно будет востребовано при изучении других школьных дисциплин. Использование ОЛК позволяет осуществлять блочную подачу нового материала, в то же время подобный подход позволяет больше времени уделить формированию практических речевых умений у учащихся (устные и письменные работы по развитию речи).
Результативность технологии ОЛК проверяется с помощью тестирования, которое обычно используется по окончании изучения темы (например, «Глагол», «Имя прилагательное», «Наречие» и т.д.) с тем, чтобы выявить причины затруднений у обучающихся. Уроки повторения и обобщения теоретического материала обязательны, так как позволяют определить степень усвоения полученных знаний. Далее целесообразно применение технологии уровневой дифференциации обучения в выборе задания для учащихся (базовый уровень, повышенный, углублённый). Итогом каждого урока является обязательная рефлексия: организация в классе самопроверки и самооценки. Самооценивание обучающегося на уроке осуществляется по критериальному принципу, причём критерии сообщаются ученикам в начале урока. Рефлексия помогает учителю определить вопросы для дальнейшего совершенствования языковых компетенций учащегося, например, задание создать проверочную работу, тест, упражнение для слабоуспевающего или сильного учащегося.
Использование системно-деятельностного подхода на уроке особенно актуально сегодня: работа в парах, в малых группах; применение технологии сотрудничества и коммуникативного обучения речевой культуре. Ученикам в группах раздаются карточки с заданиями (набранным текстом, орфографическими и пунктуационными, лингвистическими задачами и т.д.), в ходе работы над которыми отрабатываются не только орфографические и пунктуационные навыки, но и умение выразительно читать текст, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты).
Для усиления практической направленности уроков русского языка регулярно проводятся уроки-практикумы. Основная цель этих уроков – обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить умения применять полученные знания в практических упражнениях. Например, в карточку урок-практикум входит работа с текстом, предложениями, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы, выделить главные члены предложения, расставить знаки препинания, исправить ошибки, допущенные в тексте, проделать различные виды разборов.
Наиболее сложной и ответственной задачей современного урока всегда было и остаётся поддержание высокого уровня учебной мотивации учащегося. Её решению способствует включение в урок игровых технологий, технологий интерактивного обучения, творческие задания и продуктивные задачи, которые повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.
Таким образом, применение различных педагогических технологий в учебном процессе должно гарантировать учителю достижение поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/statya._sovremennye_innovatsii.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Автор учитель русского языка и литературы школы № 595 Приморского района Санкт-Петербурга Говорова Светлана Владимировна
Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является создание для ребенка оптимальных условий обучения в соответствии с его природными возможностями, ознакомление обучающегося с основными законах и функциях родного языка, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, развитие творческого мышления, обогащение словарного запаса ученика, обучение умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме в любой речевой ситуации, учиться работать с информацией, учиться работать и в коллективе.
Опыт педагогической деятельности доказывает, что основой преподавания русского языка в среднем звене является работа по овладению учащимися теоретическими знаниями, которые служат базой для формирования орфографических и пунктуационных навыков. Стабильный результат дает использование на уроке технологии применения опорных логических конспектов (ОЛК) при объяснении нового материала. Это, во-первых, способствует наглядному зрительному восприятию теоретических сведений, позволяет установить логические связи между отдельными лингвистическими единицами; во-вторых, экономит время, которое используется для закрепления изученной темы и выработки практических умений и навыков, умение работать с опорными логическими конспектами является одним из методов формирования универсальных учебных действий, оно будет востребовано при изучении других школьных дисциплин. Использование ОЛК позволяет осуществлять блочную подачу нового материала, в то же время подобный подход позволяет больше времени уделить формированию практических речевых умений у учащихся (устные и письменные работы по развитию речи).
Результативность технологии ОЛК проверяется с помощью тестирования, которое обычно используется по окончании изучения темы (например, «Глагол», «Имя прилагательное», «Наречие» и т.д.) с тем, чтобы выявить причины затруднений у обучающихся. Уроки повторения и обобщения теоретического материала обязательны, так как позволяют определить степень усвоения полученных знаний. Далее целесообразно применение технологии уровневой дифференциации обучения в выборе задания для учащихся (базовый уровень, повышенный, углублённый). Итогом каждого урока является обязательная рефлексия: организация в классе самопроверки и самооценки. Самооценивание обучающегося на уроке осуществляется по критериальному принципу, причём критерии сообщаются ученикам в начале урока. Рефлексия помогает учителю определить вопросы для дальнейшего совершенствования языковых компетенций учащегося, например, задание создать проверочную работу, тест, упражнение для слабоуспевающего или сильного учащегося.
Использование системно-деятельностного подхода на уроке особенно актуально сегодня: работа в парах, в малых группах; применение технологии сотрудничества и коммуникативного обучения речевой культуре. Ученикам в группах раздаются карточки с заданиями (набранным текстом, орфографическими и пунктуационными, лингвистическими задачами и т.д.), в ходе работы над которыми отрабатываются не только орфографические и пунктуационные навыки, но и умение выразительно читать текст, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты).
Для усиления практической направленности уроков русского языка регулярно проводятся уроки-практикумы. Основная цель этих уроков – обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить умения применять полученные знания в практических упражнениях. Например, в карточку урок-практикум входит работа с текстом, предложениями, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы, выделить главные члены предложения, расставить знаки препинания, исправить ошибки, допущенные в тексте, проделать различные виды разборов.
Наиболее сложной и ответственной задачей современного урока всегда было и остаётся поддержание высокого уровня учебной мотивации учащегося. Её решению способствует включение в урок игровых технологий, технологий интерактивного обучения, творческие задания и продуктивные задачи, которые повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуют развитию детского воображения.
Таким образом, применение различных педагогических технологий в учебном процессе должно гарантировать учителю достижение поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников
Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...
Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...