Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"
статья по русскому языку

Шестопалова Нина Петровна

Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой, но и общей культуры учащихся.

Слово – инструмент познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы.

По большому счету весь урок языка – это работа со словом. Через слово учащиеся узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и…  сложности. Потому-то и важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели – знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

 Работа со словарными словами

В работе над словом может быть несколько этапов.

Первый этап – знакомство со словами при обращении к этимологическому, орфографическому, толковому и др. словарям.

Второй этап – самостоятельная работа творческого характера: составить кроссворд, сочинить рассказ с использованием этих слов.

Третий этап – диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, трудные для запоминания.

Четвертый этап – использование творческих работ детей для проведения словарной работы.

Пятый этап – промежуточный контроль, индивидуальная работа над ошибками.

Шестой этап – итоговый контроль в форме словарного диктанта с грамматическим заданием.

Орфография и этимология

Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология. Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились – значит, запомнили слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о правописании слова.

Очень важно, чтобы дети различали исторический и современный состав слова. Можно показать исторический корень в слове пунктирной линией, а сплошной – современный корень. Иногда знание исторического корня открывает секрет орфографии: непроверяемую гласную можно проверить.

О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ “трудных слов”» («Русский язык в школе» № 2/1999) приводит примеры словарных диктантов.

• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении заданий в егэ.

• «Узнай слово по полной этимологической справке к нему»: по историческому корню, по его происхождению и родству со словами из других языков, на основе звукового и смыслового сходства.

Практическая работа со словарными словами

Используя толковый словарь и словарь иностранных слов, выполните следующие задания.

Карточка 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки.

2. Ностальгия – неприятные воспоминания.

3. Геральдика – составление, истолкование и изучение гербов.

4. Икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.

Карточка 2. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий.

2. Закоснелый – утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый.

3. Криминальный – относящийся к преступлению, уголовный.

4. Сентиментальный – тщательный, до мелочей точный.

Карточка 3. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Невежа – малообразованный, малосведущий человек.

2. Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

3. Скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.

4. Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.

Орфография и орфоэпия

Карточка 1. С помощью транскрипции покажите, какие согласные – мягкие или твердые – обозначают выделенные буквы. Запомните написания слов. Используя словарь иностранных слов или толковый, объясните значение подчеркнутых слов.

ТелеаТелье, беРет, конкРетизация, буТерброд, дефицит, деликаТесы, деТектив, акаДемия, делегаты, каФе, коФе, эФФект, дефект, детали, девиз, телеграмма, морФема, поэТесса, фоНетический.

Карточка 2. Расставьте в словах ударение.

Кухонный, замкнутый, свекла, овен, звонит, гербовый, гусеничный, процент, ревень, портовый, лыжня, лгала, цемент, тортов, шофер, звала, добыча, ждала, дефис, статуя, рвалась, приняли, сливовый, эксперт.

Лексика и орфография

Интересно проходит работа над лексическим значением слова.

Одновременно повторяются орфография и знание лексического значения слова.

Карточка 1. Найдите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите слово, вставляя пропущенные буквы.

Придумайте с выделенными словарными словами предложения или словосочетания, запишите однокоренные слова.

Карточка 2. Прочитайте синонимы к слову подарок.

Презe'нт – слово произошло от французского, где оно обозначало «подарок, подношение». Преподнеси кому-нибудь презент.

Презентовать – устар., шутл. подарить, преподнести в подарок. Позвольте презентовать вам мою книгу.

Презентация – публичное представление чего-либо созданного (фильма, печатного издания, предприятия и т.п.).

Сувенир – во французском языке означало: 1) подарок на память; 2) художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города и т.п. Привезти из Москвы сувенир отцу. Магазин сувениров.

Выполните задания.

1) Спишите словосочетания, вставляя буквы.

Необыкновенный сув_нир, пр_з_нтация новой книги, присутствовать на пр_з_нтации.

2) Исправьте речевые ошибки.

Памятный сув_нир привез мой брат из Одессы. Нам в подарок преподнесли пр_зент и сув_нир.

Карточка 3. Познакомьтесь с новой тематической группой словарных слов. Какой темой они объединены?

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.

Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Стела – каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением.

Мемориал – архитектурное сооружение, в память о ком-либо, о чем-либо.

Монумент – памятник значительных размеров.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, мы рассматриваем на уроке слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

 Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка, которую, как правило, учитель дает из-за отсутствия у учащихся нужного справочного материала (этимологического словаря). Это прием – этимологическая справка – формирует интерес детей к слову, к языку, к его истории.

Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его  написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому еще одной ступенькой к овладению словом будут последующие уроки, на которых возможны такие виды упражнений.

Орфоэпический диктант (правильное произнесение записанных на доске слов).

Диктант «Угадай словечко!» (учитель дает толкование – дети записывают само слово).

Лексический диктант (учащиеся должны дать толкование диктуемым словам).

Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, они вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления и формируют у учеников взыскательность, критичность по отношению к себе и к собственной речи.

Задание «Объясни разницу» (работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению: одеть – надеть, экономный – экономичный и т.п.; она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения).

Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.

Зрительные диктанты. Особенно они полезны при работе с непроверяемыми написаниями, т.к. на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит как серьезный фактор зрение, что способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка правописания.

Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке. Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность – подспорье в этой работе. Кроме орфографического, нам необходимы также словари толковый и орфоэпический. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.

Кроме словарных слов мы тщательно рассматриваем на уроках и проверяемые написания. Работа с ними включает в себя словарные диктанты из слов с одной определенной орфографией, с разными орфограммами, с блоками орфограмм, орфографический разбор и  тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся,  работу над ошибками и творческие задания.

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.

Собственно словарная работа, ограниченная временными рамками, требует выхода на внеурочной уровень и может быть продолжена на факультативе при изучении культуры речи или истории языка.

Важно только помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность,  развивать их речь и в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы

Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....

презентация-визуализатор "Словарь в картинках (А-И)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор к уроку русского языка в начальных классах. Словарный диктант можно сделать интересным!...

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (буква К)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация к урокам русского языка во 2 - 4 классах при изучении словарных слов. Можно использовать на разных этапах урока в разных УМК. Содержит 10 слов и картинок, можно использовать как словарный ...

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (Л-О)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор для проведения словарного диктанта во 2-4 классах. Можно использовать в разных УМК....

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (П-Я)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор для изучения словарных слов, проведения словарного диктанта во 2-4 классах. Может быть использована в разных УМК....

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...