Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка". 5 кл.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Данная презентация может быть использована в 5-6 классе. Содержит занимательный материал, прививающий бережное отношение к русскому языку. Содержит стихотворения о русском языке, сочиненные самими учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._meropr.zip | 555.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 378 Кировского района
г.Санкт-Петербурга
Конспект внеклассного мероприятия
по русскому языку
в 5 классе
«За чистоту языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Артеменко Светлана Валерьевна
СПб
2012
Цели:
- воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;
- способствовать сплочению коллектива класса.
Оборудование:
- стенды, высказывания известных людей о русском языке;
- презентация.
Ход мероприятия.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку, которое называется «За чистоту языка».
Слайд 2
Мы, с младенческого возраста говорящие на русском языке, все же знакомы с ним недостаточно. И часто родной язык бывает скрыт от нас за семью печатями. А ведь он, как живое существо: искренний, добрый, сердечный, улыбчивый, с лукавинкой… С ним можно играть и дружить.
Сделайте же шаг ему навстречу. Слушайте язык, как прекрасную музыку, старайтесь уловить ритм фраз, и это поможет вам правильно расставить знаки препинания. Вчитывайтесь и вдумывайтесь в смысл слов, и тогда раскроются одна за другой тайны языка.
Многим, наверное, понятно выражение «роскошь человеческого общения». Но «роскошь общения» может быть и с языком, и с творениями литературы и искусства. Когда тебе понятны тонкости, нюансы, оттенки произведения, ты испытываешь беспредельную радость. Надо развивать в себе чувство прекрасного, тонкий вкус, чтобы стать сопричастным высокому искусству, в том числе – искусству СЛОВА, чтобы убедиться, что родной наш русский язык – красивейший в мире, что он – драгоценность.
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Учитель: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий, и мы в этом не раз убедимся.
Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека. Об этом и о многом другом мы и поговорим.
Чтец 2 (читает стихотворение В.А.Солоухина “Слово о словах”)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. (Слайды № 3 – 5) (Обратить внимание детей на обилие эпитетов и метафор в этих высказываниях).
Задание: Ребята, дома вы подбирали высказывания поэтов и писателей о языке. Давайте прочитаем их и поразмышляем над этими высказываниями. (Ученики читают подобранные дома цитаты и высказывают свои мнения.)
Задание: А какими эпитетами вы бы смогли описать русский язык? (учащиеся приводят примеры эпитетов).
Учитель: Очень приятно сознавать, что и среди нас есть юные поэты, прославляющие русский язык. (Слайд № 6 - 7)
Учитель: какую силу имеет наше слово?
Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, совершает зло, хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”, “Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
И конечно же, я уверена, вы с легкостью одолеете следующее задание (Слайд 9 - 10)
Учитель: Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник, многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, Русский Язык! (Слайд № 11)
Учитель: А драгоценность необходимо беречь, хранить, защищать.
От кого же защищать?
Да, в первую очередь, от нас самих!
Вам, конечно, известно, как грубо, порой, с языком обращаются. Всем нам приходится слышать брань и сквернословие, видеть на стенах нецензурные слова. Как это оскорбляет нас, оскорбляет наш язык!
Ведь создавался он для, ДОБРЫХ, ХОРОШИХ СЛОВ, для того чтобы мы высказывали на нем друг другу нашу ЛЮБОВЬ и СОЧУВСТВИЕ. Мы же вводим в свою речь черные, злые слова. И хотя сказано в пословице: «Брань на вороту не виснет», ученые доказали – плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всех, в том числе, и самому сквернослову. Сквернословие очень быстро разрушает интеллект. Особенно это касается детей. В медицине известен даже термин «синдром Туретта». При этом заболевании человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить.
Еще одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других (Слайд № 12)
Сатирик Ростислав Кривицкий в произведении “Дополнительные правила русского языка” в пародийной форме использует несоответствие между формой, в качестве которой он берет поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, и содержанием, которым пародист критикует употребление слов-паразитов. Послушайте, как это звучит у пародиста (Слайд № 13)
Чтец 3 (читает стихотворение А.Фета «Лишь у тебя, поэт,…»):
Лишь у тебя, поэт,
Крылатый Слова звук.
Хватает на лету
И закрепляет вдруг
И темный бред души,
И трав неясный запах.
Слово- это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как заново – непринужденно, свободно и величественно.
А послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом, - их речь лающая, грубая и грязная. К сожалению, сквернословие и нецензурные выражения в последние годы получили настолько широкое распространение, что бороться с этим пагубным явлением стало значительнее сложнее, но, безусловно, нужно.
(Сценка)
1 ведущий
Мы предлагаем отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.
2 ведущий
Мы поедем за границу?
1 ведущий
Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Навстречу друг другу выходят Степа и Кирилл
Степа: Привет, Кирилл!
Кирилл (небрежно): Салют, дерево!
Степа (недоуменно): Ой, где дерево?
Кирилл (объясняет): Это же ты, кореш.
Степа: Я не корень, я парень… Кирилл, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Полина?
Кирилл: Отпад!
Степа: Что???
Кирилл: Ну, ништяк!
Степа: Ой, а что это?
Кирилл: Это значит, что прикид у нее клевый!
Степа: Что она прикидывает и кого клюет?
Кирилл: Ну, убойная чувиха.
Степа (испуганно): Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Кирилл (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Степа: Это что – в карты поиграть?
Кирилл: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Степа (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Кирилл: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Степа: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Кирилл (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Степа: Это я, наверно, ручкой испачкался.
Кирилл: Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Степа: С мочалками на хате? (Растерянно). Это в бане с губкой?
Кирилл: Ты лох, что ли?
Степа: Нет, я не оглох.
Кирилл (кричит): Ты не въезжаешь, что я мелю?
Степа: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Кирилл: Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Степа: Я колбасу утром ел, это верно.
Кирилл: Ты что – упертый?
Степа (возмущенно): Я ничего не упер, потому что не ворую.
Кирилл: О! (Хватается за голову). Ты меня свое тупостью просто убил.
Входит Полина.
Полинка-картинка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Полина (удивленно): Здравствуй, Кирилл.
Кирилл: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Полина (пятится): Я тебя не понимаю, Кирилл, ты болен?
Степа: Не, просто бубен у тебя симпотный.
Полина (непонимающе): Кто – потный?
Степа: Нет, вообще ты классная.
Полина: А из класса я давно уже ушла.
Кирилл: Ну, так как, в киношку слиняем?
Степа: Полина, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Кирилл говорит: “Не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Полина: Я пойду в кино, но только не с тобой, Кирилл, а с тобой, Степа. (Берет Степу под ручку)
Кирилл завистливо смотрит, как Степа прогуливается Полиной.
Кирилл: Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Степа: Больше не будешь так разговаривать?
Кирилл: Больше не буду.
Учитель: Русским языком владеет более 288 млн. человек в мире. Именно этим и продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.
А закончить наше сегодняшнее занятие я хочу стихотворением И.Бунина (Слайд № 13)
Список использованной литературы
Список источников:
1.Боброва Л.В. Классные часы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2.Великий и могучий русский язык. 2007. №10
3.Внеклассные мероприятия: 7 класс/ Авт.-сост. Л.Л.Загумёнова.-М.: ВАКО, 2008.- 176с.- (Мозаика детского отдыха).
Чтец 2 (читает стихотворение В.А.Солоухина “Слово о словах”)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....
Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка"
Внеклассное мероприятие "За чистоту русского языка"...
Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»
Через выявление особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка....
Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".
Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»". Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...