Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка
в 5 классе на тему
«Времена глаголов»
с применением информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ООШ с.Подлесово
Конспект урока русского языка
в 5 классе на тему
«Времена глаголов»
с применением информационных технологий
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Лощева В.А.
2014-2015уч.г.
Пояснительная записка
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами.
Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий .
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования .
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.
Урок разработан в соответствии с программой русского языка для основной общеобразовательной школы.
Тема урока: «Времена глагола».
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Тип урока: комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и получение новых знаний о временах глагола.
Цель урока:
Совершенствование навыка определения временных форм глагола.
В ходе урока решаются следующие задачи:
Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола и образовывать их.
- Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности;
- Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову через сказки А.С. Пушкина.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
По своей структуре данный урок является комбинированным.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Закрепление знаний учащихся о временных формах глагола в речи. Совершенствование умений правильно определять временные формы глаголов. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Методы и приемы:
- исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей.
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые приехали сегодня в нашу школу и пожелаем всем доброго здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться результатов | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Мотивация | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Читает под музыку Бетховена стих. отрывок Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Все Ваши строчки хороши, Частичка Вашей в ней души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет. - Ребята, как вы думаете, кому посвящены эти строчки? - Конечно, это великий русский поэт А.С. Пушкин. Творчество Пушкина многогранно. Знакомство с ним начинается еще в раннем детстве со сказок. Вот и сегодня на уроке мы с вами еще раз откроем страницы сказок А.С. Пушкина. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) |
3. | Актуализа-ция знаний | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | -Давайте прочитаем отрывок из сказки Пушкина. Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Сказка о рыбаке и рыбке. -Какие слова обозначают действия сказочных персонажей? Глаголы. - Давайте их выпишем. Сидит, стоит, ругает, выпросил. -Что общего и что объединяет эту группу слов? Какое слово лишнее и почему? -Читаем второй стихотворный отрывок. - Назовите сказку. Сказка о царе Салтане. - Выпишите глаголы. Пряли, была, говорит, приготовила. - Прочитаем следующий отрывок. - Из какой он сказки? Сказка о золотом пе-тушке. - Выпишите глаголы. Посади, молвил, будет. -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Времена глагола». - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? - Определяет вместе с учениками цели урока. | Читают стихотв. отрывки, называют сказки. Выписывают на доске глаголы, определяют лишний глагол (по вопросу). Определяют тему и цели урока. | Познавательные: осознавать познавательную задачу. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы,осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других. |
4. | «Открытие» новых знаний | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | - Ребята, а что такое время? Время - это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи. - Сегодня на уроке мы проведем исследование временных форм глагола. Вопросы для исследования 1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К какому виду относятся? 4. Какие имеют окончания? 5. Как изменяются? (определить число, лицо, род) 1 группа Предмет исследования: глаголы прошедшего времени. 2 группа Предмет исследования: глаголы настоящего времени. 3 группа Предмет исследования: глаголы будущего времени. Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. | Начинают групповую работу по исследованию временных форм глагола. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. |
5. | Закрепление, обобщение материала. | Слайд 16 | Слушает результаты исследования учащихся корректирует /при необходимости/. Составление обобщающей таблицы. Работа с таблицей. - Какие особенности есть у каждой времен-ной формы глагола? - Чем отличаются временные формы глагола друг от друга? - Что общего? | Зачитывают результаты своего исследования. Делают обобщающий вывод | |
6. | Контроль усвоения полученных знаний. Интерактив-ный тест. | Слайды 17-29 | Учитель читает вопросы и варианты ответа, а ученики выбирают правильный Подводится итог теста, выставляются отметки. | Отвечают на вопросы теста. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль |
7. | Рефлексия. | Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями. Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). | Делают самоанализ. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | |
8. | Домашнее задание. | Слайд 30 | Выписать из сказок А.С. Пушкина глаголы прошедшего, настоящ. и будущего времени. |
Вывод.
Проведение урока с применением учебного оборудования позволяет добиться следующих результатов:
- рационально использовать учебное время;
- своевременно выявлять и корректировать пробелы в знаниях учеников;
- повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- объективно оценивать ЗУН учащихся;
- систематически контролировать администрации уровень обученности детей;
- система дает универсальное средство для оценки знаний учащихся всего региона или одной школы в режиме реального времени.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
• Учебник Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.
• http://www.yandex.ru//">Ankor> для поиска изображений и дополнительной информации;
http://www.googl.ru//">Ankor> для поиска изображений и дополнительной информации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-211441-1607027316.jpg)
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-211441-1607027316.jpg)
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-386456-1537018383.jpg)
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...