Буква Ы после приставок,оканчивающихся на согласный.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме “Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный”.

Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Научиться самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок на согласную;
  2. Опираясь на полученные знания, составлять графическую  схему изученного  правила;
  3. Развивать навык  использования на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок на согласную.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Какие виды приставок мы изучили?

- От чего зависит их написание?

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Рассмотрите слова на доске. Что изменилось в них с появлением приставки?

Интересный - безынтересный, известный - безызвестный, итог - подытожить, история - предыстория.

- Какие приставки могут изменять буквы И в корне на Ы?

Дети выводят правило: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем, который начинается с и, пишется ы.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Из предложенных слов выпишите те, которые не подчиняются только что выведенному нами правилу, обозначьте в них приставки. (слова записаны на доске)

Безысходный, безыскусный, дезинформация, контригра, безыдейный, межиздательский, розыск, сверхинтересный, отыгрывать, безынициативный.

- Как вы думаете, почему в этих словах буква И не меняется на Ы? Какие перед нами приставки с точки зрения происхождения? Какой отсюда вывод можно сделать?

  1. Первичная проверка понимания

Работа с учебником: упр. 640.

Ученице нужно было составить перечень слов, в которых после приставки на согласный пишется буква ы. Проверьте, правильно ли она решила задачу.

1) Подыграть, подыскать, подышать, подытожить, подымить.

2) Предыстория, предыдущий, предымный.

3) Розыгрыш, розыск, розы.

Что помешало ученице правильно решить задачу? Исправьте ошибки, записав нужные слова.

  1. Первичное закрепление.

- От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

(работа на раздаточном материале)

История –

Идущий –

Искать –

Известный –

Интересный –

Институтский –

Играть –

Изысканный –

Исходный –

Издательский –

  1. Д/З
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

В данном материале представлены все четыре вида орфограмм, связанных с правописанием приставок. На примере урока показано, как надо подводить учащихся к решению  проблемы выбора гласных после при...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»...

Урок в 5 классе на тему "Правописание приставок, оканчивающихся на з и с"

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС ООО второго поколения. Материал содержит технологическую карту урока, презентацию и лист обратной связи....

Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.

Конспект урока на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-"....

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....