Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления по теме "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: усвоение новых знаний.
Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Использованные приёмы:
-«Мозговой штурм»
-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»
-объединение информации в блоки через сопоставление
Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_svyaz_v_slovosochetanii.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ Байковская ОШ
Конспект урока
с использованием технологии критического
мышления через чтение и письмо
по теме:
«Связь слов в словосочетании»
8 класс
Провела:
учитель русского языка
Лаврова Т.Д.
2016г.
Тема. Связь слов в словосочетании.
Цели: Образовательные:
-распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
-выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
-группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
-анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие:
-развитие навыков монологической речи
-развитие навыков парной и групповой работы
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умение анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности)
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Использованные приёмы:
-«Мозговой штурм»
-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»
-объединение информации в блоки через сопоставление
Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узнал»
Ход урока
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителяРебята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
II. Вызов
1.»Мозговой штурм»
Учитель: Что называется словосочетанием? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
- Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
- Соединение двух и более слов.
- Состоит из главного и зависимого слова.
- Бывают именные, глагольные и наречные.
- Состоит только из самостоятельных частей речи
- Слова, связанные по смыслу и грамматически
- Связь в словосочетании – подчинительная и т.д
- .
2. Парная работа
Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
3.Проверка работы и одновременное заполнение таблицы «Знаю- хочу знать- узнал»
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Знаю | Хочу знать | узнал |
|
4. Работа в парах
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
- Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
- Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
- В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
- Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
IУчитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
5. Групповая работа (по 3 человека).
Учитель:
– Сколько блоков вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
- По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. - По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком?
Ученики:
- Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
- Объединение по зависимому слову незнакомо.
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в таблицу.
Знаю | Хочу знать | узнал |
| Как называется связь с зависимым словом – существительным? Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Как называется связь с зависимым словом – наречием? |
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: Типы связи слов в словосочетании.
III. Стадия осмысления
1. Работа в парах с таблицей « Знаю- хочу знать узнал»
– Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7- И материал на страницах 36–37 и заполните таблицу. Время на выполнение 5 минут.
2. Проверка колонки «Узнал».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
| Как называется связь с зависимым словом – существительным? Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Как называется связь с зависимым словом – наречием? | Управление- такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного Согласование- связь, при которой зависимое слово-имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного Примыкание-связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола |
- Как вы думаете, почему так называются связи?
Согласование- так как главное слово и зависимое согласуются вроде, числе, падеже. Управление- Главное слово управляет зависимым, ставя его при себе нужном падеже. Примыкание- лова примыкаю друг к другу по смыслу, так как одно из них обязательно неизменяемое.
2. Применение правила на практике.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом –существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задаёт вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй ученик проводит такую же работу над вторым блоком. Делает вывод: связь- согласование. Третий работает над третьим блоком. Связь- примыкание.
3. Практическое закрепление знаний
1) Упр. 68 ( Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово и назвать способ связи слов в словосочетании)
2) Работа в парах
Задание 1.
- Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Задание 2.
- Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Задание 3.
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
3. Проверка.
IV. Стадия Рефлексии
1.- Что узнали о способах связи слов в словосочетании.
2.Оцените одним предложение свою собственную деятельность на уроке
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
- Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
- Выполнить задание на выбор:
- упражнение 72.
- Составить 15 словосочетаний на тему «Осень за окном», распределив их по способу связи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....
Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...
Конспект урока с использованием дидактических игр по теме « Деление обыкновенных дробей» (математика 6 класс).
Конспект урока с использованием дидактических игр по теме « Деление обыкновенных дробей» (математика 6 класс). ...
Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.
Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....
Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.
Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....
Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».
Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...