Урок внеклассного чтения в 7 классе "Любовь к Родине в творчестве поэтов Мордовии"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цели: познакомить с творчеством поэтов Мордовии, со стихотворениями о Родине; вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к Родине, к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Любовь к Родине в творчестве поэтов Мордовии.
Цели: познакомить с творчеством поэтов Мордовии, со стихотворениями о Родине; вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к Родине, к поэзии.
Оборудование: портреты поэтов Мордовии, книги стихов, компьютер.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя
3.Работа по теме урока
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Учитель: Какие образы, ассоциации вызывает слово родина в вашем сознании?
Ученики: Место, где мы родились, страна, Мордовия, Россия, семья, речка, береза, лес, друзья, родители…
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о Родине стихами. На уроках литературы мы изучали творчество С.Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - часто говорил С.Есенин. «Нет поэта без Родины», - повторял он. Поэт писал о России. Россия и наша Родина.
Земли есть и красивей-
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край мордовский родной.
М.Бебан
Наша малая Родина-Мордовия. Однажды А.М.Горький подметил, что мордва-народ гораздый. Говоря это, великий писатель имел в виду, прежде всего, исключительное трудолюбие мордовского народа, его выносливость и напористость в борьбе за справедливое устройство жизни на земле, но люди нашего края горазды не только на труд. Разумеется, такой народ не может не иметь своих вдохновенных певцов, то есть поэтов. Мордовская поэзия достигла заметных успехов. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством мордовских поэтов и узнаем, что для них значит это понятие. Особое место среди мордовских поэтов занимает Николай Азаревич Иркаев (Никул Эркай).
Слово предоставляется ученикам
Никул Эркай (1906-1979) родился 22 мая 1906 года в деревне Курилово Ромодановского района, в родном селе прошли детство и юность поэта. Здесь ему еще до Октябрьской революции посчастливилось окончить трехклассную сельскую школу. Рано приобщился к книгам, все свободное время отдавал чтению. Затем работал в комсомоле, в газете. Сначала Эркай писал рассказы, очерки, затем - пьесы, поэмы и стихи.
В его произведениях нашла отражение красота души мордовского народа, его мудрость, огромное трудолюбие, сердечность и мужество. У него есть и лирические стихи о любви к родимой земле, к мордовскому краю. Я прочитаю стихи Никула Эркая «Я шагаю по родному краю…»
Учитель: Большой вклад в развитие культуры Мордовии внес другой мордовский поэт-Иван Алексеевич Калинкин.
Ученик: Иван Алексеевич Калинкин родился 23 июня 1935 года в эрзянском селе Чей (Челдаево) Инзенского района Ульяновской области. Родители трудились в колхозе. Отец с первых дней войны ушел на фронт и погиб в 1944 году.
Военное лихолетье вынудило будущего поэта в 1944 году вместе с матерью оставить родные места и перебраться в Большеигнатовский район МАССР. С тех пор стал жить в Мордовии. Учился в Спасской средней школе Большеигнатовского района, служил в Советской Армии. Окончил Ардатовскую культпросветшколу, заведовал клубом в селе Старое Чамзино. Работал в редакциях районных газет. В июне 1984 года избран председателем правления СП Мордовии. Автор 19 книг стихов и поэм. Его стихи посвящены людям труда, воспеванию красот родной природы. Я прочитаю его стихотворение «Мордовский край»
Учитель: Много и плодотворно работал в поэзии Иван Пиняев, «солдат войны и мира», как назвал поэта известный поэт России Сергей Смирнов.
Ученик: Заслуженный писатель Мордовии Иван Данилович Пиняев (1923-1979) родился 14 сентября 1923 года в мордовском селе Напольном Порецкого района Чувашии. Юность будущего поэта опалена войной. С боями он прошел Румынию, Венгрию, Чехословакию. Первые стихи Ивана Пиняева появились на страницах фронтовых газет.
Вернувшись с войны, Иван Данилович Пиняев окончил Чувашский пединститут, после чего много отдал сил журналистской деятельности.
В 1950 году в городе Чебоксары вышла первая книга поэта - «Родные просторы». Всего перу Ивана Пиняева принадлежат тридцать книг. Он выступает и как поэт, и как прозаик. С 1955 года Иван Пиняев жил в городе Саранске.
Его стихи наполнены лирическими теплыми интонациями. В них - чувства ощущения великого счастья жить на земле и творить добрые дела.
Чтение стихотворения «Родная сторона»
Учитель: Любовь к Родине чувствуется во многих стихотворениях Артура Матвеевича Моро. Моро-это литературный псевдоним.
Ученик: Артур Матвеевич Моро (Осипов) (1909-1989) родился 11 мая 1909 года в селе Красные ключи Похвистневского района Куйбышевской области. Рано пришлось ему познать вкус подневольного труда, в голодные годы воспитывался в детских домах Зауралья, затем школа ФЗУ в Москве при типографии Центрального издательства. Первый сборник стихов. Затем воевал на фронтах Великой Отечественной войны. После войны Артур Моро заканчивает академию общественных наук и защищает кандидатскую диссертацию. Долгое время читал лекции в Мордовском государственном университете. Вместе с тем плодотворно занимался и литературным творчеством.
Творчество Артура Моро характеризует философская глубина. Поэт жил жизнью родного народа. Он прекрасно осознавал, что только в служении народу и счастью людей заключается сила и призвание поэта. Я хочу прочитать стихотворение поэта «Родная сторона»
Учитель: Основной пафос стихотворений Павла Кузьмича Торопкина - возвеличивание родины, человека труда. Поэт прославляет народ-труженик, вынесший на своих плечах тяжелые испытания эпохи, но не потерявший надежду на светлое будущее своей Родины.
Ученик: Павел Кузьмич Торопкин родился 12 июня 1920 года в деревне Клопинке ныне Атюрьевского района Республики Мордовия в семье крестьянина-бедняка. Семи лет остался сиротой, рано познал нелегкий крестьянский труд. В 1936 году будущий поэт окончил семь классов Козловской средней школы, после чего началась его трудовая деятельность. Он пахал и сеял, работал печником, заведующим клубом, пионервожатым, термистом на Саранском инструментальном заводе, строителем. Это были трудные послевоенные годы, но, тем не менее, удачные в становлении его мировоззрения и жизненного опыта.
П.Торопкин начал писать еще в школьные годы, но его поэтический талант раскрылся в 50-е годы, когда он переехал в Саранск. Свои стихи он начал публиковать в газете «Мокшень правда», в журнале «Мокша». Он писал как на мордовском, так и на русском языке. Я прочитаю его стихотворение «Родине»
Учитель: Богата поэтами и Рузаевская земля. Известный Рузаевский поэт Герман Грацилев, выходец из железнодорожной династии со 150-летней историей, бывший работник Рузаевской дистанции сигнализации и связи.
Ученик: Герман Вениаминович Грацилев писать стихи начал еще мальчишкой, но по-настоящему «заболел» поэзией к 25 годам .Его стихи стали появляться не только в местной прессе, но и в газетах «Гудок», «Куйбышевский железнодорожник», «Советская Россия».Окунувшись в мир поэзии еще в юношеские годы, Герман Вениаминович все время совершенствовался. Этому способствовал его характер, неуемно познающий окружающий мир. Г.Грацилев постоянно печатается в журнале «Ковчег» и в альманахе «Рузаевская лира». На его стихи написано около 40 песен, издан целый ряд детских книжек. Он активный член Рузаевского литературного салона.
Одна из особенностей стихов Грацилева, снискавших ему популярность среди земляков,- отчетливо выраженная любовь к родному краю.
Чтение стихотворений «Родина», «Родина моя», «Я горжусь».
Учитель: Мы знакомились со стихами мордовских поэтов старшего поколения. В последние годы в нашей республике выросло значительное число одаренных молодых людей. Об этом свидетельствуют их успехи: книги, награды, полученные за отдельные произведения.
Большинство из новых имен - воспитанники Союза молодых литераторов г. Саранска. У нас на уроке присутствует совсем юная, начинающая поэтесса со своими первыми пробами пера, которая тоже является воспитанницей Союза молодых литераторов. Это ученица 11 класса Ельмеева Мария. Она прочитает нам свои стихи.
Чтение стихотворений.
Учитель: Стихи мордовских поэтов необычайно музыкальны, певучи. Они легко ложатся на музыку. Послушайте песню «Край, мой край - Мордовия»
Звучит песня.
Учитель: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы знакомились со стихами мордовских поэтов о Родине. Среди авторов и русские и мордва, мы слушали стихи на русском языке, а Ельмеева М. прочитала нам свои стихи и на мордовском языке. В этом году будет отмечаться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Наш урок еще раз подтверждает общность двух народов, у которых одна Родина. Поэты признаются в любви и Мордовии, и России. В стихах мордовских поэтов запечатлен облик нашей Родины: «матери» («Родине» П.Торопкина), «милый сердцу уголок земли» («Я горжусь» Г.Грацилева), «пригорки да кустов гряда» («Мордовский край» И.Калинкина), «зимнее цветенье белых верб заветного села…» («Родная сторона» И.Пиняева), «в зелени купающийся сад» («Родная сторона» А.Моро)
Тема природы неразрывно связана в стихах мордовских поэтов с темой Родины. Из любви к природе родного края рождается, вырастает нежное, проникновенное чувство любви к Отечеству.
Как поэты выражают свою любовь к Родине? Прочитайте строки их стихотворений.
Ученики: Вся она -от избы бревенчатой
До Кремля -нам навек дорога! (П. Торопкин)
Я навек с твоей судьбою связан,
Сурская родная сторона.
Я немало походил по свету,
Но везде я образ твой берег. (И .Пиняев)
Я горжусь, что я рожден в России…
Для меня ты есть одна на свете.
За тобой пойду в любую даль.
За тебя я каждый день в ответе.
За тебя и жизни мне не жаль…
Пусть же вечно радует
Небо и земля!
Хорошеет вечно
Родина моя! (Г.Грацилев)
Огни Мордовии моей
Мерцают, как глаза живые,
Сливаясь с трепетом огней
Великой Матери-России. (И.Калинкин)
Без тебя мне не прожить и часу…
…После долгой тягостной разлуки
Я к тебе, Мордовия, иду,
И твои натруженные руки
У сельчан целую на виду… (А.Моро)
Никакая
Сторона другая
Край мордовский
Не заменит мне. (Н. Эркай)
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы сегодня узнали на нем что-то новое для себя. Ваши чувства к Родине, я уверена, нашли подтверждение в стихах мордовских поэтов. Помните, человек начинается с любви к родной земле, к отчему краю. Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души. Стихи облагораживают нас, делают чище наши помыслы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"
Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...
Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
Знакомство с жизнью и мифами древних славян....
Урок внеклассного чтения в 10 классе о жизни и творчестве известного тамбовского поэта С.С. Милосердова. "Звезды. Вечность. И миг моего бытия."
Урок знакомит с основными этапами жизни известного тамбовского поэта С.С. Милосердова, дает представление о тематике его творчества, развивает поэтический вкус старшеклассников, воспитывает любовь к р...
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи...
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству татарского поэта Мусы Джалиля
Урок внеклассного чтения в 6 классе....
конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".
Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма. ...
Проект урока литературы в 6 классе «Образ Родины в творчестве поэтов России»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум, самостоятельная работа учащихся.Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок за...