Рабочая программа курса по выбору "Уроки словесности", 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» основана на авторской программе Р.И.Альбетковой « Русская словесность. От слова к словесности». Дрофа, 2008г.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
- Учить читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
- Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
- Учить создавать собственный текст.
- Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
- Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
- Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Раздел 2. Общая характеристика курса
Программа элективного курса «Уроки словесности» предназначена для учащихся 9 класса.
В системе школьного образования учебный предмет «Уроки словесности» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.
Учебник состоит из 2-ух частей. В первой части рассматриваются ресурсы языка как материала словесности. Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык.
Во второй части показаны свойства произведения словесности как единства художественного содержания и его словесного выражения, здесь центральной является проблема художественного образа. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.
В заключительном разделе подведены итоги всему изученному в 7 – 9 классах.
Каждый раздел в учебнике завершается обобщением, которое поможет выделить главное, наиболее существенное в изученном.
В разделе «Проверьте себя!» предлагаются задания, выполняя которые, учащиеся будут применять изученные приёмы построения речи, использовать их в создании собственных произведений.
Завершает книгу краткий словарь «Важнейшие термины словесности». К этому разделу нужно обращаться во всех случаях, когда нужно вспомнить изученное прежде.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Ценностные ориентиры курса:
Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
Словесность, в узком смысле слова, - это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями
Словесностью также называются все науки о языке и литературе.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Раздел 3. Место учебного курса в учебном плане
В 9 классе предусматривается на изучение курса русской словесности 34 часа (1 час в неделю). Запланировано 31 час. Не запланированы уроки 1и 9 мая, т. к. являются праздничными выходными днями согласно ТК РФ.
Раздел 4. Содержание учебного курса
Содержание программы.
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.
Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.
Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Раздел 5. Тематическое планирование
№ п. п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Средства художественной изобразительности | 10 + 1 часов |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 4 часа |
3 | Историческая жизнь поэтического слова | 5 часов |
4 | Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения | 6 часов |
5 | Произведение словесности в истории культуры | 6 часов |
6 | Что вы узнали на уроках словесности | 1 час |
7 | Важнейшие термины словесности | 1 час |
Характеристика основных видов деятельности:
Речевая деятельность.
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т.п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения
- технология критического мышления
- системно-деятельностный подход
Формы организации учебной деятельности:
- урок
-урок-практикум
-развитие речи
- работа в парах
- групповая работа
- индивидуальная работа
-самостоятельная работа
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
- Теоретические сведения об основах словесности
- Роды, виды и жанры словесности
- Роль выразительных средств языка в художественной речи
- Особенности устной и письменной речи
Раздел 6. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Форма урока | Формы организации познавательной деятельности | Форма контроля | Требования к уровню усвоения материала | Домашнее задание | Дата проведения
| |
1. | Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.6 – 9.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве» | 01.09 | |
| |||||||||
2 | Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.13-14. | 08.09 | ||
3. | Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 14 – 16. | 15.09 | |
4. | Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 18 – 20. | 22.09 | |
5. | Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 24 -26. | 29.09 | |
6 | Парадокс и аналогизм, их роль в произведении. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.27 – 28. | 06.10 | |
7 | Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 31 – 34. | 13.10 | |
8 | Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 35 – 38. | 20.10 | |
9 | «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 39, индивидуальные задания. | 27.10 | |
10 | Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. | Стр. 45 – 48. | 10.11 | |
11 | Контроль знаний | Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. | Стр. 56 «Проверь себя» | 17.11 | ||||
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО | |||||||||
12 | Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный опрос. Проверка «по цепочке». | Понимать поэтическое значение словесного выражения. | Стр. 69 – 70. | 24.11 | |
13 | Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Уметь определять тему и идею произведения. | Стр. 71 – 73. | 01.12 | |
14 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь определять точку зрения автора | . Стр. 74 – 80. | 08.12 | |
15 | .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. | Стр. 85 – 90. «Проверьте себя»
| 15.12 | |
16 | Историческая жизнь поэтического слова. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. | Стр. 107 -113. | 22.12 | |
17 | Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Самостоятельная | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
| . Стр. 117 – 129. Индивидуальные задания. | 12.01 | |
18 | Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Анализ произведении В. А. Жуковского. | Задание по карточкам. Тест. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности |
Стр.132 – 137. | 19.01 | |
19 | Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Стр.140 – 146. | 26.01 | |
20 | Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. | 1 | Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения. | Работа с текстом. Комплексный анализ текста. | Проверка «по цепочке». | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Стр. 150 – 156. «Проверьте себя» | 02.02 | |
21 | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. | Стр. 177 – 182. | 09.02 | |
22 | Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. | Сочинение. | 16.02 | |
23 | Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Работа с таблицей. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении. | Стр.183 -189. | 02.03 | |
24 | Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее. | Стр. 191 – 192. | 16.03 | |
25 | Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять | Стр. 194 – 202. | 06.04 | |
26 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | 1 | Урок контроля за овладением навыками связной речи. | Анализ текста. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Создание собственного произведения по личным впечатлениям. | Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения. | 13.04 | |
27 | Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимать эстетическую природу | Стр. 227 – 229. | 20.04 | |
28 | .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | 1 | Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени. | Стр. 235 – 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение). | 27.04 | |
29 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Уметь различать | Стр. 253 -254. | ||
30 | Нравственные проблемы в произведениях словесности | 1 | Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. | Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь находить в | . Стр. 255 -256. | 11.05 | |
.31 | Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека | 1 | Урок контроля за овладением навыками связной речи. | Работа с тексто м. | Тест. | Развивать навыки | Индивидуальные задания. | 25.05 | |
32 | Контроль знаний. Тестовый опрос. | 1 | Урок контроля | Тестовые задания. | Тестовые задания | 18.05 |
Раздел 7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для 9 класса
- Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
- Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
- Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
- Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
- С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Электронные образовательные ресурсы.
CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
- Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
- Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 – 9 классы.
Раздел 8. Результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
важнейшие термины словесности
- смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
- основные признаки текста, идею произведения;
выражение точки зрения автора;
уметь
средства художественной выразительности
что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа
значение типических образов
главное значение искусства слова
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
- терминологические диктанты;
- тестирование;
- практическая работа.
Формы итогового контроля:
- зачет;
- тестирование.
Методы и формы контроля
- Комплексный анализ текста
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Редактирование текста
- Работа с деформированным текстом
- Тезаурус
Формы оценивания знаний учащихся:
- работы в форме тестов оцениваются баллами;
- творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий преподавателя с рекомендациями;
- зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса литературы в 5 классе
Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...
пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе
Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....
рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина
Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...