Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Кузовлева Ирина Васильевна

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agitbrigada.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Агитбригада

«Мы за чистоту русского языка».

Ученик 1 .

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

          Ученик 2.  С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая друг с другом на переменах, с продавцом в магазине, с родителями дома,- все это русский язык.

Ведущий 1. Трудно сказать, с какого возраста человек осознает, что для решения всех проблем, больших и малых, есть прекрасное средство – язык.

Ведущий 2. Я росла, а вместе со мной рос мой язык, прекрасный русский язык. Меня «поили» им с рождения, с колыбели слышала я самую чистую русскую речь из сказок Пушкина, эти дивные родные слова впитала я в себя, они просто пришли ко мне и ласково легли в душу.

Ведущий 3. Родной язык, язык моих любимых поэтов и писателей помог увидеть серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, журавлиный косяк в небесной лазури. Увидела и изумилась! Без него, без русского языка,  осталась бы я нема и глуха к этим красотам.

Ведущий 4. Доброе и злое, смелое и робкое, мудрое и глупое, искреннее и лживое – все это о слове, с помощью которого можно и признаться в любви, и укорять в ненависти, рассказывать о подвиге и о предательстве.

Ученик 1:      

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученик 3:

Всему название дано,

К примеру, зверь, предмет.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Ведущий 5:  Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

Ведущий 6:  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий , правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!    Иван Сергеевич Тургенев

Ведущий 1. Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.                   Алексей  Николаевич Толстой

Ведущий 2. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.      Александр  Иванович  Куприн

 Ведущий 3.  Слово- это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как  заново – непринужденно, свободно и величественно.

Ученик 3:      

О, как французским усмиряли

Вольнолюбивый мой язык!

Сперва к салонам примеряли,

Но он к салонам не привык.

Его монголы укрощали,

Плетьми, стегая на бегу.

А он, без жалоб и печали,

Богаче стал назло врагу!

Язык мой немцы сокращали,

В учителя  пробравшись к нам,

От слов мужицких очищали:

«Зачем России лишний хлам?»

Было и это, было, было…

Что было, то было, быльем поросло…

Много с тех пор воды утекло…

Ведущий 4.  Современное состояние русского языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, ученых-лингвистов, писателей. К сожалению, сейчас для нашего богатого и красивого языка настало трудное время; происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности.

Звучит музыка «Фильм, фильм, фильм…»

Девочка и мальчик:

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

Ведущий 6.  Вот  что происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком?» Люди  стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять.

Ведущий 5.  С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса!

   Сказка «Красная Шапочка сегодня»

 Чтец 1.В одной деревушке девчушка жила.

Деревня ее Красной  Шапкой звала.

Носила она молодежный прикид,

А шапочка стиль создавала и вид.

Жила она с мамой, общалась с друзьями,

Но только ее не понять было маме.

Такие она говорила слова…

У мамы от них кругом шла голова…

Чуть что не по ней, сразу ЛАЖА, ОТСТОЙ.

Такой разговор. Тут хоть падай, хоть стой.

Чтец 2.У девочки этой бабуся была.

Она на окраине леса жила.

И мама однажды дочурке сказала,

Что бабушку внучке проведать пора.

Корзиночку бабушке надо доставить,

Корзиночку Шапочка приподняла,

В руках подержала и произнесла:

К.Ш.«Заметано, чикса, и нету базара.

Корзиночка эта – совсем не запара.

Доставлю ее, ясен пень, в лучшем виде,

Старушка, в натуре, не будет в обиде».

Чтец 1. Закинув корзину свою в рюкзачок,

Отправилась Шапочка прямо в лесок.

А там уж ее поджидал Серый Волк.

В хорошей еде он, уж точно, знал толк.

Девчушка по лесу спокойно шагала

И РЭП по дороге бабуле слагала:

К.Ш.«Доставлю я хавчик бабусе своей,

Вот только дочапать бы к ней поскорей.

И, главное, надо не тормозить,

А после уж можно на все мне забить!»

Чтец 2.И только она перестала читать,

Как кто-то вдруг за руку девочку хвать.

Она оглянулась – увидела Волка,

Что крался по лесу за ней втихомолку.

К.Ш.« «Здорово, чувак,- Шапка Волку сказала,-

Отпустишь меня, и не будет базара,

Иначе сейчас наваляю тебе,

Откинешь копыта в неравной борьбе».

Волк: «Конечно, конечно, ступай себе с миром.

Шустра  ты, а значит, домчишься ты мигом.

Вот  только, скажи мне, куда держишь путь,

Наверное, надо тебе отдохнуть.»

К.Ш. «Да что ты, ушастый, опять наезжать,

Врубайся скорей! Что, не можешь догнать?

Киляю к бабусе, похавать несу,

Ватрушки, икру, пирожки, колбасу.

Чтец 1. Не знала девчушка дороги короче,

К бабусе своей добралась только к ночи.

Тем временем Волк добежал до бабули,

Домчался быстрее  стремительной пули.

Старушка открыла, а Волк налетел,

И нашу бабусю немедленно съел.

 Надел ее чепчик, улегся в кровать

И мордой в подушки уткнулся.

Чтец 2.Тут  Шапочка  к бабушке смело вошла

И у постели, как тень, замерла.

Но  Волк оттолкнул ее со словами:

Волк: «Иди-ка, голубушка, ты к своей маме

И у нее поучись говорить,

Чтобы культурной и грамотной быть!!!»

К.Ш. и  Волк.Чтобы друг друга нам понимать,

Не надо, ребята, язык засорять!

Ведущий 1. Ну, и все ли вам понятно?  Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком!

Ученик 2.
Язык, великолепный наш язык. 

Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

Ученик  3.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Ведущий 6.Берегите чистоту языка как святыню! Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

                                                     И.С.Тургенев

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"

В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"

Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...