Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «а» классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока с прописанными УУД , действиями учителя и учащихся на разных этапах урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma_tekhnologicheskoy_karty_uroka_po_1.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку  в  6 «а» классе.

Учитель:Галяпина Н.И.

Тема

Систематизация и обобщение знаний о местоимении

Цель

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о местоимениях

2.  Учить  находить местоимения в тексте  и определять их разряд

3.  Учиться употреблять  местоимения в текстах разных стилей.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь находить местоимения в тексте , определять их разряд , определять синтаксическую роль местоимений в предложении .

1. Владение всеми видами речевой деятельности

2.Применение приобретенных ЗУНов в повседневной жизни

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми  в процессе речевого общения, совместной деятельности 

4. Овладение национально – культурными нормами речевого поведения

Проявление эмоционального отношения  к учебно-познавательной деятельности

Формирование готовности к саморазвитию 

Тип урока

урок обобщения и систематизации умений и навыков

Основные понятия

Местоимение, разряд, синтаксическая роль

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература

Индивидуальная  , групповая

Учебник под редакцией

Презентация PowerPoint

Домашнее задание:

1.  Найти  3  пословицы с местоимением  на тему «Дружба» (*понимать их значение)  , определить разряд местоимений и их синтаксическую роль .(Задание со * выполняется на листочке, если хотите получить дополнительную отметку на 4 четверть )

2.  Составить   3  предложения на тему «Дружба»  , используя местоимения , определить  их синтаксическую роль

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организацион-ный этап.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя, друг друга

Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно –познавательной деятельности 

2.

 Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности

В последние несколько недель мы с вами вели разговор о местоимении , и вот наступил момент , когда можно сказать , что о местоимении мы свами знаем все. Так ли это ? Можем ли мы узнать местоимение «в лицо» , найдем ли его в тексте, сумеем ли написать  правильно , не перепутаем ли с другой частью речи ? Ответы на эти вопросы , я надеюсь, мы получим в конце урока .Итак , сегодня мы с вами Систематизируем и обобщаем наши знания 

Сейчас я предлагаю вам рассказать друг другу все, что вы на сегодняшний день знаете о местоимениях . Работаем  по вариантам : 1 рассказывает 2 , затем меняются

Посмотрите , пожалуйста на экран  ( на экране текст ) Пожалуйста , найдите в этом тексте местоимения  и выпишите их  заполнив таблицу  ( таблица на следующем слайде )

 Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Разряд

 Пример

1. Личные

Я, у нас, мне, у нее, мне

2. Возвратное

3 Вопросительные

4. Относительные

5. Неопределенные

6. Отрицательные

7. Притяжательные

со своей, моя

8. Указательные

9. Определительные

Проверим по экрану , что у вас получилось. Остальные ячейки остались незаполненными. Я предлагаю вам сейчас  заполнить оставшиеся ячейки примерами местоимений . Посмотрите , какими местоимениями можно дополнить  уже заполненные ячейки

Разряд

 Пример

1. Личные

Я, у нас, мне, у нее, мне ТЫ, ВЫ, ОНИ 

2. Возвратное

СЕБЯ

3 Вопросительные

КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?

4. Относительные

КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО, КАКОВ.

5. Неопределенные

НЕКТО , НЕЧТО , НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, КОЕ-ЧТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО –НИБУДЬ

6. Отрицательные

НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО , НЕЧЕГО

7. Притяжательные

со своей, моя, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, ЕГО , ЕЕ , ИХ

8. Указательные

ТОТ , ЭТОТ , ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО

9. Определительные

ВЕСЬ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ

Записывают число (один у доски, остальные в тетради)

Записывают тему урока ( один у доски , остальные в тетради )

Записывают в тетради цели  урока  которые они хотят освоить на этом уроке

Работают в парах , рассказывая друг другу теоретический материал 

Читают текст

 Работают с таблицей

Самопроверка по экрану

Личностные УУД:

развитие уважительного отношения учеников друг к другу.

Регулятивные УУД : умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли

умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,  умение преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач. Умение извлекать нужную информацию.

3. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами будем работать в группах и каждый выберет ту  группу , которая ему больше нравится ( на работу не более 15 минут)

1 группа « Исследователи»

2 группа  « Писатели»

 3 группа  « Ученые»

1 группа « Исследователи»

«Собирает» стихотворение , вставляя  в него пропущенные местоимения , определяет разряд местоимений

1…смотрю вокруг:

  Сто часов … вижу вдруг!

  И часы … разные:

  Чистенькие, грязные,

  Карма…ые, руч(?)ные,

  Настольные, сте..ые.

2. Только трудно догадат(?)ся

    По ч…сам, …  час:

    Б…ют одни ч…сы двенадцать,

    А  …   - восемь раз!

3. …    …  ходят трудно:

     Стонут, бедные, хр…пят.

    А …   …   бе…пробудно

    Под стекля…ой крышей спят.

4.  Дли…ые ч…сы сте…ые

    Кашляют за шкафом.

    - …    …   ч…сы больные, -

   Объяснил мне папа.

   …   …  без исключенья

  Здесь пр…ход…т курс леченья.

2 группа  « Писатели»

1. Прочитать определение.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах,

поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
Композицию лингвистической сказки: составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

2. прочитать пример лингвистической  сказок В.В.Волиной

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Однажды забрела к ним злая колдунья и решила лишить  их радости. При помощи страшного заклятья заставила она людей забыть все имена.

 В царстве наступил беспорядок. Люди не знали, как обратиться друг к другу, не  понимали , о чём идёт речь. Стали жители волшебной страны злыми, мрачными и раздражительными на радость колдунье. Помог людям добрый мудрец с длинной белой бородой. Вместо забытых имён подарил он им короткие слова, которые не называли имена, а лишь указывали на них :я, ты, мы, вы….Потом вернулись забытые имена, но и слова, подаренные мудрецом, прижились у людей.

 Так и появились «вместоимения». А со временем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

3. Придумать свою собственную ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ  сказку на одну из тем: «Наши верные помощники-местоимения», «Первый заместитель существительного», «Мы нужны, чтобы не повторяться».

3 группа «Ученые»

Находят в тексте местоимения , определяют их синтаксическую роль , составляют орфографический диктант  на правописание местоимений ( диктант потом диктуют ребятам , выбирают одного ученика, который работает у доски )

 Однажды на охоте я увидел тетеревов . Собрался уже в них стрелять , но они вдруг разом сорвались  с поляны и исчезли в лесу. Кто спугнул их? Какой-нибудь охотник?

Легкий треск сучьев  заставил меня обернуться . Из кустов на поляну выбрался кто-то на четвереньках . Это не человек, а какой-то зверь . Медведь! Он вылез из –за веток , а  следом за ним  выскочили два медвежонка.

Распределяются по группам

Личностные УУД:

развитие уважительного отношения учеников друг к другу.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли

умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач.  Умение и звлекать нужную информацию

 Предметные УУД: Распознавать местоимения в тексте. Умение корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.  Умение анализировать и характеризовать особенности местоимений. Умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания.

4. Обобщение и систематизация знаний

.

. Выступление групп . Записывают диктант, составленный ребятами ( самооценка)

Личностные УУД:

развитие уважительного отношения учеников друг к другу.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли

умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач. Извлекать нужную информацию

 Предметные УУД:  умение корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.  Умение анализировать и характеризовать особенности местоимений.  Умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания.

6. Рефлексия.

Предлагаю вам сейчас еще раз рассказать друг другу все, что вы знаете о местоимении , с учетом тех ЗУНов, которые вы усвоили на этом уроке . Работаем в парах по вариантам .

Д вернемся к нашим целям и посмотрим : все ли  цели были достигнуты , остались ли еще вопросы , на которые вы не получили ответа?  Я предлагаю каждому из вас сейчас  подумать и оценить свою работу на уроке.

Работа в парах

Коммуникативные УУД: умение полно  и точно выражать свою мысль 

7. Домашнее задание.

1.  Найти  3  пословицы с местоимением  на тему «Дружба» (*понимать их значение)  , определить разряд местоимений и их синтаксическую роль .(Задание со * выполняется на листочке, если хотите получить дополнительную отметку на 4 четверть )

2.  Составить   3  предложения на тему «Дружба»  , используя местоимения , определить  их синтаксическую роль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому в 5 классе "Инфинитив"

Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Глагол». Тема урока – «Инфинитив».Ставилась следующая цель – создать условия для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...