Работа над ошибками на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их целостности, от тех методических средств, которые использует учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oshibkami_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 30.33 КБ |
diagnosticheskaya_karta.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками на уроках русского языка.
Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их целостности, от тех методических средств, которые использует учитель.
Как же я провожу уроки работы над ошибками?
Работа над ошибками в обучающих упражнениях. Получив рабочую тетрадь, ученик начинает выполнение домашнего задания с работы над ошибками; он работает над теми словами и выражениями, в которых допустил ошибки. И только после этого приступает к выполнению домашнего упражнения.
Учитель же, выбрав слова и выражения с орфографическими и пунктуационными ошибками, встретившимися у многих учащихся на ранее изученные и изучаемые в данный момент правила, использует их в качестве дидактического материала в «Словарной диктовке» и в «Синтаксической пятиминутке» на следующем уроке.
Таким образом, некоторые слова и синтаксические конструкции прорабатываются учащимися дважды: дома – самостоятельно и в классе – под руководством учителя.
Работу над орфографическими и пунктуационными ошибками в контрольных диктантах проводим на специальном уроке.
К содержанию и форме данного урока пришла не сразу. Ещё в начале своей работы в школе проводила работу над ошибками (как и многие мои коллеги) по схеме:
Пишу правильно Проверяю Другие примеры
Но, откровенно говоря, такая работа мне не нравилась. В ней, на мой взгляд, не было ни чёткости, ни слаженности. Я задавалась вопросом: Как же организовать хорошую, эффективную работу над ошибками? И в этом мне помогла «орфограмма».
А ведь действительно, любое упражнение учебника связано с орфограммой: найти орфограмму, обозначить орфограмму, определить орфограмму, указать условия выбора орфограммы, сгруппировать слова по наличию в них тех или иных орфограмм, подобрать слова на изучаемую орфограмму… и т.д. и т. п.
Так с 5 класса мы работаем с орфограммами. Почему же работу над ошибками не объединить вокруг этого понятия?
И уже позже, после проверки контрольного диктанта, к работе над ошибками стала готовиться следующим образом: выписываю все ошибки, допущенные мои учениками, затем систематизирую их по орфограммам (не забывая притом указать, кто из учащихся допустил ошибку на то или иное правило).
Вот как у меня в конспекте выглядит работа над ошибками:
Орф. №1: неослабева́ющий (Зотова, Москаленко);
рождённый (Котелевец);
вы́мысла (Афанасьев, Лапкина, Петрущенкова)
Орф. №2: фанта́зия (Казаков, Корупаев).
Орф. №7: в ней (Афанасьев)
сказать вначале (Гусарова, Корупаев, Афанасьев, Ерычева, Хаматханова, Габа, Киселёв, Разоренова, Червинская, Петрущенкова).
Орф.№10: воображение (Петрущенкова)
Орф.№11: рассчитанном (Казаков, Габа, Затиев, Червинская, Хлудеева).
Орф.№17: не помышлял о создании (Петрущенкова);
рассказ о путешествии (Афанасьев);
история о плавании (Зотова, Корупаев).
Орф.№21: не помышлял (Лапина, Киселёв).
Орф.№48: ослабевающий (Зотова, Киселёв, Дьякова, Хаматхатханова, Лапкина, Габа, Шмелева).
Орф.№53: карта раскрашена (Хлудеева, Дьякова).
и т.д.
Пункт.№6: Изгибы берега, придуманного им острова, увлекли воображение Стивенсона. (Зотова, Котелевец, Афанасьев, Червинская, Разоренова)
и т.д.
На уроке, сообщив результаты контрольного диктанта, приступаем к работе над ошибками. От этой работы освобождаются (в качестве поощрения) те учащиеся, которые получили за диктант «5». Но и они, тем не менее, заняты делом: помогают мне, помогают ребятам.
Мы выполняем работу над ошибками с распечатками орфограмм. Объявляю, с какой орфограммы мы начинаем работу. Один из ребят, получивший «пятёрку» за диктант, пишет на доске, другой – зачитывает вслух название орфограммы по распечатке. А я направляю: «Андрей, найди у себя в диктанте на это правило слово, неправильно тобой написанное». И ученик, допустивший ошибку, называет слово, объясняет его. А затем следующее слово, следующая орфограмма, следующий ученик. Порой ребята сами, без моей указки, называют и объясняют свои ошибки, а когда молчат, сомневаются, их направляю я, называя фамилии, которые у меня записаны.
И получается, что на уроке задействованы все: отличники, поочередно у доски чётко и уверенно обозначают, выделяют орфограммы и пунктограммы; ребята, допустившие ошибки, работают в своих тетрадях, находят ошибки, комментируя и объясняя их, сверяя свои записи с работой на доске. Следует отметить, что мы отрабатываем и объясняем ошибки всех учащихся.
Моих учеников всегда радует такая фраза: «А вот на эту орфограмму ( или пунктограмму) никто не сделал ошибки. Молодцы!».
И такие орфограммы мы пропускаем, работаем дальше. В итоге работа над ошибками получается активной, чёткой, слаженной.
Вот как в тетрадях учеников выглядит эта работа.
Работа над ошибками.
Орф.№1: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок.
Орф.№2: фанта́зия.
Орф.№7: в ней (пр. и мест.), сказать вначале (нар.), но: в начале книги (пр. с сущ.).
Орф.№8: сокровищ ( мн.ч., Р. п.).
Орф.№10: воображение.
Орф.№11: рассчитанном, рассказ.
Орф.№17: не помышлял (о чём?) о создании (П. п. на – ие), рассказ (о чём?) о путешествии (П. п. на – ие), история (о чём?) о плавании (П. п. на – ие).
Орф.№19: земли (какой?) затерянной – ж.р., Р.п.; Стивенсон ( какой?) очарованный – м.р.,И.п.; книги ( какой?) будущей – ж.р., Р.п.; по острову (какому?) рождённому – м.р., Д.п.; вниманием ( каким?) неослабевающим – ср.р., Т.п.
Орф.№21: не помышлял (гл.).
Орф.№48: ослабевающий – ослабевать – ослабею (нет – ыва, - ива).
Орф.№52: рождённый фантазией, нанесённый, затерянный.
Орф.№53: карта (что сделана?) раскрашена (кр.прич.)
прич. обор.
Пункт.№6: Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона.
прич. обор. прич. обор. прич. обор.
Стивенсон, lоказавшийся во власти вымыслаl, lочарованный бухточкамиl, lнанесенными им на картеl, написал их названия.
Работу над ошибками в тетрадях я обязательно проверяю, оцениваю, а оценку вывожу в журнал.
Помимо этого, на каждого учащегося заполняю диагностическую карту по итогам контрольного диктанта, которая отражает пробелы в знаниях учащихся (см. «Приложение»). Это помогает целенаправленно спланировать индивидуальную работу с учащимися, скорректировать уроки повторения. Кроме того, анализ последующих работ и сравнение их результатов позволяет проследить, есть ли продвижение у ученика в ликвидации тех пробелов, которые были зафиксированы в начале учебного года. И потом, у родителей всегда есть возможность дополнительно поработать с детьми над той темой, которая у них «западает». (Я к этому их всегда призываю.)
Подобная карта учета у нас есть и по тестам.
После того, как мы научились «видеть» орфограммы и пунктограммы, грамотно их обозначать и объяснять (как правило, в течение двух лет, в 5-ом и 6-ом классах ), работы над ошибками, начиная с седьмого, проводим индивидуальные. В таких работах ученику самому приходится сгруппировать ошибки по наличию той или иной орфограммы (пунктограммы), обозначить их, объяснить. И опять эта работа оценивается, а оценка идет в журнал.
Предварительный просмотр:
№п/п | ОрфограммыПунктограммы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Проверяемые безударные гласные и согласные в корне | ||||||||
2 | Непроверяемые безударные гласные и согласные в корне | ||||||||
3 | Буквы И, А, У после шипящих | ||||||||
4 | Разделительные Ь и Ъ | ||||||||
5 | Разделительное написание предлогов с др.словами | ||||||||
6 | Употребл-е и неупотребл-е Ь на конце шипящих | ||||||||
7 | Употребл-е и неупотребл-е Ь для обозначения мягкости согл-х | ||||||||
8 | Гласные и согласн. В приставках; З и С на конце приставок | ||||||||
9 | Буквы О-А в корнях с чередованием | ||||||||
10 | Буквы О-Е после шипящих в корне слова | ||||||||
11 | Буквы Ы-И после Ц | ||||||||
12 | Большая буква и кавычки в именах собственных | ||||||||
13 | Соединит .гласн. в сложн. словах | ||||||||
14 | Буквы Е_И в падежных окончаниях имен сущ-х | ||||||||
15 | Буквы О-Е после шипящих и Ц в окон. И суфф. существ. И прилаг. | ||||||||
16 | Безударные гласные в окончаниях прилаг-х и причастий | ||||||||
17 | НЕ с глаголами и деепричастиями | ||||||||
18 | -ться, -тся в глаголах | ||||||||
19 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | ||||||||
20 | Правописание окончаний глаг. 1 и 2 спр | ||||||||
21 | Гласные в приставках пре-, при- | ||||||||
22 | НЕ с сущ-ми, прил-ми, причастиями, наречиями | ||||||||
23 | Суффикс –чик-, (-щик-) | ||||||||
24 | Гласные в суфф. Существительных –ек- и –ик- | ||||||||
25 | -Н- и –НН- в суфф. прил., прич., отглаг. Прил., наречий | ||||||||
26 | Правописание числительных | ||||||||
27 | НЕ и НИ в местоимениях и наречиях | ||||||||
28 | Гласные в суфф. прил. Глаголов –ова-(-ева-); –ива- (-ыва-) | ||||||||
29 | Гласные в суфф. действит. и страдат. причаст. настоящего времени | ||||||||
30 | Гласные перед -Н- и –НН- в страдат. прич. и отглагольн. прил-х | ||||||||
31 | Слитное, раздельное, написание через дефис наречий | ||||||||
32 | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | ||||||||
33 | Ь после шипящих на конце наречий | ||||||||
34 | О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- | ||||||||
35 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||||||||
36 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | ||||||||
1 | Запятая между однородными членами | ||||||||
2 | Запятая между частями сложного предложения | ||||||||
3 | Запятая при обращен. и при междомет. | ||||||||
4 | Знаки преп. при прямой речи и диалог | ||||||||
5 | Запятая при причастном обороте | ||||||||
6 | Запятая при дееприч. обороте и одиночном деепричастие | ||||||||
7 | Тире между подлеж. и сказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка
Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...
Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости
В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
статья...
Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)
Предлагаю ещё два варианта работы над ошибками на уроках русского языка: работа учащихся в группах, одна - по итогам контрольного диктанта, другая - по результатам словарных диктантов....
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Работа над ошибками на уроках русского языка
Работа над ошибками должна нацелить ребят на серьёзный подход к недостаткам в своей работе. Конечно, оценки уже получены, исправить ничего нельзя, но попытаться понять, почему их допустили ребята и ка...