Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка"
классный час по русскому языку на тему
Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
За чистоту русского языка | 24.58 КБ |
За чистоту русского языка | 425.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «За чистоту русского языка»
Цели:
- воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;
Оборудование:
- стенды, высказывания известных людей о русском языке;
- презентация.
Ход мероприятия
Ученик читает стихотворение
Мужество.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учитель. Это стихотворение Анны Ахматовой было написано в годы Великой Отечественной войны. Пожары, бомбежки, кровь, смерть… А люди думали о будущем, о том как сохранить родной русский язык, а значит сохранить русскую нацию. Ведь речь – это язык национальной культуры, «геральдика» языка.
А эмблема, где нарушен даже едва заметный элемент, перестает быть эмблемой. Это международные правила, и если следовать им, то русский язык, употребляющийся в речи с ошибкой, это уже подделка. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным и чистым, что не стыдно его передавать следующим поколениям?
Ответы детей.
Мы не можем сказать, что сохранили чистым русское слово. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, мы, порой, бравируем сленговыми, нецензурными словами.
Учитель. Как вы думаете, если речь всех людей в государстве грязная, засорена плохими словами, может ли такое государство быть великим?
Ответы детей.
Нет, конечно. Поэтому сегодняшний наш разговор – разговор государственной важности. Мы будем говорить о чистоте русского языка (слайд 1)
Учитель:
Словно травы шелестят слова
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорят «целебная трава»
Есть слова целительные тоже.
Я смотрю, на луг, в цветы одетый.
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас Бог дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки.
А порой с собою нету сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы!
Есть сухие, как степной ковыль.
Есть слова, рождающие слезы,
Горькие слова, слова полынь…
Словом можно душу искалечить.
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить.
Учитель
Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа
Какую силу имеет наше слово?
Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, совершает зло, хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”, “Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их болеевосьмиста.”
И, конечно же, я уверена, вы с легкостью одолеете следующее задание. (Слайд 2-3)
Вам, конечно, известно, как грубо, порой, с языком обращаются. Всем нам приходится слышать брань и сквернословие, видеть на стенах нецензурные слова. Как это оскорбляет нас, оскорбляет наш язык!
Ведь создавался он для, ДОБРЫХ, ХОРОШИХ СЛОВ, для того чтобы мы высказывали на нем друг другу нашу ЛЮБОВЬ и СОЧУВСТВИЕ. Мы же вводим в свою речь черные, злые слова. И хотя сказано в пословице: «Брань на вороту не виснет», ученые доказали – плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всех, в том числе, и самому сквернослову. Сквернословие очень быстро разрушает интеллект. Особенно это касается детей. В медицине известен даже термин «синдром Туретта». При этом заболевании человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить.
Еще одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других. (Слайды 4-5)
Наш язык страдает не только из-за слов-паразитов, неправильного произношения, но порой «хромает» правописание. Многочисленные ошибки встречаются в рекламной продукции, объявлениях. (Слайд 6-12)
Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.
Давайте попробуем определить болезни языка.
В результате на доске появляются следующие записи:
- засилие жаргона,
- скудность, однообразность лексики,
- в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина,
- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,
- иногда неоправданное употребление иностранных слов.
Вывод: Речь засоряется и огрубляется.
– На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?
- отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;
- бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и что ведущая роль принадлежит учителю;
- в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству;
- Какими чертами должна обладать правильная речь?
– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
– Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
– Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)
“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками! Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору. Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю... Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...
В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…(Василий Акимович Никифоров-Волгин)
Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д.
И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь?
Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия:
– Не говорите плохих слов сами.
– Не копируйте других.
– Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
5. Итоги урока: Обсуждение услышанного и записанного на уроке:
- О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?
- Как проблему сквернословия будете решать для себя?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Облегчить Скольких Обеспечение Средства Щавель Баловать Столяр Расставьте ударение в следующих словах:
Звон и т Крас и вее Катал о г Т о рты Жалюз и Догов о р Кварт а л Облегч и ть Ск о льких Обесп е чение Ср е дства Щав е ль Балов а ть Стол я р Проверь себя
Во – первых, наблюдается использование жаргонизмов не только в молодёжной среде, но и в средствах массовой информации. Во – вторых, одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её словами – паразитами : «как бы», «значит», «типа того», «в смысле», «ну – у». Жаргонизмы Проблемы засорения русского языка
Тормоз – глупый; Клёвый – хороший; Оторваться – веселиться; Предки – родители; Прикинь – представь; Наезжать – приставать; Не базарь – не говори; Не гони – не обманывай; В смысле – как понять; Оттянуться – отдохнуть. Несданный экзамен – хвост; Голова – кумпол; Телевизор – телек; Домашка – домашнее задание; Уйти – слинять; За бугром – за границей; Тачка – машина; Тащусь – восхищаюсь; Ящик – телевизор. Вот некоторые из них: "Употребление жаргонной лексики ,- пишет языковед Л. И. Скворцов,- засоряет и огрубляет разговорную речь".
о
– Не говорите плохих слов сами. – Не копируйте других. – Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка". 5 кл.
Данная презентация может быть использована в 5-6 классе. Содержит занимательный материал, прививающий бережное отношение к русскому языку. Содержит стихотворения о русском языке, сочиненные сами...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....
Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»
Через выявление особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка....
Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".
Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»". Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...