Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Знакомство с жизнью и мифами древних славян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass_urok_2.odt | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе:
«Устное народное творчество. Мир древнего славянина».
Цели урока: 1) вспомнить понятие «УНТ» ; 2) дать понятие жанра литературы ; 3) познакомить с некоторыми жанрами УНТ ; 4) определить,для чего создан каждый из них ; 5) познакомить с условиями жизни древних славян,их занятиями и обычаями,богами и духами,которым они поклонялись;6) развивать речь учащихся,обогащать их словарный запас; 7) учить осознанному чтению.
Оборудование:учебник «Литература 5 класс» (В.Я.Коровина),книга под редакцией Н.И.Девятайки-ной «Мифы народов мира»,игра «Угадай-ка»,книга О.Перовой «Читаем вслух»,распечатки со ско-роговорками,текст мифа о возникновении обычая почитать старших( на каждой парте),книга И.Воронина «Атлас.История Отечества».
Ход урока
I.Орг.момент.
II.Проверка домашнего задания.
(слушаем рассказы учащихся,с использованием пословиц об учении,оцениваем,определяем лучшего рассказчика и слушателя,опираясь на памятку «Приёмы слушания» («Русский язык 5 классс» Т.А.Ладыженская)).
III.Основная часть.
-Мы не зря заговорили о пословицах.Тема нашего урока: «Устное народное творчество».Ка-
кие произведения УНТ вам знакомы?
а) Игра «Угадай-ка».
Игра «Угадай-ка» 5 класс
Определить,к какому жанру устного народного творчества относится произведение или его отрывок. Поясните,для чего создавалось каждое произведение.
- Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт! (Считалка)
2. От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)
3. Мохнатенькая,усатенькая,
Молоко пьёт,песенки поёт.
Кто это? (Загадка)
4. Худой мир лучше доброй ссоры.
- (Пословица)
5. Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу. (Потешка)
6. В некотором царстве,в некотором государстве...
- (Сказка)
7.«Лёгок на помине» (Поговорка)
8. Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли,люли,стояла,
Люли,люли,стояла . (Песня)
9. Лоб что лопата,а ума не богато. (Пословица)
10. Всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь.
- (Скороговорка)
б) Знакомство с новым материалом ( беседа,работа с кратким словарём литературоведческих терминов в учебнике )
-Вы без труда определили жанры УНТ. Кто-нибудь из вас может сказать,что такое «жанр ли-тературы»?
-Прочитаем определение жанра в учебнике на стр. 309.
-Из какого языка пришло к нам это слово?Что оно обозначает?
-Жанры УНТ-считалка,скороговорка,загадка,пословица,поговорка,легенда,быличка,былина,
частушка,анекдот,песня,сказка.
-Жанр-это форма литературы,требующая от писателя соблюдения особых правил.Как вы ду-
маете,какими правилами наши предки руководствовались при создании,например,загадки?
-Какие загадки знаете вы?
-Чем отличается жанр скороговорки?
-У вас на партах распечатки со скороговорками.Прочитайте их.Попробуйте проговорить их
быстро.Как вы думаете,почему скороговорка так названа?
-Очень красивы колыбельные песни.Какие колыбельные песни вам знакомы?Прочитаем колыбельную в книге Ольги Перовой «Читаем вслух» ( стр.14 )
-В чём особенность колыбельных песенок?
-Что такое «пестушка»?В чём отличие этого жанра УНТ от колыбельных песен?
-Прочитаем пестушки в книге О.Перовой ( стр.8 ).Для чего сочинялись пестушки?
-Существует такой жанр УНТ как приговорка.Это обращение к мыши,улитке,передразнива-
ние птиц,слова,приговариваемые при скакании на одной ноге.Познакомимся с приговоркой
( стр.12 ).
-Что такое считалка?Для чего они придуманы?Какие считалки знаете вы?
-Как вы думаете,почему сейчас пестушки,считалки и др.жанры УНТ не так популярны?Когда
мы используем их в современной жизни?
-Существуют и другие жанры УНТ.С ними мы ещё познакомимся в старших классах.Но преж-
де,я хочу познакомить вас с историей создания произведений УНТ.
г) Слово учителя.Жизнь древних славян.
-В 988 году по велению киевского князя Владимира-Красное Солнышко Русь приняла право-
славное крещение.Веру в единого бога и Иисуса Христа мы переняли от византийцев. До
крещения Руси мы были язычниками.Язычники-это люди,верящие во множество богов.
Наши предки назывались славянами.Они жили в небольших селениях.Жилищами им слу-
жили деревянные избы,крытые соломой или древесной корой.Печи в таких домах топились
«по-чёрному»:труб в них не было,и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окна и
двери.Все постройки славян были деревянными.Их «срубали» или «городили».Славянские
земли всегда вызывали зависть соседей,очень часто нашим предкам приходилось защи-
щаться от степных кочевников и др.врагов.Для этого строились особые укрепления вокруг
поселений.Древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное мес-
то,укрепленный пункт.
( учитель показывает иллюстрацию Бискупского городища в Польше)
-Всё необходимое для жизни изготавливалось славянами в домашних условиях.С ранних лет
они умели прясть,ткать,шить,лепить горшки и др.посуду из глины,делать игрушки.Славяне
умело пользовались топором-им и деревья валили,и дома «срубали»,и изготавливали лю-
бые хозяйственные мелочи.Например,топором били баклуши-заготовки для деревянных ло-
жек.Эта работа считалась самой лёгкой-её поручали старикам и детям.Отсюда и выражение
«бить баклуши».
-Что оно обозначает теперь?Как называются такие устойчивые сочетания слов в русском
языке?
-Рассмотрите иллюстрацию в «Атласе.История Отечества».(стр.10-11)
-Какими ещё ремёслами занимались наши предки?
-Да,среди славян были и кузнецы,и гончары,и рыболовы,которые сами вязали рыболовные
сети.И всё-таки основными занятиями славян были скотоводство и земледелие.Не случайно
слово «жито»-всякого рода хлеб-родственно в славянских языках слову «жизнь»,а слово
«скот» означало деньги-количество скота показывало богатство семьи,а животные исполь-
зовались вместо денег при купле-продаже.
Славяне не знали,как объяснить,всё,что с ними происходит.Жизнь и труд земледельца во
многом зависела от природной стихии.Природные явления:ветер,дождь,гром,молнии-славя-
не считали проявлением гнева или,наоборот,милости богов.Им приносили жертвы в надеж-
де,что они помогут вырастить хороший урожай,удачно продать товар или одержать победу
в военном походе.Место,где поклонялись и приносили жертву богам называлось капищем.
У славян было два главных божества-Перун и Велес.
Перуна славяне считали своим владыкой(учитель показывает изображение бога)-творцом
молний,покровителем князей и его дружины.Он распоряжался жизнью людей,в его силах
было напоить землю дождём или наказать засухой.В особых случаях ему в жертву приноси-
ли даже людей.
Велес-покровитель домашних животных,торговли и богатства.В древности его считали
добрым божеством,но после принятия христианства он превратился в предводителя тёмных
сил(показываем изображение).
Почитали славяне не только богов,но и многочисленных духов,которыми они населяли
леса,реки,поля и даже своё жилище.Это известные вам лешие,водяные,русалки,домовые.
д) Знакомство с некоторыми языческими обрядами (беседа)
-Вспомните,слышали ли вы,что нельзя здороваться или прощаться через порог?
-Видели ли вы в современных домах подвешенную над дверью подкову?
-Знаете ли вы обычай первой запускать в новую квартиру кошку?
-Откуда взялось поверье,что о мёртвых плохо не говорят?
-По представлениям древних славян,души умерших незримо присутствовали в доме и могли
вмешиваться в дела живых.Услышав про себя плохое,они могли наказать говорящего,нас-
лав на него болезнь или несчастья.
-Кошку считали посвященной домовому,по её поведению в новом доме судили,какое будет
жильё.
-Подкову славяне вешали над дверью,передавая дом под защиту Даждьбога-Солнца и его
коней,которые и должны были по поверьям привезти в дом удачу.
-Не принято здороваться или прощаться через порог,потому что власть домового,хранителя
мира в доме простирается только до дверей,а за порогом властвуют чуждые силы,которые
могут вызвать ссору.
-Теперь это,ребята,бытовые приметы.А в них сохранились обряды и обычаи наших предков.
Они часть нашей культуры,наша неразрывная связь с предками.Нам важно не растерять
это кровное наследство.Часто именно из прошлого мы черпаем мудрость и духовные силы.
е) Чтение и обсуждение мифа о возникновении обычая почитать старших
-Мне очень хочется познакомить вас с мифом древних славян о том,почему славяне стали
почитать старших.Миф-это устный рассказ,созданный людьми много тысяч лет назад.В ми-
фах люди рассказывали о богах и героях,пытались объяснить,откуда произошли мир и лю-
ди,возникли какие-либо традиции.
Славяне верили в загробную жизнь,в то,что умершие предки могли помочь или навредить
живым.У них был страшный обычай.Как только у человека появлялись первые седые воло-
сы, даже если он был ещё полон сил,его убивали.Считалось,что одряхлевший и ослабев-
ший человек не сможет,общаясь с богами,оказывать покровительство своим родичам.Жре-
цы учили:если старший в роду,но ещё крепкий человек,не отправится к богам,то наступит
страшный голод,весна не придёт на смену зиме,всходы не появятся на полях,весь мир по-
гибнет.
По заведенному ритуалу зимой сын сажал отца на сани и вёз его далеко в лес,где остав-
лял его под деревом.Назад старику дороги не было...Провожали его приговоркой:
Иди на небо и попроси,
Чтобы открыли ворота,
Чтобы освободились дожди,
Чтобы струились ручьи дни и ночи,
Чтобы росли хлеба.
-Давайте почитаем миф,рассказывающий об этом.
Вопросы по тексту:
-Какой обычай лег в основу мифа?
-В каких русских сказках мы встречаем его отголоски? ( «Морозко» ).
-Почему человек решил спасти своего отца?
-Исполнилось ли предсказание жрецов о гибели земли?
-У кого из селян урожай был особенно богатый?Почему?
-Почему человек признался в том,что сохранил жизнь отцу?
-Почему старики стали пользоваться у славян особым почётом?
-Что сделали люди,чтобы боги не гневались на них за отмену древнего обычая?
- Итог урока
-Понравился ли вам урок?
-Что нового вы узнали о своих предках?
-Почему мы должны изучать свою историю?
-Несколько уроков мы с вами посвятим изучению произведений УНТ.И читая ,мы попробуем
установить связь между ними и жизнью наших предков.
- Домашнее задание:
-Прочитать статью в учебнике «Устное народное творчество» (стр.7-8).Подготовить её
пересказ.
-Индивидуальные задания:подготовить презентации о леших,водяных,домовых и Бабе-Яге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"
В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....
Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"
Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...
Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Устное народное творчество"
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Устное народное творчество"...
Внеклассное мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .Задачи: -Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.-развивать познавательную активность обучающихся, п...
Презентация к уроку литературы в 5 классе Устное народное творчество
Презентация к уроку литературы в 5 классе по учебнику Коровиной УНТ...