Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Тайбинской Т.В.)

    Как уст румяных без  улыбки,

Без грамматической ошибки

Я  русской речи не люблю…

         А.С. Пушкин « Евгений Онегин»

« Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, тем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»,- писал Н.С. Рождественский

Как и многих учителей меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение « видеть» орфограммы.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, учащиеся должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что  в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Считаю, что огромную роль в формировании орфографической грамотности  , наряду с другими видами и формами учебной деятельности ,играет организация работы над ошибками. Нужно строить работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.

Уже в 5 –ом классе учащимся предлагаю  памятку

КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ:

1 Выписать слово с орфографической ошибкой. Графически выделить орфограмму и кратко объяснить её письменно.

2 Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.

3Обязательно придумать и записать свои собственные предложения с этим  словом. Орфограмма в слове выделяется графически.

Применяя эту памятку, при работе над ошибкой ученик совершает несколько мыслительных операций, что позволяет ему прочно восполнить пробел в знаниях. Одновременно происходит и развитие речи учащихся, так как надо требовать, чтобы придуманные учащимися предложения были образными, различными  по синтаксическим конструкциям.

Чтоб и сильные,и особенно слабые ученики могли успешно выполнить работу над ошибками по данной памятке, при проверке диагностической работы ,контрольного диктанта, сочинения или изложения надо не просто подчеркнуть ошибку, но вместе с её условным обозначением вынести на поля работы номер орфограммы, указать, учебник какого класса  надо использовать при работе над ней.

К 9-му классу не у всех учащихся имеются учебники за предыдущие годы обучения. Если работа над ошибками проводится на уроке, сложно эти книги иметь на парте, много времени уходит на поиски нужной страницы с правилом.

 Из данной ситуации  я нашла очень простой выход: из старых учебников  сделаны карточки, на которых находится само правило и простейшее упражнение на его закрепление. Вкладываю эти карточки в тетради учеников, чтобы они смогли справиться  с работой над ошибками самостоятельно, без помощи учителя.

 Сильным учащимся предлагаются дополнительные карточки для домашней работы из « Дидактического материала»( к каждому учебнику разработан специалистами такой материал).Это позволяет им не только ликвидировать пробелы в знаниях ,но и сделать их глубокими, прочными.

На первый взгляд, вышеизложенная система работы над ошибками очень проста и доступна. Это, действительно. так, если иметь ввиду её теоретическую сторону. Сложность заключается в том, что в её применение надо вложить много систематического труда. В первые годы работы приходилось огромное время тратить на ведение тетрадей, в которых фиксировались ошибки учеников и номера карточек, выполненных ими на закрепление орфограмм .Но после того как доступ к Интернету стал свободным и  появилась неограниченная возможность пользоваться информационными ресурсами и технологиями, я создала   общую  электронную диагностическую карту на весь класс, где отражены пробелы в знаниях каждого ученика, и необходимость в описанных выше тетрадях отпала. Благодаря диагностической карте ,чтобы качественно подготовить урок работы над ошибками, стало требоваться в два раза меньше времени.

Хочется поделиться ещё одним эффективно зарекомендовавшим себя на практике вариантом работы над ошибками. Этот опыт касается ,в первую очередь, профилактики  ошибок в коррекционных классах, в

которых мне приходится  работать не один год. Если перефразировать известное выражение, то оно будет звучать следующим образом: « Ошибку легче предупредить, чем исправить» .В этом высказывании есть смысл.

 Для предупреждения ошибок использую следующие виды упражнений( они. кстати, могут быть использованы и в  классах с неоднородным  контингентом учащихся):

- соотнесение орфограммы с определённым правилом;

-звуковой анализ слова;

-чёткое проговаривание слов;

-составление слов из разрезной азбуки;

-использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;

-написание предупредительных диктантов(слуховой. зрительный, письмо по памяти,комментированное письмо);

-соблюдение орфографического режима(порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к  наглядности) и гигиенического режима( организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определённый объём работы, чередование труда и отдыха);

-повторение диктуемых слов и предложений учителем;

-чёткое или распевное проговаривание слов учителем;

-осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся. Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

 В заключении хочется отметить, что самое важное в работе над ошибками - добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка

Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Работа над ошибками на уроках русского языка

Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над  ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их це...

Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)

Предлагаю ещё два варианта работы над ошибками на уроках русского языка: работа учащихся в группах, одна - по итогам контрольного диктанта, другая - по результатам словарных диктантов....

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"

Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"...