Конспект урока с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

глухова татьяна ивановна

 Это конспект урока по технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_no3._konspekt_uroka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.

  О технологии.

Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в  педагогике  целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения. В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо  происходит обучение обобщённым знаниям и умениям, навыкам и способам мышления;  появляется возможность объединения отдельных дисциплин;  создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;  формируется направленность на самореализацию. В технологии КМ выделяют три стадии:

  1.    Стадия вызова.
  2.    Стадия осмысления новой информации.
  3.    Стадия рефлексии.       

                                   Урок литературы. 10 класс.

 

 Тема «Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года» 

Учебник под ред. В. Я Коровиной.

Урок №1.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • -совершенствование у обучающихся навыков сопоставительного анализа с целью выявления авторского отношения к героям;
  • - развитие исследовательских навыков учащихся, развитие монологической речи с использованием оценочной лексики;
  • - осознание  вечных жизненных ценностей: мира, чести, любви.
  • -развитие умений работать самостоятельно;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе.

Оборудование:

Электронная презентация «Герои романа
Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»

Вопросы, обсуждаемые на уроке:

  1. Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?
  2. В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?
  3.  Как ведут себя герои на войне 1805 года?
  4. Как изменились герои романа после войны 1805 года?

                                                         Ход урока:

I. Ход урока.

1.Стадия погружения (вызова).  Чтение отрывков из VI-VIIIглав романа ( 2 часть). Толстой  описывает первые бои.

Фронтальная беседа.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке? (1 слайд)

- Важна ли эта тема? Почему?

- Постараемся понять, каково отношение героев романа к войне 1805 года? Ради чего она ведётся? Почему  ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны?

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Коммуникативные- воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

- Что думают о войне герои романа? Составление схемы-кластера. Работа в группах.( Слайд 5-9).

Задача каждой группы рассказать о герое по предложенным параметрам, выписать необходимые цитаты.

- Почему идёт на войну? Что думает о войне? Как относится к Наполеону?

2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут

задавать вопросы. В ходе анализа текста происходит смена слайдов(6-9).

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Информационные- поиск и выделение необходимой информации в разных формах ( таблица)

 Знаково- символические – использовать модели и схемы для решения задачи.

Регулятивные- оценивать результаты деятельности ( своей, чужой)

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

II.Стадия осмысления новой информации (методический  прием -инсерт).  1.Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней? (слайд 10-17)

-Какие изменения происходят с  князем Андреем  на войне 1805 года? (кластер) ( слайд 18-20)

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Познавательные - применять  схемы для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

 Коммуникативные – выбирать вид  пересказа в соответствии с поставленной целью.

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

2.Анализ эпизода « Шенграбенское сражение».

- Работа по слайду 22. Учащимся предлагается  выбрать героя и подготовить  ответ на вопрос.

а) Николай Ростов во время Шенграбенского сражения. (слайд 23-27). Запись выводов в тетрадь.

б) Князь Андрей во время Шенграбенского сражения. ( слайд 28-30). Запись выводов в тетрадь.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Информационные- поиск и выделение необходимой информации в тексте.

 Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания, « удерживать» логику повествования

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

в)   « На батарее Тушина» ( слайд 31-33). (Учащиеся,  которые ранее представляли этих героев, активно включаются в обсуждение).

3.Обощение.

-Что увлекает Толстого при изображении человека на войне?  

-В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?

- Как изменились герои романа после войны 1805 года? ( Учащимя предлагается заполнить « рыбный скелет» по предлагаемым вопросам. ( Прием «Фишбоун»  голова - вопрос темы,  верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть вопроса).

 

   

   

 III.Рефлексия.  Ваши впечатления об уроке?

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Регулятивные – анализировать  эмоциональное состояние, полученное от  успешной ( неуспешной) деятельности.

 Коммуникативные – строить монологическое высказывание.

IV. Домашнее задание.

Подготовить схему-черновик сочинения на одну из тем.

-Герои романа «Война и мир» в поисках смысла жизни (об одном из героев.)

-Я читал роман «Война и мир»...

-Война глазами Л.Н.Толстого.


Итак, на уроке была использована технология развития критического мышления через чтение и письмо, а именно:


-созданы условия для  творческой самореализации учащихся;


-использованы различные приёмы данной технологии ;


- организована работа по  осмыслению и анализу новой информации.


 На уроке целесообразно составлена система заданий, способствующих  развитию критического мышления;  организована как групповая , так и индивидуальная работа, прослушивание  устных ответов товарищей, зачитывание письменных суждений, выводов.


                                 

Причины победы при Шенграбене

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования....