УРОК С ЭОР
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок с использованием ЭОР по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_eor_po_razdelu_fonetika_hayrulinovoy_e.s.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог (ФИО) __Хайрулинова Елена Сергеевна_______________________________________________
Предмет _русский язык___ Класс _5Б_
Тема урока Фонетика. Орфоэпия.
Этапы работы | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 1) | Содержание этапа | ||
1. | Организационный момент. Цель урока: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций, учащихся в процессе освоения понятия о фонетике. Задачи: 1) развивающие: - создать условия для развития УУД: развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - продолжить развитие творческих способностей; 2)воспитательные: - воспитывать у учащихся познавательный интерес; культуру речевого общения. | №1 |
Урок начинается с прослушивания музыкальной композиции «Звуки леса». -Ребята, что вы услышали сейчас? (Пение птиц, журчание ручья). -Что помогло нам воспринять понять мир живой природы? (звуки) Я уверена, что сегодня тонкие нотки музыки помогут вам успокоиться, настроиться на работу, узнать много интересного. И результатом такой работы станет успех и радость в получении отличных отметок. Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе. Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. Как вы это понимаете? (Ответы ребят) В лесу, на улице, дома мы слышим самые различные звуки. Это и звуки шагов, и гудки автомобиля, и пение птиц. Но звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют звуки речи. | |
2. | Актуализация знаний. Цель: разграничить понятия устной и письменной речи; -Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания; -Сформировать умение воспринимать звучащий текст или слово на слух; -Научить пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме. | - Ребята, посмотрите на предметы, изображённые на картине (магнитофон, микрофон, телефон ) - Что объединяет все эти предметы? - Общий корень «фон». - Кто из вас знает, что обозначает данное слово.? Давайте обратимся к толковому словарю - Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. Давайте вспомним слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
(Ответы учащихся) - Тема «Что изучает раздел «Фонетика» Цели: что такое звуки, на какие группы делятся звуки, чем отличаются гласные от согласных, чем отличается устная речь от письменной. Понаблюдаем, для чего же служат звуки речи? 1) В чем отличие данных слов? полка – полька [л – л’] ом – дом [т – д] жил – шил [ж – ш] Вывод: Звуки речи служат для различения слов. Надо ли изучать фонетику? (ответы ребят) Ученики - консультанты: Дополнительный материал о значении фонетики Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи. | ||
3. | Изучение нового учебного материала. Цель: -Вспомнить на какие группы делятся звуки речи. Задачи:
| №2 | Беседа по схеме: Давайте вспомним: На какие группы делятся звуки? -(*Ответы уч-ся).Гласные и согласные. Правильные ответы помогут нам закончить схему. На какие группы делятся гласные звуки? -Ударные и безударные. -Какое правило связано с правописанием этих звуков? -Правописание безударных гласных в корне слова. -Какие пары образуют согласные звуки? -Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Выполнение тренировочных упражнений. Выньте один звук. Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран). 3. Добавьте один звук. Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус). - Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. - А сейчас более подробно расскажет нам об этом … (выступление заранее подготовленного ученика) Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. - Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки. Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет). “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). | |
4. | Физкультминутка с орфоэпическим тренингом. | Физкультминутка. (Ученики выполняют движения, четко проговаривая слова.) Ёжик. | ||
5. | Закрепление учебного материала. Цель: научить пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме. | - А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим). Кушай яблочко, мой свет, Под горою тёмный вход. - Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные? Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок. Обе[т], вхо[т]. -Как называется звуковая запись слова? -Транскрипция. -Что характерно для звуковой записи слова? -Звуковая запись слова –это то ,что мы слышим, а буквенная запись –это то ,что мы пишем читаем . - Правильно. Сейчас мы попробуем с вами прочитать звуковую запись На практикэ правэрит можна точна, кто смок тиорийу усвоит прочна. -Согласны ли с данным утверждением? -Давайте закрепим изученный материал на практике. На карточках дана звуковая запись пословиц и поговорок о языке. Прочтите и запишите эти высказывания. | ||
6. | Рефлексия | – С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке? – Чему научились на уроке? – Выполнение каких заданий вызвало наибольшее затруднение? - варианты ответов уч-ся. Запись транскрипции слова, На следующем уроке разберем эти задания. А теперь, каждый из вас оцените свою работу на уроке. Доволен своей работой на уроке. Допускал неточности, был не уверен на уроке. Не доволен своей работой на уроке, ничего не получилось. Не огорчайтесь, надо постараться и успех придет. – Выставление отметок. Спасибо за урок. |
Приложение к плану-конспекту урока «Фонетика. Орфоэпия»
Таблица 1. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Музыкальный фрагмент | Информационный | аудиозапись | |
2 | Электронный учебный модуль и-типа | Анимационные таблицы, информационный | Таблицы «Гласные звуки», «Согласные звуки» | http://fcior.edu.ru/card/12283/povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-fonetika-orfografiya.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...