Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
статья по теме
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Тема моего доклада «Применение ИКТ на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка», над которой я работаю второй год.
Новейшие ИКТ занимают все большее и большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии.
Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.
Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.
Мультимедийные презентации (ММП)
Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.
Преимущества ММП заключаются в следующем:
- сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
- возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
- активизация внимания всего класса;
- обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
- экономии учебного времени;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Для учителя особое значение приобретает простота использования MS PowerPoint. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Использование МПП PowerPoint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.
Таким образом, можно сказать, что программа PowerPoint позволяет учителю создавать качественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач.
Обучающие программы на CD-ROM
На настоящий момент в распоряжении учителя имеется довольно большое количество обучающих компьютерных программ как отечественных, так и аутентичных. Перед учителем, применяющим компьютерные программы для обучения, встает проблема интеграции их в учебный процесс. При этом нужно помнить, что по санитарным нормам и правилам дети 2-5-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут.
В нашей школе обучения английскому языку в начальных классах ведется по УМК “Enjoy English”. В 2008-2009 году были выпущены мультимедийные приложения к этому УМК для 2, 3 и 4 классов “Enjoy Listening and Playing” и “Enjoy the ABC”. Эти программы полностью соответствуют авторской концепции учебника, сохранена сюжетная линия и персонажи, предъявление и закрепление материала соответствует тематическому и поурочному планированию, поэтому максимально облегчается задача встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока. Эти приложения являются удобным и эффективным способом самостоятельной работы учеников дома.
Про остальные программы я расскажу подробнее в своей практической части.
Единственное, что хотелось бы отметить, что эти программы хорошо интегрируются тематически в УМК. Они соответствуют тематике Госстандарта и требованиям ЕГЭ.
Интернет – ресурсы в обучении ИЯ
Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений.
Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей.
Учебные Интернет – ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:
- Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
- Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
- Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
- Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
- Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.
Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учащихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на каждом этапе обучения.
Наиболее полно возможности учебных ИР проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.
Методический потенциал учебных ИР позволяет:
- подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;
- организовать в группах и целом классе обсуждение культурных и социальных проблем;
- провести лингвистический анализ устной и письменной речи носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);
- организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
- создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для реализации своего интеллектуального потенциала.
Можно сделать вывод, что использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся.
Сейчас, в своей работе я нахожусь на начальном этапе и я поставила перед собой следующую цель:
- Изучить современные информационные технологии, апробировать их в своей работе и в дальнейшем внедрить их в свою профессиональную деятельность.
Определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ;
- освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике;
- апробировать методы ИКТ на уроках английского языка
- анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему).
На данный момент я использую на своих уроках мультимедийные презентации в основном на уроках страноведения и элективном курсе «Страны Англомира».
По собственному опыту работы знаю, что страноведческий материал, представленный в традиционной форме (обычно в виде текста и нескольких картинок), с трудом усваивается. Эту проблему как раз помогают решить презентации в РР, несомненными достоинствами которых являются их аутентичность, наглядность, интерактивность и привлекательность для школьников.
(Представить презентации)
Также имеются в наличии диски с разнообразными программами как для учащихся начальных классов, так и для учащихся средней и старшей школы.
- “Enjoy Listening and Playing” и “Enjoy the ABC” 2-3 класс” рассчитана на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски, а также на самостоятельную работу учеников дома. В ее содержании присутствуют все виды упражнений необходимых для формирования ЛН, причем лексические упражнения подобраны так, что они переходят от простого к сложному, вызывая интерес у учащихся. (Представить)
- Профессор Хиггинс - состоит из двух частей – курса фонетики и курса грамматики. Программа развивает коммуникативные навыки во всех видах речевой деятельности.
- “Витаминный курс. Английский язык” Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5,6,7,8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2500 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.
Также на данный момент я изучаю интернет сайты, которые содержат очень много интересной информации в виде текстов, слайд-шоу, видеофильмов, виртуальных и исторических туров в разные уголки нашей планеты, сопровождаемых аудиозаписью, и много другое.
www.whitehousehistory. Org.
И многие другие сайти, адреса не так сложно найти, т. к. в газете «Английский язык» приложение к 1 сенября, и в журнале «ИЯШ» имеются специальные раздела с адресами сайтов по различным темам.
Конечно, чтобы в дальнейшем осуществлять начатую работу необходимо иметь постоянный доступ к компьютеру, чего, к сожалению, мы педагоги иностранных языков не имеем. Необходимо устанавливать интерактивные доски и компьютеры прямо в классах.
Список литературы:
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
- Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
- Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
- Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
- Левицкая Ю.В. ИКТ на уроках страноведения // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №6, с.9–12.
- Носенко О.В., Белоус У.П. Обучающие программы для общеобразовательных школ. Новые мультимедиа приложения к УМК из Федерального перечня учебников // Английский язык. 2009,.№1,.с.68–73.
- Серегина В.В. Использование информационных технологий на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №5, с.13–15.
- Белкова М.М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка // Английский язык. 2009,.№2,.с.48–51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-396894-1394457083.jpg)
Педагогический проект «Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка»
Распространение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-655851-1440165767.jpg)
Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-767619-1457879186.jpg)
"Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...
Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1183840-1573069461.jpg)
Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1183840-1573069461.jpg)
Презентация "Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка".
Презентация о влияние песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц на формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....