Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 класссе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich_karta_uroka_myasoedova.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
Учитель: Мясоедова Н.В.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: С.И. Львова, В.В.Львов, издательство "Мнемозина",2012 год
4. Тема урока: "Синтаксис и пунктуация".
5. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь ( строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания , формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, " Фраза",индивидуальные карточки с заданием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л) |
2. | Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений. | Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний ( Слайд № 1). Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока ( Слайд № 2) | Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схему предложений в тетради ( один ученик - у доски). Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока: " Синтаксис и пунктуация". | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). |
3. | Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Предлагает вспомнить все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос. Организует работу по заданию " Закончи предложение..." ( Слайд № 3). | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р). |
4. | Обобщение и систематизация знаний. Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания. | Проводит лексическую словарную работу ( Слайд № 4). | Определяют лексическую связь между словами, делают выводы об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте. | Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П). |
Организует " Пунктуационную зарядку" и работу в группах по рядам. ( Приложение № 2) | Работают в группах по "Визитным карточкам": отгадывают загадку, о каком знаке препинания идет речь и называют пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется. | Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта ( предложение - в схему) (П). | ||
5. | Применений знаний и умений в новой ситуации. Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания. Физминутка. | Организует работу по сравнению и обобщению предложений. ( Слайд № 5. Упражнение 1) ( Слайд №6). Упражнение 2. Организует индивидуальную работу ученика у доски с УПРАЖНЕНИЕМ № 3 (Приложение 3) и работой на "Фразе"
Проверяет умение обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения. Приложение № 5. Организует физминутку. | Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку. Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения. 1. Выделяет грамматическую основу, строит схему, объясняет выделенные орфограммы. 2. Работает над постановкой знаков препинания при однородных членах. Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. ( "Фраза" дает оценку сама). Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку - схему данного предложения. Выполняют физминутку. | Умение оценивать действие одноклассников (К). |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: коррекция знаний | Организует парную работу. Организует взаимопроверку работ. | 1 вариант: самостоятельно на карточках озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста. 2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К). |
7. | Домашнее задание ( записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. | Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 7) Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р). |
Приложение № 1. Презентация " Синтаксис и пунктуация"
Слайд 1. К.Г.Паустовский: "Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться".
А.П.Чехов:"Знаки препинания служат нотами при чтении".
Слайд 2: Словарная статья слова "Нота".
Нота - 1). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2). Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.
А тон речи - это интонация, манера произношения.
Слайд 3: Закончи предложение....
синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются....
словосочетание -это....
словосочетание состоит из....
предложение - это.....
по цели высказывания предложения бывают...
по интонации предложения бывают...
по составу предложения бывают..
простое предложение - это...
сложное предложение -это...
по наличию второстепенных членов.....
предложение может быть осложнено....
Слайд 4: Знаете ли вы, что.... знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие, имеют общее значение остановки. Чтобы поставить запятую, нужно пнуть пером в бумагу. Точка, ткнуть - однокоренные слова. " Вот тут-то и запятая".
Слайд 5: Упражнение 1.
1). Ребята, а вы знаете историю знаков препинания?
2). Ребята нашего класса знают историю знаков препинания.
Слайд 6: Упражнение 2.
1). У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.
2). Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Слайд 7: Рефлексия, итог урока.
Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли?
Какие пунктограммы повторили?
Какие задачи ставили и достигли ли цели урока?
Мне понравилось потому что..
Мне не понравилось, потому что....
Приложение 2. "Визитные карточки для работы в группах".
Словам раскрывают объятья: - Ждем вас в гости, милые братья. Всегда подслушать норовят, То, что другие говорят | На крохотное ушко Похожа завитушка Выйдет на дорожку - Всем подставит ножку. | Мной кончается рассказ. Значит я важнее вас! |
Ляжет палочкой на строчку - Проходите по мосточку. | Я важней чем запятая: В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. | На странице я стою, Всем вопросы задаю. Вечно думаю над смыслом, Изогнулся коромыслом. |
Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! | Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, Но - тайком, Какими-то далекими туманными намеками. | Словам раскрывают объятья: - Ждем вас в гости, милые братья |
Приложение 3:
Упражнение 3. Расставь знаки препинания в предложении, выделить грамматическую основу, построить схему, объяснить выделенные орфограммы.
Люди обрывают ягоды рябины после заморозков, когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
Большая туча прорвалась, и полил дождь.
ДЗ на доске. Сильным - составить предложение с 5-6 знаками препинания. Всем: устное сочинение на лингвистическую тему (план прилагается)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация"....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе. Тема: "Авторская пунктуация".
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе выполнена в форме технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Материал представляет собой план-конспект, напра...
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис.Пунктуация. Культура речи".
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям...
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)
Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....