Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий
статья по истории по теме
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти проблемы актуальны, в связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Я считаю, что овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кукушкина Лариса Хабибулловна
ГБОУ Большеглушицкая СОШ №2 «Образовательный центр»
Учитель истории и обществознания
Тема : «Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти проблемы актуальны, в связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Я считаю, что овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные действия.
Регулятивные действия.
Познавательные универсальные действия.
Коммуникативные действия.
Цель: обобщить личный и методический опыт по использованию СОТ в образовательном процессе целью формирования УУД.
Задачи:
Доказать эффективность использования СОТ в формировании УУД.
Рассмотреть приемы и формы работы.
В своей практической деятельности преподавателя истории, обществознания и классного руководителя я использую современные образовательные технологии, рекомендованные в основных документах, раскрывающих образовательную политику на Федеральном и региональных уровнях:
1.здоровьесберегающая технология
2. информационная технология
3. компетентностно - ориентированная технология.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области «О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области» значительное внимание я уделяю формированию ключевых компетентностей:
-готовность к разрешению проблем;
-технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
-готовность к использованию информационных ресурсов;
-готовность к социальному взаимодействию;
-коммуникативная компетентность.
Формирование компетенций, на мой взгляд, эффективно осуществляется на уроках, основанных на деятельностном подходе. Это и обусловило выбор и применение методов и приемов преподавания истории и обществознания, реализующих компетентностно - ориентированный подход.
В своей практике я использую следующие технологии: метод проектов, технологию групповой деятельности и технологию на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на основе игры.
1.Метод проектов. Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.Метод проектов предусматривает использование ИКТ на поисково-аналитическом и презентационном этапе работы над проектом.
2. Технология групповой деятельности авторами, которой являются В.К.Дьяченко и И.Б. Первин. Такая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся. Открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
3.Технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на основе игры. Авторами этой технологии являются Эльконин, Давыдов Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждению стимулирования учащихся к учебной деятельности. Проанализируем урок истории, основанный на данных технологиях с позиций здоровьесберегающего подхода.
При изучении урока «Зарождение китайской цивилизации» (История Древнего мира. 5 класс) использую разные приемы, которые способствуют повышению мотивации и интереса к предмету. В ходе урока групповая и игровая технологии на уроке позволяют создать атмосферу счастливого обучения для учащихся. Чередование различных приёмов на уроке: ролевая игра, работа с контурной картой, работа с текстом учебника, работа в группах, дидактическая игра позволяет снять напряжение учащихся, возможных при однообразных приёмах учебной деятельности.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь и др.) способствуют созданию благоприятной учебной среды, что положительно влияет на повышение положительной учебной мотивации. Данные технологии позволяют использовать методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки, что способствует творческой активизации учеников на уроке и позволяет снять напряжение, что благотворно влияет на эмоциональное состояние учащихся, так как хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, — дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие урока на здоровье. Выделение в группу учащихся с разным уровнем подготовки создаёт условия организации социального взаимодействия в результате которого одноклассники помогают друг другу, проявляя свои лучшие товарищеские качества, что способствует сплочению классного коллектива и положительно влияет на психологический климат в нём.
Достойное место в ряду современных образовательных технологий занимают информационно-компьютерные технологии, имеющие большие возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету и позволяет сформировать положительную учебную мотивацию.
На уроках истории и обществознания я часто использую разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Мне не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл можно занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока я, находясь рядом с головным компьютером, заполняю таблицу, схему, а учащиеся вместе со мною выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам предлагаю короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаю на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их. Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Для подготовки уроков истории и обществознания я использую материалы следующих интернет-сайтов: www.kollegi.org/, www/ abiturcenter.ru/, http://www.history.standart.edu.ru/, http://som.fsio.ru/, http://www.istorik.ru/ и др. Эффективным считаю использование ресурсов школьной медиатеки: «Русская историческая классика ГОУ СИПКРО», «Большая детская энциклопедия 2007 год ЗАО «Новый диск», « Детская энциклопедия. «Кирилл и Мефодий» 2007 год», История Отечества учебно-методический комплект-супертьютор и др. При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Такие презентации дают возможность для творчества, удобны в управлении, подбор материала позволяет учитывать особенности учащихся в классе. Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к следующим результатам:
компьютерные технологии на уроке способствуют формированию компетенций учащихся, в первую очередь, информационной.
умеренное использование данной технологии позволяет разнообразить учебный процесс и переключить внимание учащихся, что приводит к снижению их переутомления.
Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
Учитель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подаче учебного материала,что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
Для педагога важно определить внедрение той или иной технологии. В целях определения результативности технологий я провела исследования и проанализировала их.
Уровень учебной мотивации по предмету по опроснику А.Д.Андреевой.
Шкала | Сент 2010 7А | Уровень | Сент. 2011 8А | Уровень | Сен. 2012 9А | Уровень |
Познавательная активность | 21 балл | Средний | 25 б | Выше средгего | 28 б | Высокий |
Тревожность | 19 баллов | Средний | 13 б | Ниже среднего | 10 б | Низкий |
Гнев | 14 баллов | Средний | 11 б | Ниже среднего | 10 б | Низкий |
Шкала | Сент 2010 7Б | Уровень | Сент. 2011 8Б | Уровень | Сен. 2012 9Б | Уровень |
Познавательная активность | 20 балл | Средний | 26 б | Выше средгего | 29 б | Высокий |
Тревожность | 20 баллов | Средний | 15 б | Ниже среднего | 10 б | Низкий |
Гнев | 14 баллов | Средний | 12 б | Ниже среднего | 10 б | Низкий |
2.Качество знаний повышается из года в год.
Анализ результатов, проведенных мной исследований, позволяет сделать следующие выводы:
1.Систематическое внедрение данных технологий дает возможность повысить качество обучения истории и обществознания в школе.
2. Позволяют создать условия для формирования положительной учебной мотивации на уроках истории и обществознания.
3. Способствуют возрастанию интереса к изучению истории и обществознания, доказательством чему служит увеличение количества участников олимпиад различного уровня.
4. Формирование компетенций в результате работы над проектами формируют активную гражданскую позицию.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...
Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников
Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...
Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Свободное владение родным русским языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является со...
Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....
Использование мобильных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
Не секрет, что современный подросток пользуется мобильными гаджетами почти «с пеленок», разбираясь в них куда лучше, чем с косинусами и синусами.Поэтому было решено совместить тему гаджето...
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...
«Использование педагогических образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
В данной работе рассматриваются педагогические образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....