Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
статья по теме

Громова Наталья Геннадьевна

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_doklad.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка» 

                                           

Тема моего доклада «Применение ИКТ на уроках английского языка»  на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка», над которой я работаю второй год.

Новейшие ИКТ занимают все большее и большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии.

Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.

Мультимедийные презентации (ММП)

Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества ММП заключаются в следующем:

  1. сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  2. возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  3. возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  4. активизация внимания всего класса;
  5. обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  6. осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  7. сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
  8. экономии учебного времени;
  9. формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Для учителя особое значение приобретает простота использования MS PowerPoint. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов.

Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.

На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Использование МПП PowerPoint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.

Таким образом, можно сказать, что программа PowerPoint позволяет учителю создавать качественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач.

Обучающие программы на CD-ROM

На настоящий момент в распоряжении учителя имеется довольно большое количество обучающих компьютерных программ как отечественных, так и аутентичных. Перед учителем, применяющим компьютерные программы для обучения, встает проблема интеграции их в учебный процесс. При этом нужно помнить, что по санитарным нормам и правилам дети 2-5-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут.

В нашей школе обучения английскому языку в начальных классах ведется по УМК “Enjoy English”. В 2008-2009 году были выпущены мультимедийные приложения к этому УМК для 2, 3 и 4 классов “Enjoy Listening and Playing” и “Enjoy the ABC”. Эти программы полностью соответствуют авторской концепции учебника, сохранена сюжетная линия и персонажи, предъявление и закрепление материала соответствует тематическому и поурочному планированию, поэтому максимально облегчается задача встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока. Эти приложения являются удобным и эффективным способом самостоятельной работы учеников дома.

Про остальные программы я расскажу подробнее в своей практической части.

Единственное, что хотелось бы отметить, что эти программы хорошо интегрируются тематически в УМК. Они соответствуют тематике Госстандарта и требованиям ЕГЭ.

Интернет – ресурсы в обучении ИЯ

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей.

Учебные Интернет – ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

  1. Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
  2. Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
  3. Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
  4. Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
  5. Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учащихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на каждом этапе обучения.

Наиболее полно возможности учебных ИР проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.

Методический потенциал учебных ИР позволяет:

  1. подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;
  2. организовать в группах и целом классе обсуждение культурных и социальных проблем;
  3. провести лингвистический анализ устной и письменной речи носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);
  4. организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
  5. создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для реализации своего интеллектуального потенциала.

Можно сделать вывод, что использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся.

Сейчас, в своей работе я нахожусь на начальном этапе и я поставила перед собой следующую цель:

 - Изучить современные информационные технологии, апробировать их в своей работе и в дальнейшем внедрить их в свою профессиональную деятельность.

Определены следующие задачи:

  1. ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ;
  2. освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике;
  3. апробировать методы ИКТ на уроках английского языка
  4. анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему).

На данный момент я использую на своих уроках мультимедийные презентации в основном на уроках страноведения и элективном курсе «Страны Англомира».

По собственному опыту работы знаю, что страноведческий материал, представленный в традиционной форме  (обычно в виде текста и нескольких картинок), с трудом усваивается. Эту проблему как раз помогают решить презентации в РР, несомненными достоинствами которых являются их аутентичность, наглядность, интерактивность и привлекательность для школьников.

(Представить презентации)

Также имеются в наличии диски с разнообразными программами как для учащихся  начальных классов, так и для учащихся средней и старшей школы.

  1. Enjoy Listening and Playing” и “Enjoy the ABC” 2-3 класс” рассчитана на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски, а также на самостоятельную работу учеников дома. В ее содержании присутствуют все виды упражнений необходимых для формирования ЛН, причем лексические упражнения подобраны так, что они переходят от простого к сложному, вызывая интерес у учащихся.   (Представить)

- Профессор Хиггинс - состоит из двух частей – курса фонетики и курса грамматики. Программа развивает коммуникативные навыки во всех видах речевой деятельности.

- “Витаминный курс. Английский язык” Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5,6,7,8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2500 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.

Также на данный момент я изучаю интернет сайты, которые содержат очень много интересной информации в виде текстов, слайд-шоу, видеофильмов, виртуальных и исторических туров в разные уголки нашей планеты, сопровождаемых аудиозаписью, и много другое.

www.whitehousehistory. Org.

www.earlyamerica.com

www.colormatters.ru

www.bristol.ac.uk

www.1september.ru

И многие другие сайти, адреса не так сложно найти, т. к. в газете «Английский язык» приложение к 1 сенября, и в журнале «ИЯШ» имеются специальные раздела с адресами сайтов по различным темам.

Конечно, чтобы в дальнейшем осуществлять начатую работу необходимо иметь постоянный доступ к компьютеру, чего, к сожалению, мы педагоги иностранных языков не имеем. Необходимо устанавливать интерактивные доски и компьютеры прямо в классах.

Список литературы:

  1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
  2. Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
  3. Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
  4. Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
  5. Левицкая Ю.В. ИКТ на уроках страноведения // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №6, с.9–12.
  6. Носенко О.В., Белоус У.П. Обучающие программы для общеобразовательных школ. Новые мультимедиа приложения к УМК из Федерального перечня учебников  // Английский язык. 2009,.№1,.с.68–73.
  7. Серегина В.В. Использование информационных технологий на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №5, с.13–15.
  8. Белкова М.М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка // Английский язык. 2009,.№2,.с.48–51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

"Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...

Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...

Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Презентация "Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка".

Презентация о влияние песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц на формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....