Разработка урока русского языка в 5 классе. Развитие речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Карбаинова Наталья Николаевна

Разработка урока русского языка в 5 классе. Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_sneg.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

5-й класс. Русский язык. Урок развития речи. «Первый снег».

Оборудование: листы бумаги, на которых дети будут работать; цветные карандаши, фломастеры; ручки, презентация в Microsoft PowerPoint.

Учащиеся разделены на 4-5 групп по 4 человека в каждой.

Цель  стремиться раскрывать творческий потенциал каждого ученика; развивать ассоциативное мышление детей,  речь.

Задачи:

  1. познавательная: получение новых знаний о мире; о том, как надо создавать творческую работу;
  2. практическая: закреплять навыки создания оригинальных текстов на основе набранного словарного материала; формирование коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций; создать творческую работу, посвящённую апрелю;
  3. развивающая: развивать логическое мышление обучающихся;

4.воспитательная:  воспитывать внимание к слову, интерес к русскому языку, любовь к родной природе.

Основой урока является технология педагогической мастерской, которая предполагает следующие этапы:

Индуктор – задание, которое должно помочь разбудить мысли учащихся.

В результате работы с различными материалами: словами, звуками, природными материалами – в целях накопления слов – создается начальный творческий «продукт», так называемый мини-текст, то есть миниатюра, в достаточной мере отражающая мир подсознания ученика.

Вторая часть мастерской – работа с новой информацией: музыкальным произведением, краткой биографией писателя, критической статьей, текстами произведений и т.п., то есть ученики продолжают набирать словарный материал. Кульминацией творческого процесса является так называемый «разрыв». Это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, явления, образа, отношения. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

После каждого этапа мастерской необходимо предъявить « продукт» всем участникам – это социализация, во время которой учащиеся имеют возможность как высказать свое мнение, так и услышать мнения ровесников.

На основе всего набранного словарного материала создается окончательный текст. Если до этого этапа ученики занимались деконструкцией материала, то есть работали на уровне определенных слов, словосочетаний, ассоциаций, то окончательный текст – это конструкция, проявление каждым учеником в полной мере своего творческого потенциала.

Заключительный, обязательный этап мастерской – рефлексия (самоанализ). Обычно мастер задает вопросы: как работалось? где, на каком этапе было трудно? и т.п. Учащиеся искренне пишут о том, как чувствовали себя, о своих удачах и неудачах, что дала им мастерская. Таким образом, на уроке – мастерской совершается совместное движение учителя и ученика по избранной дороге в накоплении нового жизненного, духовного опыта, получения знаний; попутно атмосфера на занятии способствует раскрытию творческого потенциала личности каждого ученика. А разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

Ход мастерской

I .Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас: сегодня не обычный урок, а урок – творческая мастерская. (Слайд № 1)

Чем мы с вами сегодня будем заниматься? Творить, правильно!

Подпишите свои листы в верхнем правом углу. Послушайте стихотворение Валерия Брюсова

Первый снег

Серебро, огни и блестки, -

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,

Это призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Это мир очарований,

Это мир из серебра!

Ответьте на вопрос: хорошее это стихотворение? Оно вам нравится? Почему? (Индуктор)

II. Работа с текстом

Послушайте сочинение ученика.

 Вот и закончилась осень. Пришла волшебница зима и укрыла всю землю белым пушистым покрывалом.

 Деревья тоже принарядились, надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует на окнах великолепные узоры. А с неба падают снежинки, как маленькие звёздочки. Первый снег! Первый снег блестит как серебро, он переливается под лучами солнца всеми цветами радуги. А когда солнце прячется за тучку, снег становится серовато-голубым. Как много красок на белом!

Учитель: А каждый из вас может так красиво написать про снег?

(Да, каждый).

Учитель: Можно ли это сочинение считать по-настоящему творческой работой?

(Нет, так написать может каждый).

Учитель: Наша цель – создать творческие, яркие, индивидуальные работы. А помогут нам в этом законы мастерской. (Слайд 3).

ЗАКОНЫ МАСТЕРСКОЙ (чтение)

  1. Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.
  2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.
  3. Один говорит – все слушают. Обязательно высказываться, когда просит мастер.
  4. Не задавать вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!
  5. Обязательно записывать то, что понравилось у других. Добирай материал.

Итак, наша мастерская называется «Первый снег». Запишем тему. (Слайд № 4)

Цель нашего урока – создать в конце занятия оригинальный, по-настоящему творческий текст о снеге на основе набранного словарного материала.

III. Творческая работа.

Начинаем творить. Работать будем группами. Когда группа готова, один из вас – организатор - поднимает руку. Отвечать – по очереди: сначала все учащиеся из первой группы - остальные дополняют; затем – из второй – остальные дополняют и т.д.

  1. Нарисуйте за несколько минут снег. Покажите всем свои рисунки, подняв их вверх. Запишите:

Снег.

  1. Вокруг рисунка напишите слова-ассоциации и с рисунком, и со словом снег. Что вы себе представляете, когда слышите слово «снег»? Поделитесь своими находками с другими (социализация, то есть чтение вслух ,– 1 группа).

(падает,  пушистый, летит, хлопья, голубой, укрывает и т.д.)

Остальные ребята дополняют ответ первой группы.

Учитель: Посмотрите на экран.  На слайде слова, которых у вас нет. (Слайд № 4)

  1. Создайте из набранных слов текст №1 стихами или прозой. Помните, что у вас должна получиться миниатюра, то есть небольшой по объёму, но яркий текст.

(Социализация – по решению группы отбираются 1 - 2 текста для чтения вслух.)

  1. Учитель Как только выпадает первый снег, все в природе меняется. (Разрыв). Предлагаю вам   набрать глаголы, отвечающие на вопрос: что делает снег? У вас получатся метафоры и олицетворения.

(Социализация – 2 группа) (укрывает, летит, веселит, наряжает) (Слайд № 5)

  1. Учитель: А теперь найдите краски  снега, выразите своё отношение к нему.

  Для этого ответьте на вопросы: «Какой снег? Какого цветаПомогут вам подобрать красивые, оригинальные определения - эпитеты репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», В.Д. Поленова «Ранний снег», А.А. Пластова «Первый снег», И. Попова «Первый снег».
(Слайд № 6)

(Социализация – 3 группа (Пушистый, белый, нежный, мягкий и т.д.)

Учитель: Итак, посмотрим, что у нас получилось. Доберите словарный материал, то есть запишите те слова, которые вам понравились. (Слайд № 7)


  Что делает снег?

         (Глаголы)

        Какой снег?

        Какого цвета?

(Эпитеты, определения)

сыплется

белый

одевает

серебристый

веселит

пушистый

наряжает

мягкий

падает

нежный

кружится

голубой

укрывает

восхитительный

заметает

великолепный

  1. Ответьте на вопрос: а кто может рассказать о первом снеге? (Социализация – 4 группа (Птицы, земля, небо, воздух, реки, деревья, дороги.) (Слайд № 8)
  2. Учитель: Продолжите начало предложения Выпал первый снег …

(Социализация – по решению группы зачитываются наиболее интересные работы. Учитель: О первом снеге писали и поэты, и вы сегодня попробуете поработать поэтами. Попробуем рифмовать. Подберите слова, созвучные слову «снег». Для этого должны совпадать хотя бы последние 2 звука. Поделитесь ими с другими. (бег,оберег, забег, ночлег, разбег). (Слайд №9)

  1. Учитель: Создайте текст стихами или прозой, стараясь использовать всю набранную лексику. Выберите название вашего произведения. Чтение учащимися созданных текстов вслух.

IV. Рефлексия.

Учитель: А теперь я прошу вас написать о своих впечатлениях о работе в творческой мастерской.

(Рефлексия – отзывы учащихся о том, как им работалось, как они себя чувствовали, какой этап показался трудным, что получилось, что нет, почему и т.д.).

V. Заключение. Я прошу организаторов собрать работы. Спасибо за творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...