2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности | В последние несколько недель мы с вами вели разговор о местоимении , и вот наступил момент , когда можно сказать , что о местоимении мы свами знаем все. Так ли это ? Можем ли мы узнать местоимение «в лицо» , найдем ли его в тексте, сумеем ли написать правильно , не перепутаем ли с другой частью речи ? Ответы на эти вопросы , я надеюсь, мы получим в конце урока .Итак , сегодня мы с вами Систематизируем и обобщаем наши знания Сейчас я предлагаю вам рассказать друг другу все, что вы на сегодняшний день знаете о местоимениях . Работаем по вариантам : 1 рассказывает 2 , затем меняются Посмотрите , пожалуйста на экран ( на экране текст ) Пожалуйста , найдите в этом тексте местоимения и выпишите их заполнив таблицу ( таблица на следующем слайде ) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Разряд | Пример | 1. Личные | Я, у нас, мне, у нее, мне | 2. Возвратное |
| 3 Вопросительные |
| 4. Относительные |
| 5. Неопределенные |
| 6. Отрицательные |
| 7. Притяжательные | со своей, моя | 8. Указательные |
| 9. Определительные |
|
Проверим по экрану , что у вас получилось. Остальные ячейки остались незаполненными. Я предлагаю вам сейчас заполнить оставшиеся ячейки примерами местоимений . Посмотрите , какими местоимениями можно дополнить уже заполненные ячейки Разряд | Пример | 1. Личные | Я, у нас, мне, у нее, мне ТЫ, ВЫ, ОНИ | 2. Возвратное | СЕБЯ | 3 Вопросительные | КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ? | 4. Относительные | КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО, КАКОВ. | 5. Неопределенные | НЕКТО , НЕЧТО , НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, КОЕ-ЧТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО –НИБУДЬ | 6. Отрицательные | НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО , НЕЧЕГО | 7. Притяжательные | со своей, моя, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, ЕГО , ЕЕ , ИХ | 8. Указательные | ТОТ , ЭТОТ , ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО | 9. Определительные | ВЕСЬ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ |
| Записывают число (один у доски, остальные в тетради) Записывают тему урока ( один у доски , остальные в тетради ) Записывают в тетради цели урока которые они хотят освоить на этом уроке Работают в парах , рассказывая друг другу теоретический материал Читают текст Работают с таблицей Самопроверка по экрану | Личностные УУД: развитие уважительного отношения учеников друг к другу. Регулятивные УУД : умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать. Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, умение преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Умение извлекать нужную информацию.
|
3. Актуализация знаний | Сегодня мы с вами будем работать в группах и каждый выберет ту группу , которая ему больше нравится ( на работу не более 15 минут) 1 группа « Исследователи» 2 группа « Писатели» 3 группа « Ученые» 1 группа « Исследователи» «Собирает» стихотворение , вставляя в него пропущенные местоимения , определяет разряд местоимений 1…смотрю вокруг: Сто часов … вижу вдруг! И часы … разные: Чистенькие, грязные, Карма…ые, руч(?)ные, Настольные, сте..ые. 2. Только трудно догадат(?)ся По ч…сам, … час: Б…ют одни ч…сы двенадцать, А … - восемь раз! 3. … … ходят трудно: Стонут, бедные, хр…пят. А … … бе…пробудно Под стекля…ой крышей спят. 4. Дли…ые ч…сы сте…ые Кашляют за шкафом. - … … ч…сы больные, - Объяснил мне папа. … … без исключенья Здесь пр…ход…т курс леченья. 2 группа « Писатели» 1. Прочитать определение. Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления. Особенности лингвистической сказки: - лингвистическая сказка объясняет нам законы языка; - ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения; Композицию лингвистической сказки: составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка. 2. прочитать пример лингвистической сказок В.В.Волиной В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Однажды забрела к ним злая колдунья и решила лишить их радости. При помощи страшного заклятья заставила она людей забыть все имена. В царстве наступил беспорядок. Люди не знали, как обратиться друг к другу, не понимали , о чём идёт речь. Стали жители волшебной страны злыми, мрачными и раздражительными на радость колдунье. Помог людям добрый мудрец с длинной белой бородой. Вместо забытых имён подарил он им короткие слова, которые не называли имена, а лишь указывали на них :я, ты, мы, вы….Потом вернулись забытые имена, но и слова, подаренные мудрецом, прижились у людей. Так и появились «вместоимения». А со временем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями. 3. Придумать свою собственную ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ сказку на одну из тем: «Наши верные помощники-местоимения», «Первый заместитель существительного», «Мы нужны, чтобы не повторяться». 3 группа «Ученые» Находят в тексте местоимения , определяют их синтаксическую роль , составляют орфографический диктант на правописание местоимений ( диктант потом диктуют ребятам , выбирают одного ученика, который работает у доски ) Однажды на охоте я увидел тетеревов . Собрался уже в них стрелять , но они вдруг разом сорвались с поляны и исчезли в лесу. Кто спугнул их? Какой-нибудь охотник? Легкий треск сучьев заставил меня обернуться . Из кустов на поляну выбрался кто-то на четвереньках . Это не человек, а какой-то зверь . Медведь! Он вылез из –за веток , а следом за ним выскочили два медвежонка.
| Распределяются по группам
| Личностные УУД: развитие уважительного отношения учеников друг к другу. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать. Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Умение и звлекать нужную информацию Предметные УУД: Распознавать местоимения в тексте. Умение корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью. Умение анализировать и характеризовать особенности местоимений. Умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
|
4. Обобщение и систематизация знаний . |
|
. Выступление групп . Записывают диктант, составленный ребятами ( самооценка)
| Личностные УУД: развитие уважительного отношения учеников друг к другу. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД : умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать. Познавательные УУД: умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Извлекать нужную информацию Предметные УУД: умение корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью. Умение анализировать и характеризовать особенности местоимений. Умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
|