Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
статья по литературе
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в обществе. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Современные педагогические технологии, способствующие
формированию универсальных учебных действий на уроках литературы
Тропина А.А.
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в обществе. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС.
Для достижения указанной выше цели педагогу необходимо изменить способ обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, который нацелен на формирование УУД, то есть на формирование способности обучающегося к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний. Главной целью педагогической деятельности и становится формирование личности, желающей и умеющей учиться. В соответствии с этим учитель обязан решить ряд задач:
- формирование всех видов УУД;
- развитие у обучающихся способности к самосовершенствованию;
- реализация системно-деятельностного подхода;
- формирование опыта применения УУД в жизни.
Обучающемуся необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Соответственно, меняется и роль учителя - теперь он модератор ребенка в овладении компетенциями.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьника. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.
Чтобы сформировать УУД, учитель акцент должен сделать на системно-деятельностном подходе, то есть знания не передавать в готовом виде, а позволить добыть обучающимися в процессе познавательной деятельности. Для этого педагогом создаётся проблемная ситуация, обнаруживается недостаточность знаний и определяется цель урока.
Для формирования УУД на уроках литературы можно использовать следующие педагогические технологии:
1.Проектное обучение. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Метод проектов - это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности обучающихся, формирует развитие их социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Работа в группах построена по определенным правилам: полное внимание к однокласснику; терпимость, дружелюбие; распределение ролей в группах (организатор, оратор, пресс-секретарь и т.д.)
Деятельность учителя при использовании данного метода сводится к организации совместного действия школьников как внутри одной группы, так и между группами.
В случае применения проектного обучения у обучающихся формируются УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Школьники, занимающиеся проектной деятельностью, отличаются высоким уровнем учебной мотивации и снижением тревожности.
2. Технология продуктивного чтения. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Данная технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. До чтения.
На этом этапе определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделяются его герои по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Цели урока ставятся с учетом общей готовности обучающихся к работе.
II этап. Во время чтения.
Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации. Для этого определяются основные понятия, составляется план текста (для пересказа), выявляется первичное восприятие, совпадение первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Затем повторно читается текст или его отдельные фрагменты, анализируется текст. В данном случае можно использовать такие приемы: диалог с автором, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.
Далее задается обучающимся уточняющий вопрос к каждой смысловой части, проводится беседа по содержанию текста, обобщается прочитанное и выразительно читается текст.
III этап. После чтения.
Цель указанного этапа - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации.
На этом этапе работы учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Коллективно обсуждается прочитанное, ведется дискуссия, выявляется основная идея текста.
Обязательным на данном этапе работы с текстом является знакомство с писателем и работа с заглавием, иллюстрациями.
Далее выполняются творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся.
Технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами приходят к решению ключевой проблемы урока.
3. ИКТ-технологии.
Данные технологии многие педагоги используют на уроках регулярно, системно, так как они способствует развитию исследовательской деятельности. Существуют разные типы Интернет-ресурсов, например: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, презентации, имеющиеся на образовательных сайтах и порталах.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов содержит видеофрагменты, литературоведческие справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. Здесь предполагаются задания разного характера, например:
- создать проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у обучающихся навыки нахождения, обработки, систематизации информации);
- решить поставленную проблему, обращаясь к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически оценивать действительность);
- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном мире.
Обращение к материалам образовательных порталов дает обучающимся огромные возможности для получения межпредметных знаний, нахождения интересной и полезной информации.
Таким образом, в результате работы по указанным выше технологиям на уроках литературы обучающиеся учатся искать закономерности, рассуждать по аналогии. Это повышает у обучающихся мотивацию к обучению, чтению, контролю своих результатов. При такой работе включаются все виды УУД, активизируется творческая деятельность обучающихся и вырабатывается активная жизненная позиция.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УУД
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
СХЕМА ПРОЕКТА 1
Спецкурс «Литературная Сибирь», 6 класс
Валерий Ефимович Нефедьев, рассказ «Отцова карточка»
1. Подготовка презентации по биографии писателя
(группа уч-ся во главе с Лыткиной Еленой, правнучкой писателя)
2. Урок «Жизнь и судьба В.Нефедьева, знакомство с рассказом «Отцова карточка»
3. Урок «Чтение рассказа В.Нефедьева «Отцова карточка»
4. Урок «Анализ рассказа В.Нефедьева «Отцова карточка»
5. Вопрос классу: «А как вы относитесь к своим родителям? Что вы знаете о своих родственниках?
Известны ли вам факты из жизни своих предков?
6. Рассказ о своей семье по фотографиям, семейным альбомам, презентациям
7. Творческая работа «Составление генеалогического древа своей семьи»
СХЕМА ПРОЕКТА 2
Спецкурс «Литературная Сибирь», 6 класс
Валентин Григорьевич Распутин «Продаётся медвежья шкура»
1. Подготовка презентаций и докладов по биографии В.Г.Распутина (групповая работа)
2. Урок 1, 2 «В.Г.Распутин. Рассказ «Продаётся медвежья шкура»
3. Урок1,2,3 «В.Г.Распутин «Уроки французского»
4. Поездка в г. Иркутск в музей В.Г.Распутина (ул.Свердлова, 20) с участником районного конкурса чтецов
5. Выступление учащегося перед классом с презентацией-отчётом о посещении музея В.Г.Распутина
6. *Поездка в г. Иркутск в музей В.Г.Распутина (ул.Свердлова, 20) всем классом
СХЕМА ПРОЕКТА 3
Литература, 6 класс
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
1. Подготовка сообщений, стенгазет по биографии и творчеству поэтов 18 в (групповая работа)
2. Урок «Творчество поэтов 18 века»
3. Урок выразительного чтения стихотворений поэтов 18 века
4. Подготовка презентаций, докладов, сообщений по биографии и творчеству поэтов 20 в
4. Урок 1, 2 Изучение творчества поэтов 20 века, представление иллюстраций о родной природе
5. Оформление стенда в кабинете «Биография С.А.Есенина»
6. Урок 3 Выразительное чтение наизусть стихотворений о родной природе поэтов 20 века
7. *Составление поэтического журнала «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Весна»
СХЕМА ПРОЕКТА 4
Литература, 7 класс
«Филологическая неделя «К 100-летию К.М.Симонова»
1. Урок внеклассного чтения «Памяти К.М.Симонова»
2. Урок «Выразительное чтение стихотворений К.М. Симонова»
3. Выставка рисунков к стихотворениям К.М.Симонова
3. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе рисунков к стихотворениям К.М. Симонова
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УУД
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ»
I ЭТАП «ДО ЧТЕНИЯ»
На этом этапе определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделяются его герои по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Вопросы классу:
- Исходя из названия, можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь в данном произведении?
(эффект неожиданности как средство юмора)
- А можете ли вы предположить, какой по жанру будет рассказ Ф.Искандера, если эпиграфом к уроку мы
возьмём его слова: «Юмор делает серьезное еще более серьезным…»
II ЭТАП «ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ»
Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации. Для этого выявляется первичное восприятие, совпадение первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Затем повторно читается текст или его отдельные фрагменты, анализируется текст.
В.Г.Распутин. Рассказ «Продаётся медвежья шкура»
Читаем эпизоды из текста:
…Василий спрятал тозовку, которой он больше не доверял, и стал ходить только с карабином.
Однажды он со стыдом обнаружил, что идет с карабином за водой, – до речки было всего каких-нибудь двадцать шагов. Он остановился и стал вспоминать, когда он мог взять с собой оружие, но так и не вспомнил: это было мгновение, вышедшее из-под его контроля, это мгновение контролировал страх. Василий выругался и отнес карабин в зимовье. В другой раз ему почудилось, что за ним кто-то идет. Он пошел дальше, и снова за спиной ему послышались шаги. Они сопровождали его до самого зимовья.
Когда собаки кого-нибудь облаивали, он ежился: не медведь ли это? Делимость времени он стал воспринимать как неприятность: в каждом часе шестьдесят минут, в каждой минуте шестьдесят секунд, всего-навсего шестьдесят мгновений, и каждое из этих мгновений могло быть последним… По ночам неистово лаяли собаки, и он представлял, как медведь издали с тоской смотрит на свет зимовья.
Как-то среди бела дня Василий увидел его все на том же склоне горы: медведь, нацеливаясь на него, вытянул морду, похожую на ствол старинной пушки. Василий решил уехать. Он устал от страха и тревог, от необходимости подавлять их усилием воли – не один раз, выходя из зимовья, он чувствовал себя жертвой, которую выманивают для расправы… Рано утром Василий вышел на лай собак, на всякий случай прихватив с собой карабин. Собаки были уже далеко, и Василий, прислушиваясь, пытался определить, кого они гонят. То, что он увидел, было неожиданно и страшно. На поляну возле скалы выскочил медведь и, отбиваясь от собак, поднялся на дыбы, показывая Василию свою белую грудь. Василий даже не пытался стрелять. У него было такое ощущение, будто тишина, наступившая в нем самом, – это тишина между молнией и громом: вспышка ослепила его с головы до ног, и через мгновение раздастся грохот.
Но все было тихо, и только собаки все так же заливались вдали.
«Нашел, нашел, нашел» – эта мысль, как поплавок, то ныряла в глубину, то снова появлялась там, на поверхности его сознания. Нетрудно было представить себе, как медведь, разыскивая его, прочесывал тайгу, как часами он стоял где-нибудь недалеко от жилья, чтобы увидеть его обитателей, как кружил около поселка, запоминая своей медвежьей памятью каждого человека, как тоскливо рычал, когда пропадала надежда, а потом, учуяв запах дымка, снова шел дальше. Он перестал быть медведем, в обычном смысле этого слова, он стал преследователем, это было для него главным, а все остальное он делал только для того, чтобы сохранить в себе преследователя.
На следующий день медведь снова подошел к избушке. На этот раз пастухи попытались его убить, но он ушел, оставляя на камнях кровавый след, словно приглашая Василия следовать за собой.
– Не берут его пули, – мрачно сказал вечером один из пастухов. – Надо тебе уезжать, Василий. Он сейчас совсем сдурел. Надо уезжать, – согласился Василий. Он, таежник, теперь остался без тайги...
Задаём вопросы классу:
- Чего боится Василий? Почему медведь преследует охотника?
Слушаем предположения ребят.
Читаем начало рассказа:
Василий был хоть и не старый, но опытный медвежатник. У охотников свое разделение ремесла: одни как бы специально рождены, чтобы бить соболя, другие белку, третьи волков. Василий мог делать все, но это все не доставляло ему большого удовольствия: у него был свой талант, талант медвежатника, который, казалось, долго искал для себя подходящую кандидатуру и наконец-то ее нашел.
Схватка с медведем была для него пиром. Когда он подходил к берлоге и видел закуржавевший от медвежьего дыхания снег, он садился за стол, уставленный многочисленными бутылками и тарелками. Потирая руки, он наливал себе рюмку вина, небольшую рюмку вина, чтобы только согреться… Берлога молчала. Можно было бы перегородить вход в нее крест-накрест двумя березовыми жердями, а потом спокойно, почти ничем не рискуя, убить медведя в его собственном логове… Потом он выпрямился и подошел к убитому медведю – к трем страничкам истории, которую он знал наизусть. Зверь лежал, подложив под голову переднюю лапу, как в детской кино-картине, чтобы ребятишки могли посмеяться. Это была медведица.
Потом ему не один раз говорили: «Это из-за медведицы. Если бы не она, на этом бы все и кончилось. А сейчас видишь, как получается».
* Теперь всё становится на свои места, и к этому выводу пришли сами дети.
Переходим к 3 этапу «После чтения»
- Какие выводы вы можете сделать? Кто прав: охотник Василий или медведь? Почему?
- Понимаете ли вы теперь смысл финала текста?
Он подошел к туше медведя и сел рядом с ней. Ни радости, ни удовлетворения он не чувствовал. Не зная, что делать, он достал из кармана кусок черного хлеба и стал вяло и безучастно жевать.
Он, победитель, сидел рядом с медведем и казался себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним и, наверное, даже не знал, что его убили: он был по-прежнему гордый и сильный.
III ЭТАП «ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
Цель указанного этапа - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации.
На этом этапе работы учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Коллективно обсуждается прочитанное, ведется дискуссия, выявляется основная идея текста.
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Вопросы классу:
- Какой смысл вкладывает М.М.Пришвин в название сказки-были?
(Он пишет о несметных богатствах, хранящихся даже в таком страшном месте, как Блудово болото.
В природе нет ничего вредного, всё в ней соразмерно)
«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее - от человека», - писал М.М. Пришвин
Составляем схему:
Вывод: Идея сказки-были «Кладовая солнца»:
Самое трудное - победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-72093-1535900103.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности
В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....
Развитие универсальных учебных действий на уроках литературы
На примере работы с рассказом В.П.Астафьева "Васюткино озеро" показан процесс формирования УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-281811-1636474507.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования
Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....
Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
Тест по рассказу А. Платонова «Никита» Урок литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина. Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»....
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина".
УУД на уроке литературы....
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1268511-1600020714.jpg)
Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...