Русский язык в 9 классе. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Конспект урока с ипользованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
На уроке используется принцип сознательности и активности,доступности эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 58.5 КБ |
russkiy.pptx | 466.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 62
Урок по теме:
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(9 класс)
Составила: Лукьяненко Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Крымск, 2015
Тема: « Cочинение - рассуждение на лингвистическую тему»
Цели:
1.Обучающие:
- продолжить формировать умение писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, формировать умения анализировать прочитанный текст, определять языковые явления, необходимые для аргументации.
- повторить ранее изученный материал по подготовке к сдачи экзамена.
2.Развивающие:
- развивать навыки монологической речи учащихся ( устной и письменной) в форме рассуждения, подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением – рассуждением.
3.Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к слову;
-любовь к русскому языку и литературе;
-любовь к своей стране и культуре.
Оборудование:
- индивидуальные папки « Подготовка к ГИА», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки, тексты, задания по группам.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка темы и цели урока.
Ребята! Впереди вас ждет очень важное испытание – выдержать выпускные экзамены. В этом году экзаменационная работа состоит из 3-х частей:
Сжатое изложение
Тестовая часть( задания №2-14)
Сочинение – рассуждение на альтернативную тему (задания № 15.1, 15.2, 15.3)
II. Повторение пройденного материала. ( работа по группам)
- Давайте вспомним, что значит «сжатое изложение?»
1-я группа работает над сжатием предложений:…Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги .
2-я группа работает над сжатием предложения ( Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
3-я группа работает над предложением ( И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. )
Повторение тестовой части
Задание по группам (слайд №1)
Из записанных слов 1-я группа выбирает словарные слова;
2-я группа выбирает слова на орфограмму «Правописание приставок»
3-я группа выбирает слова на орфограмму « Н, нн в прилагательных и причастиях»
(Блокнот, приоткрыв, галерея, вспоминал, искусственный, обаяние, прилипали, бесконечные, безжалостный, президиум, претендент, приоритет, взвилась, придумал, раздумывая, вследствие, конгресс, оригинальный, препятствие, цивилизация, шефствовать, восхищался, чопорный, ядреный, таинственный, длинный, стеклянный, уничтоженный, нарисованные, набраны..
III. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
А теперь давайте вспомним, что мы должны делать в заданиях 15.1, 15.2, 15.3?
Мы сегодня остановимся еще раз на задании 15.1( сочинение – рассуждение на лингвистическую тему( слайд №2)
Мы уже пробовали свои силы в этом виде работы, но чем чаще мы будем это делать, тем глубже будут ваши знания и вы увереннее будете чувствовать себя на экзамене. Сочинение мы будем писать, размышляя над высказыванием Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение» . ( слайд № 3)
Мы будем работать с текстом, поэтому давайте вспомним, какие типы текса вам известны? ( повествование, рассуждение, описание) .В чем особенности сочинения-рассуждения? Вспомним структуру такого сочинения.
- Тезис
- Аргументация
- Вывод
А что значит сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? Обратимся к этимологии слова «лингвистический»( 1-я группа )
Произошло от слова «лингвистика» (языкознание, языковедение, от лат. Lingua – язык – наука, изучающая языки, работа со словарем). Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, антонимах, синонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, об изобразительно – выразительных средствах .
По каким критериям мы будем оценивать? Давайте рассмотрим их. ( у каждой группы на столе критерии оценивания) .
2-я группа напомнит нам план написания сочинения – рассуждения( слайд №4)
1.Тезис ( формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней).
2.Аргументация
а) аргумент - пример №1
б) аргумент – пример №2
3.Вывод
3. Этап изучения нового материала
Начнем работу над высказыванием с усвоения этапов работы над сочинением
Алгоритм работы предлагает 3-я группа
1.Прочитать цитату.
2.Найти ключевые слова, определить основную мысль.
3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.
4.Найти примеры из текста, назвать роль.
IY. Этап применения знаний в новых условиях
Возвращаемся к нашему высказыванию
а) работаем над ключевыми словами ( 1-я группа)
б) определяем роль эпитетов в речи ( 2-я группа)
ЭПИТЕТЫ:
- усиливают выразительность, образность языка произведения;
- придают художественную, поэтическую яркость речи;
- обогащают содержание высказывания;
- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
- создают живое представление о предмете;
- оценивают предмет или явление;
- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
в) теоретический материал ( 3-я группа)
Эпитет ( от греч.epitheton - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа.
Слово учителя: В качестве6 эпитета могут выступать прилагательные ( кроткий лик – С.Есенин, эти бедные селенья, эта скудная природа – Ф.Тютчев, край заброшенный – С.Есенин,
Существительные: Вот он, вождь без дружин –М.Цветаева, Молодость моя! Моя голубка смуглая – М.Цветаева (слайд№7)
, Физминутка
Повернуться друг к другу, улыбнуться,
пожелать успеха, Взять в руки карандаш, потереть его в своих ладонях, наточенным концом несильно надавить на подушечки пальцев, снять напряжение.
V. Знакомство с текстом
Исходный текст
Сказка
Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...
Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...
- Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.
- Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...
- Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.
- Страшно ночью в лесу...
- Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...
Но дитя вдруг подымает голову.
- Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"
И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:
- Спа-си-те!
- Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...
- Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.
- Спасите!
- Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...
- Лежи, дурак... Не наше дело...
В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:
- Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Это голос черствого благоразумия.
Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
- Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
- Спа-си-те!
Молчание...
1920
а) работа с текстом, нахождение эпитетов
б) написание сочинения – рассуждения
VI Итог урока
а) Лидер группы ставит оценку в своей группе
б) Анализ написанного сочинения по критериям (сочинение хранится в папке «Подготовка к ГИА)
в) Домашнее задание ( подобрать примеры из художественной литературы, подтверждающие важную роль эпитетов в тексте).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбери правильно слова: Блокнот, приоткрыв, галерея, вспоминая, искусственный, обаяние, прилипали, бесконечные, безжалостный, президиум, претендент, приоритет, взвилась, придумать, раздумывая, вследствие, конгресс, чопорный, таинственный, длинный, стеклянный, уничтоженные, нарисованные, набраны, шефствовать, оригинальный, препятствия.
Д.Э.Розенталь: ,,Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведения.”
Схема рассуждения: 1. Тезис 2. Аргументация 3. Вывод
План написания сочинения-рассуждения 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней) 2. Аргументация А) аргумент-пример № 1 Б) аргумент-пример № 2 3. Вывод
Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать цитату 2. Найти ключевые слова, определить основную мысль 3. Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию. 4. Найти примеры из текста, назвать роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
Урок русского языка в пятом классе....
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Русский язык. 9 класс. По программе Л.Я. Тростенцовой. Конспект урока:"Сложноподчинённое предложение".
Тема урока:"Сложноподчинённое предложение"....
Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.
В презентации представлен материал "Готовимся к написанию сочинения ОГЭ 15.2. " Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...