Конспект урока с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Это конспект урока по технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_no3._konspekt_uroka.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.
О технологии.
Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в педагогике целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения. В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо происходит обучение обобщённым знаниям и умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию. В технологии КМ выделяют три стадии:
- Стадия вызова.
- Стадия осмысления новой информации.
- Стадия рефлексии.
Урок литературы. 10 класс.
Тема «Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»
Учебник под ред. В. Я Коровиной.
Урок №1.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- -совершенствование у обучающихся навыков сопоставительного анализа с целью выявления авторского отношения к героям;
- - развитие исследовательских навыков учащихся, развитие монологической речи с использованием оценочной лексики;
- - осознание вечных жизненных ценностей: мира, чести, любви.
- -развитие умений работать самостоятельно;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе.
Оборудование:
Электронная презентация «Герои романа
Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»
Вопросы, обсуждаемые на уроке:
- Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?
- В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?
- Как ведут себя герои на войне 1805 года?
- Как изменились герои романа после войны 1805 года?
Ход урока:
I. Ход урока.
1.Стадия погружения (вызова). Чтение отрывков из VI-VIIIглав романа ( 2 часть). Толстой описывает первые бои.
Фронтальная беседа.
- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке? (1 слайд)
- Важна ли эта тема? Почему?
- Постараемся понять, каково отношение героев романа к войне 1805 года? Ради чего она ведётся? Почему ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны?
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Коммуникативные- воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. | Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
- Что думают о войне герои романа? Составление схемы-кластера. Работа в группах.( Слайд 5-9).
Задача каждой группы рассказать о герое по предложенным параметрам, выписать необходимые цитаты.
- Почему идёт на войну? Что думает о войне? Как относится к Наполеону?
2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут
задавать вопросы. В ходе анализа текста происходит смена слайдов(6-9).
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Информационные- поиск и выделение необходимой информации в разных формах ( таблица) Знаково- символические – использовать модели и схемы для решения задачи. Регулятивные- оценивать результаты деятельности ( своей, чужой) | Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
II.Стадия осмысления новой информации (методический прием -инсерт). 1.Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней? (слайд 10-17)
-Какие изменения происходят с князем Андреем на войне 1805 года? (кластер) ( слайд 18-20)
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Познавательные - применять схемы для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные – выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. | Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
2.Анализ эпизода « Шенграбенское сражение».
- Работа по слайду 22. Учащимся предлагается выбрать героя и подготовить ответ на вопрос.
а) Николай Ростов во время Шенграбенского сражения. (слайд 23-27). Запись выводов в тетрадь.
б) Князь Андрей во время Шенграбенского сражения. ( слайд 28-30). Запись выводов в тетрадь.
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Информационные- поиск и выделение необходимой информации в тексте. Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания, « удерживать» логику повествования | Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
в) « На батарее Тушина» ( слайд 31-33). (Учащиеся, которые ранее представляли этих героев, активно включаются в обсуждение).
3.Обощение.
-Что увлекает Толстого при изображении человека на войне?
-В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?
- Как изменились герои романа после войны 1805 года? ( Учащимя предлагается заполнить « рыбный скелет» по предлагаемым вопросам. ( Прием «Фишбоун» голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть вопроса).
III.Рефлексия. Ваши впечатления об уроке?
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной ( неуспешной) деятельности. Коммуникативные – строить монологическое высказывание. |
IV. Домашнее задание.
Подготовить схему-черновик сочинения на одну из тем.
-Герои романа «Война и мир» в поисках смысла жизни (об одном из героев.)
-Я читал роман «Война и мир»...
-Война глазами Л.Н.Толстого.
Итак, на уроке была использована технология развития критического мышления через чтение и письмо, а именно:
-созданы условия для творческой самореализации учащихся;
-использованы различные приёмы данной технологии ;
- организована работа по осмыслению и анализу новой информации.
На уроке целесообразно составлена система заданий, способствующих развитию критического мышления; организована как групповая , так и индивидуальная работа, прослушивание устных ответов товарищей, зачитывание письменных суждений, выводов.
Причины победы при Шенграбене
Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"
Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы
В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...
Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...
Мастер – класс « Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в рамках преемственности начальной и основной школы»
Мастер - класс из опыта работы в рамках преемственности начальной и основной школы...
Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....