Праздник «Я люблю свой родной язык».
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Праздник «Я люблю свой родной язык».
Составитель – Соломенцева Н.Ю.
Да будет же честь и слава
нашему языку.
Н.М.Карамзин
1. Эпиграф к нашему празднику мы взяли слова Н.М.Карамзина., слова человека, увековечившего свое имя литературными и историческими трудами. Эти слова имеют продолжение: «…который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»
Сегодня никому не нужно долго и упорно говорить о том, как важно хорошо знать свой язык, что вообще значит язык для человека. Язык – это огромный мир слов, который открывает нам окружающую жизнь. С помощью слов мы можем в нашем воображении представить разные картины. Через язык человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. Нам, потомкам великих русских поэтов, писателей, во все времена прославлявших величие и красоту русского языка, предстоит не только как можно лучше узнать свой родной язык, научиться красиво говорить и писать, но и бороться за чистоту русского языка.
Кто не знает прекрасных тургеневских строк:
1-й ведущий: «Во дни сомнений»
2-й ведущий: И у Тургенева мы читаем: «Берегите наш язык, наш прекрасный…»
Учитель: Есть множество высказываний о русском языке, многие из них вы услышите сегодня, но не сказать о следующем невозможно: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким в неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие шпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.» - так писал о русском языке великий М.В.Ломоносов.
- Сколько еще прекрасных слов сказано о русском языке.
1-й чтец: Русский язык в умелых руках и опытных устах…(Куприн)
2-й чтец: Нам дан во владение…(Паустовский)
3-й чтец: Язык наш сладок…(А.Сумароков)
4-й чтец: С русским языком можно творить чудеса …(Паустовский)
5-й чтец: Перед вами громада русский язык…. (Гоголь)
1-й ведущий: Это далеко не весь букет высказываний о русском языке. К призыву о бережном отношении к языку Тургенева присоединяется голос поэта Владимира Луговского:
2-й ведущий: Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его …
Учитель: И первым вопросом – заданием нашей викторины станет следующий:
- Какие высказывания о русском языке, включая уже прозвучавшие, вы знаете? Это домашнее задание (каждая команда по очереди называет по 1 высказыванию – кто больше)
Система оценок – 1 высказывание – 1 балл.
Второе задание для обеих команд – практическое. От каждой команды необходимо выбрать по одному человеку. Задание будет названо тогда, когда представители команд выйдут на сцену.
- Нельзя, чтоб тот себя письмом - Русский язык неисчерпаемо
прославил, кто грамматических богат и все обогащается с
не знает правил. быстротой поражающей.
Кто быстрее письменно выполнит морфологический разбор. (5 б.)
1-й ведущий: всем известно, что «грамоте учиться – всегда пригодиться», «если хочешь назвать истину, начинай с азбуки» - так гласят русские народные пословицы.
2-й ведущий: Грамота – от греческого…….. - «чтение и письмо»,
формы множественного числа от ………….. – «буква, запись» -
это учение читать и писать.
1-й ведущий: Все когда-нибудь осваивают науку чтения и письма. Да вот только наука хорошего почерка дается не всем.
2-й ведущий: В каждом классе есть немного учеников, читать работы которых нужно с «переводчиком».
Чтец-автор: Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
1-й: - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
2-й: - Нет, не могу, нога болит. Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
1-й: - Да разве пишешь ты ногой?
2-й: - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год.
Но без меня мое письмо
Никто не разберет.
Учитель: И следующий наш конкурс (по одному участнику от каждой команды) называется «Знаешь ли ты пословицы об учении, грамоте, языке». По очереди я каждому называю первую часть пословицы, вы должны ее закончить на доске красивым почерком. (1 пословица – 1 балл). По 5 штук каждой команде.
- Сперва аз да буки…(а потом 1. Азбуку учат…(во всю
другие науки). избу кричат).
- Красна птица перьем … (а человек- 2. Знания никому…(не в
ученьем). тягость).
- Яйца курицу… (не учат). 3. С грамотой вскачь…
- Знания не кошель…(за плечами (а без грамоты хоть плачь).
не носить). 4. От умного научишься…
5. За ученого… (2-ух неученых дают). (от глупого разучишься).
5. Перо пишет…(а ум водит).
1-й ведущий: Знаете ли вы как на Руси грамоте учили? Послушаете и возрадуйтесь, что прошли те времена. Представьте: Древнерусская школа. Длинный стол, лавка, на стенке полка с книгами и обязательно плетка. На лавках – ученики – дети простых людей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок.
2-й ведущий: Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов в 7 утра и продолжались до самого вечера (с 2-ух часовым перерывом на обед). Каждую букву учили по ее названию.
Учитель: Этот конкурс состоит из трех частей.
- Можете ли вы назвать хотя бы несколько букв из славянской азбуки?
(1 буква-1 балл). – А – аз, Б – буки, В – веди (знаю), Г – глаголь (говорить), Д – добро, Е – есть, Ж – живот (жизнь), З – земля, Л – люди, М – маслить, Н – ноги, О –он, П – покой, и т.д.
2) В каком прочитанном вами произведении один из героев учит другого азбуке (название, автор).
3) Знакомы ли вам герои этого произведения?
Правдин: - Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: - Много. Существительно да прилагательно…
Правдин: - Дверь – какое имя: прилагательное или существительное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не навешена – так она покамест существительна.
Стародум: - Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведемо.
Простакова: - Что, каково, мой братишка?
Правдин: - Нельзя лучше. В грамматике он силен.
(1 балл – автор и название, 1 балл – герои диалога).
Учитель: Велик и могуч русский язык. Эти мощь и величие достаются разными языковыми средствами. Все мы в большей или в меньшей
- приглашаю по одному участнику от команды: (на доске заранее записано начало, участники сами выбирают сторону доски).
Без…. В голове Семи пядей…………
И в ус ……… Как сыр в масле……
Мерить на свой ….. Не кривить………….
1 ответ – 1 балл
Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам рубрику «Это интересно».
1-й ведущий: например, знаете ли вы, какое значение имело слово пароход во времена Пушкина?
- Во времена Пушкина слово пароход обозначало «паровоз». Известный композитор М.Глинка написал музыку к стихам Н.В.Кукольника:
Дым столбом стоит, дымится пароход
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
С точки зрения этимологии подобное употребление слова пароход было вполне естественным: ведь паровоз тоже «паром ходит».
2-й ведущий: Да, правильно говорят: «Век живи – век учись». Если бы мы жили в веке этак 18-м! не жизнь бы была, а малина! Ну, например, вы все знаете как пишется слово «спектакль». (заранее написано на доске).
А в памятниках письменности с 1750 года слово писалось – спектакуль., спектакль, спектакель! Форма спектакуль быстро исчезает: в 70-х годах 18 века она уже не встречается. Зато формы спектакль и спектакель употребляются параллельно до конца 18 века. Это объясняется различными театральными влияниями, которые оставили свой след в театральной терминологии. Форма спектакуль – из латинского ………спектакль – из французского…..а форма спектакель – и спектаколь – заимствованы из немецкого языка. Победило французское влияние.
1-й ведущий: Так что если у кого-то из вас появится желание написать это слово в латинском или немецком влиянии 18 века, то спокойной пишите: спектакуль, спектакель, спектаколь. Правда, при этом, заранее поинтересуйтесь у вашего учителя русского языка знаком ли он с французским и латинским языками.
Учитель: Жюри уже готово объявит результаты, но я думаю, что главное сегодня не баллы, а то, что сегодня вы узнали и что-то новое для себя, и та атмосфера доброжелательности, юмора, которые царили в этом зале.
Перед решающим словом жюри я еще раз хочу обратить ваше внимание на такие слова: «Для всего в русском языке есть множество хороших слов».
1-й ведущий: Язык – это история народа. А.Куприн
2-й ведущий: Нужно любить и непрерывно изучать русский язык. Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. К.Паустовский
Чтец: Когда еще за школьной партой
Взгляд отрывая от страниц
Мне мир казался пестрой картой
Ожившей картой – без границ
В воображении вставали
Земель далеких чудеса
Шел к ним, в синеющие дали
Мой бриг, поднявший паруса
Дышал я в пальмах вечным маем
На океанских островах
Жил в легкой хижине с Маклаем
Бродил с Арсеньевым в горах
И выла буря в 8 баллов
В туманах северных широт,
Когда со мной Валерий Чкалов
Вел через тучи самолет…
Но что чудес искать далеко?
Где мир, раскинутый широко,
Построен нами и для нас!
Смотри над нашими трудами
Взошла бессмертная звезда,
Моря сдружили мы с морями,
В пустынях ставим города
Земли умножилось убранство
Чтоб вся она была как сад
И в межпланетное пространство
Земные спутники летят
Да, вправе мы сказать о чуде
Что завоевано борьбой:
Его творят простые люди
Такие же, как мы с тобой (В.Рождественский)
Учитель: Завершить наш праздник хочется словами замечательного русского поэта П.А.Вяземского:
«Слово дано от Бога человеку на благо с тем, чтобы люди друг друга разумели и вследствие этого друг другу сочувствовали и помогали. Слово д/б орудием мира и братского дружелюбия между народами и правительствами. Горе тем, которые употребляют этот дар во зло и обращают его в орудие вражды, ненависти, зависимости и междоусобий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК «ТЫ НАШ ДРУГ, РОДНОЙ ЯЗЫК
Aормировать у учащихся интерес к русскому языку, расширять и углублять знания, повышать активность....
Образовательная программа "Люби и знай свой родной язык"
Программа дополнительного образования по русскому языку на 2 года для детей 11-12 лет...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов "Я люблю свой родной язык"
В материале представлена разработка и презентация....
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
Я люблю свой родной язык.
В гостиной проводится параллель между природой, языком и характером народа той или иной нации: русских, татар, прибалтов, киргизов и т.д....
Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, родной язык!»
Мероприятие направлено на воспитание интереса к русскому языку, любви к родному слову, красоте русской речи...