Тема: "Личностно - ориентированный подход к обучению русскому языку".
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Тема: "Личностно - ориентированный подход к обучению

русскому языку".

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде

узнать его тоже во всех отношениях", - писал К.Д. Ушинский. Действительно, на современном этапе отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно - ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные адекватны возможностям каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Личностно - ориентированный подход к обучению

русскому языку".

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде

узнать его тоже во всех отношениях", - писал К.Д. Ушинский. Действительно, на современном этапе отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно - ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные адекватны возможностям каждого ребёнка.

В процессе обучения в школе проявляются индивидуальные различия в мыслительной деятельности, в запасе знаний, в типах памяти, в темпераменте учащихся. А в условиях, когда мы ориентируемся на "среднего" ученика, это приводит к неуспеваемости.

Поэтому постановку целей урока, контрольную и оценочную деятельность, разные формы обучения и методические приёмы мы должны осуществлять в соответствии с реальными возможностями учащихся. Прежде всего, учитель стремится учесть возрастные особенности детей (например, особенности подросткового периода).

Личностный подход

Дифференцированный подход

Возрастной подход

1-я группа выполняет задания на уровне воспроизведения : вносит недостающие Данные отделяет верные утверждения от ошибочных .

2-я группа работает на продуктивном уровне: решает задачи с уже усвоенным алгоритмом их волнения или такие, которые требуют преобразований в 1-2 действия.

З-я группа выполняет задания с большим количеством преобразований, то есть работает на творческом уровне.

Далее приводятся примеры заданий. Уровень сложности обозначен *.

* Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы: объяснить графически условия выборе буквы в суффиксах действительных причастий по образцу:

Смотрящие спектакль (смотреть - II спр.)

Руб...щие лес, слыш...щие шорох. кол...щие дрова, паш...щие поле, держ...ший знitмя, чуть шлещ...щие волны, грохоч...щие автомобили, завис...щие от погоды, та..щий снег.

** От данные глаголов образовать действительные причастия настоящего времени. подобрать к ним подходящие по смыслу существительные и записать словосочетания.

Прекращаться, бороться, беспокоиться, победить, клеить, дремать, лечить, прочитать.

Почему?

От каких глаголов не образуются действительные причастия настоящего времени?

*** составить рассказ по данным рисункам на тему: культура общения по телефону, используя причастия.

1 способ. Учитель на основании предыдущих результатов учебной деятельности ребенка выделяет группы детей с разным уровнем облучённости. В соответствии с этими данными он выбирает детям учебные задания, обеспечивая  посильней уровень трудности.

2 способ. Учитель объявляет работу по группам и описывает характер заданий. Предлагает детям самостоятельно определить уровень своей готовности к уроку: «Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили излагаемую тему ,то можете поработать 1 -й группе; если вы хорошо усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, то выбирайте  2-ю группу, если чувствуете, что усвоили всю тему в цепом и хотите проверить свои силы, то выбирайте 3-ю группу»

З способ. Такой же, как второй, но с той разницей, чего учитель может скорректировать выбор группы ребенком в случае несогласия с ним, не прибегая при этом к авторитарной позиции.

2-й и 3-й способы , на мой взгляд ,создают больше условий для сотрудничества ученика и учителя. Только при активном взаимодействии 3-х субъектов обучения, при использовании интерактивных  методов ( то есть в процессе деятельности), по мнению педагогов , усваивается до 90% информации.

Учитель

                Ученик                                                                           Ученик

Возможность выбора группы способствует формированию осмысленности

Обучения, самосознания, самостоятельности , способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей.

Рассмотрим, как можно осуществить дифференцированный подход к учащимся на урока русского языка.

На этапе объяснения нового материала слабым учащимся для усвоения правописания трудных слов предлагаю мнемонические правила (основанные на ассоциациях). Например, в слове  параллельный следует писать удвоенное «л» ,потому что пара-означает два. Ребята находят ещё одну пару в этом слове - две безударные гласные «а».

Можно предложить самим детям сделать движущиеся таблички. Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

На этапе закрепления часто используют алгоритм - инструкцию по применению правила. К примеру, при изучении темы Спряжение глагола» используем «ступенчатый алгоритм»:

Что бы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием смотри:

1.Окончивается ли глагол в неопределённой форме на –ить?

       ДА                                                                               НЕТ

         II спр.

(кроме брить, стелить)                                   2. Относится ли к исключениям?

                                                                                ДА                            НЕТ                                      

                                                                                 

                                                                            II спр.                                    I спр.

Наиболее эффективная групповая работа на уроках повторения и обобщения материала. Её можно организовать в форме «мозгового штурма» или сюжетно ролевой игры. Например, «Экзамен». В начале урока ученики делятся на экзаменаторов, студентов и экспертную комиссию. Экзаменаторы пишут билеты в течение пяти минут и предоставляют экспертной комиссии (билеты подписываются). Студентам дается время написать опорные конспекты. Через 5-7 минут экспертная комиссия оценивает опорные конспекты и допускает к экзамену тех, у кого они полные. Дальше- экзамен. Каждый отвечающий может пользоваться своим опорным конспектом.

Личностный подход, в отличие от дифференцированного, предполагает работу не с группой учащихся, а отдельно с каждым учеником. Здесь наша задача – вовлечь каждого ученика в процесс урока. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ученик на уроке, если это позволяет цель и материал урока, мог высказаться по проблеме, поработать с карточкой, выступить с сообщением.  

Поэтому часто применяют работу «по цепочке», словарный диктант-эстафету (во время групповой работы каждый участник записывает по одному слову или словосочетанию), «огонь по ведущему»( каждый задает вопрос ведущему).

Дифференцировать нужно, несомненно, и домашние задания. Если основной массе учащихся будет задано выучить правило и выполнить упражнение по учебнику, то более подготовленные дети могут дополнительно составить диктант по теме, поработать дома с каким-либо словарём, например с этимологическим, и составить этимологическую справку и тд.

Реализация дифференцированного и личностного подходов к обучению требует от учителя ежедневной кропотливой работы. Но этот труд оказывает благотворное влияние на учебный процесс: позволяет преодолеть неуспеваемость в слабых классах, повышает мотивацию обучения, способствует созданию ситуации успеха на уроке, тому, чтобы каждый ученик одержал хоть маленькую, но свою победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образов...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам"

краткая презентация для формирования плана и технологической карты урока с использованием личностно-ориентированного подхода (обучение в малых группах)...

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку."

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку." Что представляет собой этот подход, кто в фокусе его, как решается задача структурирования содержания, использован...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...