Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)
методическая разработка по русскому языку по теме

Предлагаю ещё два варианта работы над ошибками на уроках русского языка: работа учащихся в группах, одна - по итогам контрольного диктанта, другая - по результатам словарных диктантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_oshibkami_na_urokah_russkogo_yazykach.2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)

Предлагаю ещё один вид работы над ошибками.

   На отдельный лист бумаги в столбик выписываю слова из контрольного диктанта с орфографической ошибкой, которую допустили ученики. Затем – предложения с неверной постановкой знаков препинания (точно так, как ребята написали у себя в диктанте). Готовлю 6-7 экземпляров этой работы.

   Класс делю на группы по 4-5 человек с разным уровнем подготовки. Обязательно в ней есть лидер, организатор работы группы. Это, как правило, ребята, которые получили «5» за диктант.

   У учащихся задача: исправить и объяснить ошибки, сгруппировать и разделить их по орфограммам, грамотно записать и обозначить (задача знакомая, именно так мы и работаем с орфограммами). Единственная трудность – работа над ошибками самостоятельная, без руководства учителя. Кроме того, под руководством командира группы надлежит составить «экспертное заключение», где  должно быть указано, как работала группа, с какими трудностями столкнулась, на какие орфограммы и пунктограммы следует обратить особое внимание и дополнительно отработать.

   А вот ещё один урок по самостоятельному выявлению пробелов в орфографических навыках учащихся (по результатам словарных диктантов).

   Работа учителя на таком уроке условно делится на три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

  1. После проведения очередного словарного диктанта готовлю два листа с двумя «ученическими» словарными работами, каждый из которых состоит примерно из 20 слов. Обе работы содержат орфографические ошибки, причём, в первой количество ошибок больше, чем во второй. Для удобства слова записаны в столбик под номерами.
  2. Перед учащимися (они работают группами) ставлю задачу: проверить оба словарных диктанта, установить, какие пробелы в знаниях ученика были к моменту написания первого словарного диктанта и какие ему удалось ликвидировать при написании второго. Во время работы дети могут пользоваться нашими распечатками с перечнем и обозначением орфограмм, а результаты наблюдений заносят в следующую таблицу:

Название орфограммы

Номера слов, написанных с ошибками

1-ый диктант

2-ой диктант

    Под руководством командира группы (как и прежде) ученики готовят «экспертное заключение», которое составляют по итогам заполнения таблицы. Заготовка, которую я предлагаю, содержит три незаконченных предложения:

  1. К моменту написания первого словарного диктанта ученик допустил ошибки в словах со следующими орфограммами:

  1. …………
  2. …………
  3. ………...         

  1. К моменту написания второго словарного диктанта ученик усвоил следующие орфограммы:
  1. …………
  2. …………
  3. …………

  1. Но по-прежнему допускает ошибки в словах со следующими    орфограммами:
  1. …………
  2. …………

  Каждый учащийся группы самостоятельно проверяет оба диктанта, а уже исправленные ошибки совместно согласовываются. Затем ребята заполняют таблицу и составляют «экспертное заключение».

  1. Оценивая работу на таком уроке, учитываю:

а) качество проверки диктантов учащимися (все ли ошибки увидели и исправили);

б) насколько верно составлена таблица;

в) каково «экспертное заключение».

Представлю один из вариантов такого «заключения».

Экспертное заключение учащихся I группы

  1. К моменту написания первого словарного диктанта ученик допустил ошибки в словах со следующими орфограммами:
  1. непроверяемая гласная в корне слова;
  2. буквы о-ё после шипящих в корне слова;
  3. –тся, -ться в глаголах;
  4. правописание НЕ с прилагательными;
  5. –н- и –нн- в суффиксах прилагательных;
  6. –н- и –нн- в суффиксах  причастий и отглагольных прилагательных;
  7. буквы о-е после шипящих и на конце наречий.

  1. К моменту написания второго словарного диктанта ученик усвоил следующие орфограммы:
  1. буквы о-ё после шипящих в корне слова;
  2. –тся, -ться в глаголах;
  3. правописание НЕ с прилагательными;
  4. буквы о-е после шипящих и на конце наречий.

  1. Но по-прежнему допускает ошибки в словах со следующими    орфограммами:
  1. непроверяемая гласная в корне слова;
  2. –н- и –нн- в суффиксах прилагательных;
  3. –н- и –нн- в суффиксах  причастий и отглагольных прилагательных.

 

«     »                                          2015 г.             Работу выполнили:        Ильина М.

                                                                                                                       Гаврилова Т.                                                                                                                                                                

                                                                                                                       Дикополов Е.

                                                                                                                       Трунилина Е.

                                                                                                                       Иванов А.

Конечно, учебный год складывается по-разному. Бывает, что уроки «пропадают» из-за болезни учителя, проведения диагностических работ МЦКО, СтатГрад и т.д. А учебный материал проходить надо. Где взять лишние часы? И случается, что учитель жертвует уроками работы над ошибками. Однако я пришла к твёрдому убеждению, что навёрстывать упущенное за счёт работы над ошибками ни в коем случае нельзя. Эти уроки важны и нужны. И необходимость систематической работы в данном направлении мне кажется очевидной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка

Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Работа над ошибками на уроках русского языка

Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над  ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их це...

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Работа над ошибками на уроках русского языка

Работа над ошибками должна нацелить ребят на серьёзный подход к недостаткам в своей работе. Конечно, оценки уже получены, исправить ничего нельзя, но попытаться понять, почему их допустили ребята и ка...