Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления по теме "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Использованные приёмы:

-«Мозговой штурм»

-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»

-объединение информации в блоки через сопоставление

Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_svyaz_v_slovosochetanii.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

                           МБ ОУ Байковская ОШ

                          Конспект урока  

 с использованием  технологии критического  

           мышления   через чтение и письмо

                                 по теме:

                «Связь слов в словосочетании»

                              8 класс

                                                               

                                                            Провела:

                                                   учитель русского языка

                                                   Лаврова Т.Д.

                                   

                       

                                   2016г.

Тема. Связь слов в словосочетании.

Цели:  Образовательные:

-распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

-выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

-группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

-анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

    Развивающие:

-развитие навыков монологической речи

-развитие навыков парной и групповой работы

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умение анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности)

   Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использованная технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо

Использованные приёмы:

-«Мозговой штурм»

-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»

-объединение информации в блоки через сопоставление

Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узнал»

                                     Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителяРебята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Вызов

1.»Мозговой штурм»  

Учитель: Что называется словосочетанием?  Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д
  • .

2. Парная работа

Учитель.  А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

3.Проверка работы и одновременное заполнение таблицы «Знаю- хочу знать- узнал»

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

              Знаю

    Хочу знать

    узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

4. Работа в парах

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

IУчитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

5.  Групповая работа (по 3 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
  • По зависимому слову:
    Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в таблицу.

              Знаю

    Хочу знать

    узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 Как называется связь с    зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

III. Стадия осмысления

1. Работа в парах с таблицей « Знаю- хочу знать узнал»

– Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7- И материал на страницах 36–37  и заполните таблицу. Время на выполнение 5 минут.

2. Проверка колонки «Узнал».

              Знаю

    Хочу знать

    Узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 Как называется связь с    зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление- такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного

Согласование- связь, при которой зависимое слово-имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного

Примыкание-связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола

- Как вы думаете, почему так называются связи?

Согласование- так как главное слово и зависимое согласуются вроде, числе, падеже. Управление- Главное слово управляет зависимым, ставя его при себе  нужном падеже. Примыкание- лова примыкаю друг к другу по смыслу, так как одно из них обязательно неизменяемое.

2. Применение правила на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом –существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задаёт вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй ученик проводит такую же работу над вторым блоком. Делает вывод: связь- согласование. Третий работает над третьим блоком. Связь- примыкание.

3. Практическое закрепление знаний

1) Упр. 68 ( Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово и назвать способ связи слов в словосочетании)

2) Работа в парах

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

3. Проверка.

IV. Стадия Рефлексии

1.- Что узнали о способах связи слов в словосочетании.

2.Оцените одним предложение свою собственную деятельность на уроке

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

V.  Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

  1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание на выбор:
  1. упражнение 72.
  2. Составить  15 словосочетаний на тему «Осень за окном», распределив их по способу связи

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....

Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...

Конспект урока с использованием дидактических игр по теме « Деление обыкновенных дробей» (математика 6 класс).

Конспект  урока  с  использованием  дидактических  игр по  теме  « Деление  обыкновенных  дробей» (математика 6  класс).         ...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.

Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....

Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».

Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...